Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сохранение “Газпрома” в форме вертикально интегрированной единой госкорпорации принципиально для решения одной из важнейших проблем реформирования газовой отрасли – либерализации рынка газа по схеме, близкой к уже практикуемой на рынке электроэнергии. Население и бюджетные организации продолжат покупать газ по фиксированным ценам. С промышленными потребителями вопрос сложнее. Металлургические, химические и энергетические компании стремятся сохранить для себя поставки газа по низким государственным тарифам, что в корне подрывает саму идею предполагаемого перехода на систему биржевых торгов. Поэтому движение от централизованных тарифов к рыночным будет постепенным, Сначала промышленные потребители получат нормативы газоснабжения по гостарифам, а сверх нормативное количество газа они будут покупать по более высокой биржевой цене. Предполагается, что такая система запустит механизм энергоснабжения. Характерно, что сам “Газпром” выступает за полную либерализацию рынка с 2006 г., а независимые газопроизводители уже сейчас поставляют объемы газа по свободным ценам («Сургутнефтегаз», «Итера»). 

Российский рынок природного газа в настоящее время монополизирован. Действующая на нем монополия – Газпром доминирует на стороне предложения газа на внутреннем рынке и является единственным экспортером российского газа. Кроме того, Газпром – собственник магистральных газопроводов, он диспетчирует систему газоснабжения российских потребителей, составляет балансы газа, ему принадлежат подземные газохранилища и система распределения газа [16].

Мировой опыт развития газовой отрасли – это движение к конкурентному рынку, как в сфере добычи, так и в сфере транспортировки газа, а также запрет на совмещение прав собственности в добыче и транспортировке газа. С точки зрения экономической теории этот вектор развития также является правильным с точки зрения интересов общества. Исключением является случай  естественной монополии. Недавно обсуждался вопрос о том, является ли Газпром естественной монополией. Разделение монополии на две, так чтобы возник каскад монополий, привел бы к демодернизации отрасли. Обсуждаются экономические последствия монополизации: ускоренный рост цен газа на внутреннем рынке, негативное

влияние на рост  экономики, ускорение инфляции, воздействие на отдельные

отрасли экономики и эффективность  работы регулятора.

В течение долгого времени цены газа для российских потребителей были в разы меньше экспортных цен газа. Это стимулировало рост спроса на газ на внутреннем рынке и дестимулировало при этом рост газоэффективности российских потребителей. Так, в структуре потребляемых электроэнергетикой первичных энергоресурсов газ доминирует, однако основной используемой технологией остаются парогазовые энергоблоки с коэфффициентом полезного действия 35-39%. Доля комбинированных схем производства электроэнергии и тепла с использованием газовых турбин в структуре производимой энергии остается незначительной, хотя их газоэффективность на десятки процентов выше эффективности паротурбинных блоков на газе.


Чтобы устранить это противоречие, правительством взят курс на значительное повышение цен газа для российских потребителей,  инструментом которого будет принцип равной доходности продажи газа Газпромом зарубежных и российских потребителей газа. Таким образом, определена траектория реформирования российского рынка газа, в соответствии с которой сохраняется целостность Газпрома и его право оставаться единственным экспортером российского газа, цены газа для российских потребителей будут постепенно подтягиваться к уровням цен равной доходности, после чего российский рынок газа будет либерализован.

Одновременно рассматриваются теоретические основания использования этой траектории реформирования российского рынка газа. При этом возможны экономические последствия ее реализации для российских потребителей, поэтому необходимо определить и оценить меры, которые были бы направлены на минимизацию или устранение негативных экономических последствий, которые могут появиться на данной траектории реформирования.

Для анализа можно использовать экономико-математическую модель российского рынка газа, в которой критерием оптимизации принят максимум общественного благосостояния, которого достигает российский рынок в состоянии устойчивого равновесия. Модель используется для оценивания экономических последствий реформирования рынка газа, для чего привлекаются фактические данные, характеризующие российский рынок газа.

Основные результаты работы состоят в следующем. Показано, что в

промежуточных состояниях рынка, то есть до его полной либерализации,

использование цен равной доходности в качестве цен в регулируемом секторе рынка будет отражать рыночную власть, которую имеет Газпром на внешних рынках, поскольку экспортные цены российского газа коррелированы с мировыми ценами нефтепродуктов. Кроме того, цены равной доходности предполагают по умолчанию справедливой аксиому о равной эффективности европейских и российских потребителей газа. Таким образом, цены равной доходности будут выше оптимальных цен газа и будут стимулировать инфляцию в российской экономике.

2.3. Анализ процесса развития и трансформации естественных монополий за рубежом


Рассмотрим причины, которые привели к трансформации естественных монополий в странах ЕС на примере железнодорожной отрасли. Можно выделить две группы причин.

Первая связана с неудовлетворенностью процессом их деятельности. Причины, которые привели к данному шагу: низкая эффективность деятельности; усиление объема долговых обязательств перед государством; низкая эффективность управленческого аппарата; низкая степень удовлетворенность качеством обслуживания потребителей.

Вторая связана с тем, что в научном мире появились труды доказывающие, что создание условий для структурных изменений в естественных монополий. При этом основная цель – использовать конкурентные силы рынка в механизме регулирования более эффективно

механизма административного государственного регулирования.

Была проведена комплексная реструктуризации (разделение по функциональному признаку). Например, Монополист «Statens Janvagars» был реструктурирован следующим образом, представленным на рисунке 3.

При этом компания достигла поставленных целей повышения качества обслуживания и снижения долговых обязательств перед государством.

Аналогичные процессы проходили и в других отраслях. Похожие

процессы начались также в США и Канаде даже чуть раньше в 1980 году.

Результатом стали две модели, представленные в таблице 1.

Рис. 3. Результат первой реструктуризации компании «Statens Janvagars»


Рис. 4. Результат второй реструктуризации компании «Statens Janvagars»

Отдельно следует выделить США, Канаду и Великобританию, там дано «право приобретения третьей стороне транспортной услуги». Данный факт приводит к обеспечению конкуренции. Данный шаг был достигнут за счет естественных монополий на два звена: транспортная инфраструктура, маркетинговое звено.

В последние десятилетия происходила структурная перестройка электроэнергетики путем приватизации энергетических объектов через акционирование и дерегулирование, что имеет своей целью формирование конкурентных рынков электроэнергии.

Первыми на этот путь встали Великобритания, Норвегия и Чили. После них по аналогичной схеме начали реструктуризацию отрасли Австралия, Аргентина, Бразилия, Испания, Мексика, США, Швеция, Финляндия и

другие страны. Надо сказать, что в ряде стран при вертикальной дезинтеграции присутствует и горизонтальная интеграция в направлении создания крупных энергообъединений. Самое интересное, что это происходит на транснациональном уровне. В качестве примера можно обратиться к странам Скандинавии. Пример был выбран не случайно: в течение долгого времени они сотрудничали в рамках организации NORDEL с целью достижения постоянного и надежного электроснабжения и оптимального использования суммарных энергоресурсов. Во время реформирования электроэнергетики Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия создали не только внутренние рынки электроэнергии, но и объединили их, создав общий рынок электроэнергии стран Скандинавии. В 1993 г. на основе энергетического рынка Норвегии была учреждена первая в мире международная товарная биржа Nord Pool, специализирующаяся на торговле электрической энергией.


Приметно, что в начале в торговле участвовали только Норвегия и Швеция. Затем в 1998 г. к Nord Pool присоединились Финляндия, а в 2000 г. – Дания. Nord Pool стал первой электроэнергетической биржей, объединившей рынки нескольких стран. Норвежская компания Statnett SF и шведская Svenska Kraftnat, осуществляющие функции системных операторов, владеют по 50% акций Nord Pool. Предполагалось в дальнейшем создать Средиземноморское кольцо, затем планировалось создание Балтийского кольца, Черноморского энергообъединения, развития межсистемных связей между энергосистемами стран Среднего Востока, стран Южной Америки, а также образования Южно-Африканского энергообъединения.

Проведем сравнительный анализ функционирования естественных монополий в РФ и за рубежом, данные исследования представлены в таблице 2. Как видно из анализа данных таблицы в странах ЕС более развит механизм государственного регулирования, который построен на сочетания минимизации административного регулирования; в сочетании методами ценового регулирования и механизма доступа на рынок на основе договорного права [14].

Таблица 1

Модели естественных монополий за рубежом (на примере газовой отрасли)

Показатель

Модель 1

Модель 2

Вид собственности

Государственная

Частная или совместная компания

Монополия

Транспортная

Транспортная

Управление

интегрированная деятельность газовой компании

Независимое

Страны

Италия, Франция, Бельгия, Дания, Болгария, Румыния

Страны Северной Америки

Интеграция проводилась по функциональному признаку. В США и

Канаде более развит акцент на создание условий присутствия конкуренции.

В РФ естественные монополии не имеют условий присутствия

конкуренции; механизм регулирования акцентирован на ценовом регулировании. Государство стремится отстраниться в участия в собственности естественных монополий. В то время как в странах ЕС большинство из них являются государственной собственностью.

Рассмотрим опыт государственного регулирования естественных

монополий за рубежом. Среди методов государственного регулирования

можно выделить несколько наиболее часто применяемые, представленные в приложении 6. Рассмотрим первый метод, который применяется как за рубежом, так и в РФ. Регулирование естественных монополий в западных странах реализуется с помощью административных органов, судов, либо тех и других.


Министерство экономического развития совместно с отраслевыми Министерствами и Федеральной службой по тарифам осуществляет выработку и реализацию единых подходов при регулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий. Целью данной деятельности является стремление обеспечить потребителей продукцией естественных монополий по приемлемой цене и требуемого качества.

Таблица 2 

Сравнительный анализ функционирования естественных монополий в РФ и за рубежом

Показатель

В РФ

За рубежом

Объем финансовых ресурсов

Ниже

Выше

Форма собственности

Государственная, смешанная

Государственная и смешанная, частная

Правило «золотой акции»

нет

+

Допуск иностранных инвесторов

Нет в ряд отраслей стратегического значения

В некоторых странах

Начало периода трансформации

2007 год

1980 года в США, 1995 год в странах ЕС

Вид интеграции

Региональная, функциональная

Функциональная

Государственные дотации

нет

присутствуют

Административное регулирование

+

Есть, но не превалирует

Ценовое регулирование

+ метод «средних издержек»

+ «метод нормы прибыли», « модель установления относительного предельного тарифа»

Механизм доступа на рынок на основе договорного права

Слабо развит

Франшиза наиболее распространен

Механизм конкурсного доступа на рынок

+

+

Условия создания «конкурентного звена»

Пока нет или не удачен

+

Недостатком первого метода является высокий уровень затрат на содержание исполнительного аппарата; препятствие к вертикальной структурной перестройки деятельности компании; препятствие развитию конкуренции в отрасли; высокий риск коррупции (данный факт весьма актуален в РФ).

Второй метод используется в РФ, в части естественных монополий, находящихся в государственной собственности (рынок золота и драгоценных камней).

В части третьего метода можно отметить предпочтение ценового регулирования «регулирование верхнего предела тарифа», а не регулирования на основе «нормы прибыли».  В то же время необходимо отметить тот факт, что в большинства стран ЕС и США от государственного регулирования стремятся к созданию условий для структурных изменений в естественных монополий. При этом основная цель – использовать конкурентные силы рынка в механизме регулирования. Недостатком применения данной технологии в РФ может стать [9]: