Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;

- обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;

- принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

- обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;

- принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;

- в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий привлекать к административной ответственности, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- осуществлять другие полномочия, установленные федеральными законами.

Для принятия органами регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования является веским основанием [7]:

1. Принимает решение о применении методов регулирования орган регулирования естественной монополии, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Причем эти законы на основе анализа деятельности с учетом стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них можно отнести к конкретному субъекту естественной монополии. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

- налоги и другие платежи;

- издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

- прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

- удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

- стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

- государственные дотации и другие меры государственной поддержки Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147 "О естественных монополиях";

- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей.

2. В этом случае, орган регулирования естественной монополии обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии при принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии.


В то же время самостоятельно принимают решение о включении/исключении субъектов естественных монополий из своего реестра органы регулирования естественных монополий. К монополисту будет применено государственно-правовое регулирование в том случае, когда хозяйствующий субъект определен как монополист и включен в реестр. А вот какой метод при этом выбрать относительно того или другого монополиста определяет орган регулирования естественных монополий.

Федеральным законом от 17 августа 1995 г. №147 "О естественных монополиях" установлено, что органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий [8]:

1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Надо сказать, что при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации, разумеется, право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в законном порядке. Ну и конечно также организациям, которые являются основными обществами по отношению к организациям, которые участвуют в добыче нефти, пропорционально объемам добытой нефти, проходящие по магистральным трубопроводам с учетом стопроцентной пропускной способности.

Перечень товаров субъектов естественных монополий, цен которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен на эти товары, включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

С помощью регулирования естественных монополий, которое проявляется в комплексе мер и механизмов их реализации может осуществляться государственная политика в отраслях естественных монополий. Причем эти меры имеют конкретную цель – обеспечение роста эффективности функционирования естественных монополий. Но при обеспечении данного роста с одной стороны, с другой стороны оценивается влияние их на экономику и общество.


Основные положительные и отрицательные последствия деятельности естественных монополий, представлены на рис. 1.

Необходимо отметить, что естественные монополии играют большую

роль в экономике государства. Причем высокая значимость деятельности, которую ведет та или другая естественная монополия, осуществляя контроль за определенными рынками является основной причиной.

Рис.1. Положительные и отрицательные последствия деятельности естественных монополий

В зависимости от того в какой сфере деятельности функционирует естественная монополия, их можно разделить на следующие группы представленные на рисунке 2:

Рис.2. Сферы деятельности естественных монополий

К основным методам государственного регулирования деятельности естественных монополий относят ( Рис. 3):

Рис. 3. Методы государственного регулирования естественных монополий 

Как правило, государственный контроль за соблюдением положений нормативно – правого регулирования  является основным инструментом воздействия. В этом случае, выбор механизма регулирования какого-либо объекта в равной степени зависит от его особенностей и от целевой направленности государственной политики [13].

1.3 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий

Разновидностью абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос в условиях минимизации затрат является естественная монополия. Итак, отрасль, в которой при производстве определенного типа продукции единственная организация (или небольшая группа организаций) может произвести совокупный отраслевой объем продукции с меньшими издержками, чем любое большее число организаций – это тоже естественная монополия.

Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, согласно законодательству РФ (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В РФ регулируются следующие сферы действия естественных монополий:


-транспортировка газа по трубопроводам;

-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

-услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

-железнодорожные перевозки;

-оперативно-диспетчерское управление в энергетике;

-услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

-использование инфраструктуры внутренних водных путей [17].

Таким образом, целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые субъекты и преследует своей целью достижение требуемых макроэкономических показателей можно понимать под государственным управлением естественными монополиями. Проще говоря, обеспечение эффективного использования рыночных механизмов для поддержания нормального конкурентного климата, является основной целью государственной антимонопольной политики.

Комплексный процесс, который включает большое количество участников со стороны государственных органов и различного рода некоммерческих организаций, и которые выступают как в интересах потребителей, так и самих монополий – это регулирование деятельности естественных монополий.

Устанавливает монопольные права в ряде «инфраструктурных» отраслей естественно-монопольное законодательство, а также это касается распоряжения собственностью в этих отраслях.

В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий понятие субъект естественной монополии, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Ну и конечно условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа. Исходя из определения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии, что и является важным признаком субъекта естественной монополии.

Представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.) реестр субъектов естественных монополий в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 26.09.2004 №59 «Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль».


Носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр, либо исключении их из Реестра, реестр субъектов естественных монополий.

Распоряжением N691-р от 19 мая была утверждена программа развития конкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг. В данной программе было сказано, что для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия [8]:

- внесение изменений в федеральный закон "О естественных монополиях", предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий, определение статуса реестра субъектов естественных монополий и порядка контроля экономической концентрации;

- путем установления обязательных требований к проведению торгов обеспечение эффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий. Обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов такие процедуры должны. Что в итоге сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов;

- выделение из сферы деятельности субъектов естественных монополий отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ по подключению к системам коммунальной инфраструктуры);

- внедрение в систему госрегулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других "квази-конкурентных" механизмов, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;

- принятие правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий;

- активизация работы по развитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Надо сказать, что разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности является одним из важных шагов к осуществлению этой задачи.