Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- конкуренции в сфере перевозок, ремонта поездов;

- обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной

деятельности отрасли;

- неприемлемое слияние предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно монопольного сектора.

Выделение естественно монопольного ядра в других сферах естественных монополий практически приведёт к аналогичным положительным результатам.

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что первоочередным шагом по повышению эффективности государственного регулирования цен в естественных монополиях должен стать их полная реструктуризация с целью выделения естественного монопольного ядра. "Немонопольные" рынки предстоит либерализировать, а "Немонопольные" предприятия - приватизировать. Объекты социально-культурного назначения должны быть переданы в коммунальную собственность. Если исходить из того, что главная задача государства по отношению к естественным монополиям состоит в том, чтобы обеспечить максимальный кумулятивный эффект по всей экономике, состоящий в максимизации темпов роста и повышении характеристик эффективности, в том числе и для самих отраслей монополистов, то возникает задача такого реформирования естественных монополий, которое обязано этот кумулятивный эффект обеспечить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот.

Если предприятие смогло стать монополистом в своей области, то это говорит о его силе и о грамотном управлении. По всему миру идет специализация. Целые страны становятся монополистами. Приоритетной задачей правительства должно стать регулирование уже существующих естественных монополий. К сожалению, сейчас деятельность многих монополий вредит развитию малого бизнеса (сырьевые монополии). Деятельность именно таких монополий наиболее важна для регионов.

Антимонопольные органы пока еще только совершенствуются, и это сказывается на монополиях всех типов: с каждым годом все лучше для общества. Основной проблемой в «большом» бизнесе скорее является именно коррупция, но это уже совсем другая тема.

Развитие и становление монополий под чутким руководством ФАС и прочих организаций способно оздоровить экономику региона, а значит, и улучшить благосостояние жителей. Кстати, именно монополии дают большое количество рабочих мест, так пусть они заботятся о своих рабочих и их семьях. Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживание роста цена на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При правильной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее процветание как монопольных субъектов, так и граждан страны.


Три основные естественные монополии (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и РАО «РЖД») являются хребтом всей экономической и политической системы России. Эти три компании формируют почти 14% ВВП страны. Их влияние на экономику России огромно. Именно поэтому деятельность данных гигантов и все вопросы, связанные с их реформированием, вызывают в обществе повышенный интерес.

Предпосылками для реформирования естественных монополий стали нарастающие противоречия и проблемы в их работе: значительный износ основных фондов на фоне все возрастающей потребности в услугах и продукции монополистов, катастрофическая нехватка инвестиций, масштабное перекрестное субсидирование, необоснованность тарифов на услуги, недостаточная эффективность работы отраслей и ряд других.

Общая концепция реформ - отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных.

Реформирование РАО «ЕЭС России» проходило с 2003 года, 1 июля 2008 года компания перестала существовать в прежнем виде. Большая часть энергоактивов (генерирующие активы, сбытовые компании, ремонтные службы) перешли в руках частных инвесторов. В собственности государства остались только Федеральная сетевая компания (ФСК), которая стала монопольным владельцем всех высоковольтных магистралей, и «Системный оператор», иными словами - «рубильник».

На сегодняшний день, по мнению многих аналитиков, самой успешной является реформа РАО «ЕЭС России». Она позволила создать некое подобие рынка электроэнергии и привлечь в отрасль порядка 900 млрд. руб. частных инвестиций, которые будут направлены на реализацию инвестиционных программ компании.

В то же время большинство целей, стоящих перед реформами естественных монополий, на сегодняшний день не достигнуто.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

  1. Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147 – ФЗ от 17.09.1995 г. (по состоянию от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ ).
  2. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (по состоянию от 05.12.2016 N 412-ФЗ).
  3. Федеральный закон «Об электроэнергетике» (по состоянию на 23 ноября 2009 года) N 261-ФЗ ( по состоянию от 03.07. 2016 г. N 269-ФЗ).
  4. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (по состоянию от 03.07.2016 N 360- ФЗ).
  5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О ж/д транспорте в Российской Федерации» (по состоянию от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

Книг одного автора

  1. Брюханова Н. В. Динамический анализ основных показателей деятельности естественных монополий в условиях их реформирования (на примере РАО "ЕЭС России") // Сибирская финансовая  школа, № 3. 2009- С. 37-43.
  2. Коптин Д. Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии

конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках // Известия СПбУЭФ. 2009. № 4.

  1. Кузнецова Н. С. Концептуальные основы системы противоречий развития естественных монополий в условиях инновационной экономики // Экономика и управление. 2009. № 12.
  2. Маховикова Г.А. Микроэкономика: Учебник. – Люберцы.: Издательство «Юрайт», 2016. – 281 с.
  3. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков: Учебное пособие. –

М.: Издательство «Юрайт», 2015. – 411с.

  1. Уланов В. Л. О путях реформирования естественных монополий // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2011. - N 6. - С. 139-146.
  2. Шамаев И. Н. К вопросу о реформировании естественных монополий в России // Социально-экономические явления и процессы, 2011. - № 1/2. –С. 244-247.
  3. Шмырова Н. В. Естественные монополии: проблемы развития: проблемы повышения эффективности естественных монополий в современный период // Российское предпринимательство. - 2010. - N 3. - С. 30-35.
  4. Чукалова С. Н. Основные аспекты реформирования естественных монополий // Вестник Российской правовой академии. - 2011. - N 3. - С. 47-52.

Книг двух и трёх авторов

  1. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Конкуренция и

антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Логос», 2011.- 368 с.

  1. Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: Учебное пособие. – М.: Издательство «КноРус», 2016. –288 с.
  2. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. – М.Издательство «Экономика», 2009. – 815 с.
  3. Орлова К. С., Малыгин А.И. Проблема естественных ионополий в экономике России // Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право», 2014. - №1.
  4. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.:

Издательство «Проспект», 2016. – 448 с.

  1. Федорова А.Ю., Экономика отраслевых рынков: уч.пособие, 2-е издание, измененное и дополненное / А.Ю. Федорова – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 89 с.

Приложение 1

Структура энергетической отрасли до реорганизации

Приложение 2