Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг- поведения в профессиональной сфере..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Девиации сексуального поведения. У конфликтных молодых сотрудников недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. У них легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены молодые люди с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у молодых людей зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами.

По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии.

Подведя итог можно констатировать, что конфликтное поведение само по себе остаётся до конца не изученным сложным процессом. Процесс отклонения от несуществующих норм зависит от принятых в обществе ценностей и регулируемых поведение механизмов. Отклоняется от нормы как желание выражать протест, негативизм, либо отклонятся вследствии незрелости сознательных механизмов. Ответ неоднозначен. Если это негативизм, значит он необходим для удовлетворения «Я», если это незрелость молодого специалиста нуждается в поддержки и определённых условиях способствующих созреванию профессиональной Я-концепции. А на этом пути зачастую и совершаются самые страшные ошибки. Оценивать ситуациюи правильно прогнозировать диагностировать последствие своих действий, также является существенной характеристикой лежащей в основе девиантности. Сплетение социокультурных, психологических и биологических факторов обозначают специфику появления того или иного типа конфликтного поведения (Туляганова Т, Камалетдинова З.Ф).

Из вышесказанного следует актуальность изучения не только морально-ценностнной структуры личности, но и мотивационной. В своём исследование мы ставим целью выявить и изучить конструктивность мотивационной сферы работников, склонных к конфликтам в коллективе.

Конфликтное поведение нередко ставит в тупик не только, членов коллектива, но и опытных руководителей. В этих случаях может помочь душевная беседа и внимание к работнику самого руководителя. Диагностика конфликтов способствует профилактики серьезных нарушений в жизнедеятельности коллектива.


1.2. Психологическая характеристика мотивационной сферы молодых сотрудников склонных к конфликтам в коллективе

Мотивационная сфера молодых сотрудников склонных к конфликтам в коллективе была объектом ряда исследований. Остановимся на одном из них. Психологическая характеристика мотивационной сферы конфликтных молодых людей в исследовании Г.Г. Бочкарёвой (2004г). Характеризуя мотивационно - потребностную сферу конфликтных молодых людей Бочкарева сделала следующие выводы:
У них слабо выражены высшие потребности. У большинства из них потребности ограничены стремлением удовлетворить свои примитивные нужды. Следовательно, низкий уровень этического развития личности связан с бедностью их духовных запросов.

В то же время у определенной части конфликтных молодых людей примитивные потребности находятся в сложном взаимодействии с нравственными тенденциями. Об этом свидетельствует их внутренняя неудовлетворенность собой, сознание своей вины (особенно перед матерью) и желание начать иную жизнь (учиться, работать. Особенно ярко различие выступало в их отношении к своей конфликтности. Одни из них стыдились своих прошлых поступков, смущались, когда об этом заходила речь. Чувствовалось, что эта тема им неприятна, и они остро переживают свою вину. Другие, напротив, легко, беспечно, со всеми подробностями рассказывали о своих неблаговидных поступках, не испытывая при этом ни малейшего смущения. Были и такие, которые не только не стеснялись говорить о своем преступном прошлом, но и бравировали им.

Бочкарёва Г.Г строит своё исследования основываясь на идеи Божович Л.Н. «По характеру переживания в известной мере можно судить о структуре мотивационной сферы человека». Так, например, наличие угрызений совести, по предположению Л. И. Божович, должно свидетельствовать о том, что у человека была потребность воздержаться от соответствующего безнравственного поступка, и неудовлетворение этой нравственной потребности вызвало отрицательные переживания, отраженные в сознании в виде раскаяния, угрызений совести и пр. Отсутствие таких раскаяний, наоборот, свидетельствует либо о чрезвычайной слабости нравственных побуждений, либо об их полном отсутствии. На этом основании Л. И. Божович высказывает предположение о существовании различных групп правонарушителей, у которых имеется разное соотношение антиобщественных наклонностей и нравственных стремлений. Если молодой человек совершивший бесчестный поступок, испытывает угрызения совести, то можно предположить, что его поступок был мотивирован сильной потребностью примитивного, общественно-отрицательного характера, которая победила противостоящее ей нравственное побуждение—воздержаться от бесчестного поведения.


Теоретическое исследования Бочкарёвой Г.Г даёт возможность раскрыть некоторые аспекты проблемы конфликтности. Исследование Бочкарёвой Г.Г построено на методах беседы, сочинения, ответов на вопросы. Несмотря на это Бочкарёва получила достаточно богатый материал, подтверждающий факт индивидуальной природы мотивационной сферы и её неразрывность с морально нравственными ценностями регуляторами поведения.

Анализа работы Божович Л.И, Бочкарёвой Г.Г экспериментальной части помог подойти к постановки рабочей гипотезы и разработки экспериментальной модели, выявления мотивационной сферы сотрудников склонных к конфликтам.

Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.

Можно выделить несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу человека:

  1. развитость характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;
  2. гибкость описывает подвижность связей существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы ( между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями);
  3. иерархизированность – это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

Разработанные модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А.Маслоу, Д.МакКлелланда и Ф. Герцберга. Более современными являются процессуальные модели мотивации, основанные на том, как ведут себя люди с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модели ожидания и модель справедливости. Следует иметь ввиду, что хотя эти описания и расходятся они не являются взаимоисключающими.

Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей по Абрахамом Маслоу. Согласно его классификации, выделяются следующие виды потребностей.

  1. Физиологические потребности, обеспечивающие выживание человека.
  2. Потребность в безопасности (уверенность в будущем) – это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от неудач и страхов.
  3. Социальные потребности включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувства принятия другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
  4. Потребность в уважении включают потребность в самоуважении, личностных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
  5. Потребности самовыражения – это стремления реализовать способности к развитию собственной личности.

Важную роль в реализации оптимальной мотивации играет реализация потребностей в успехе, признании, оптимальной организации труда (учения) и перспективы роста. Согласно теории Мак-Келланда людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности ( Хекхаузен Х. ,1986).

Потребность власти выражается в желании оказывать воздействия на других людей. Чаще всего люди с такой потребностью откровенны и энергичны, они не боятся конфронтации и стремятся отстаивать первоначальные позиции. Это хорошие ораторы. У таких людей отсутствует склонность к авантюризму и тирании, главное для них – проявить свое влияние. Такое личностное влияние может стать основой лидерства в небольших группах. По психологическим данным потребность власти одинаково выражена и у женщин и у мужчин. Но на уровне реализации имеются некоторые различия, связанные с гендерными особенностями. Так, по данным гендерных исследований, изучающих гендерные стереотипы, выявлено, что потребность власти ярче выражена у мужчин. Женщины склонны скрывать наличие данной потребности и реализуют её скрытым образом.

Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха человека, что только подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с такой потребностью рискуют умеренно, любят ситуации, когда могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Они хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Перед такими людьми необходимо ставить задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи. Им надо делегировать достаточные полномочия, чтобы было возможно проявление инициативы. Важно регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами. Наличие данной потребности одинаково как у мужчин, так и у женщин. На поведенческом уровне имеются некоторые различия, что обусловлено также гендерными стереотипами. Так, считается, что мужчины более рискованны, не внимательны и склонны бороться за статус, а не за результат.

Потребность в причастности, выражается в заинтересованности в компании знакомых, оказание помощи другим и налаживании дружеских отношений. Их привлекает работа, которая будет давать возможность широких социальных контактов и обширные возможности социального общения. Данная потребность одинаково выражена как у мужчин, так и у женщин. Если принимать во внимание гендерные стереотипы, то можно определить следующее. Мужчины – имеют больше возможностей для удовлетворения данной потребности, так как мужчины - больше имеют отношений к социальной жизни, вместе с тем как женщина больше ограничена узким кругом социальных отношений. Ограниченность возможностей причастности может быть также выражена в различном отношении к понятиям «Мужской дружбы» и «Женской дружбы». Тогда как понятие дружбы едино для всех людей.


Таким образом, содержательные модели мотивации позволяют нам дифференцировать истинную природу побудительной стороны поведения от гендерно сложившихся стереотипов. Гендерные стереотипы имеют негативные последствия, одно из которых не верное понимание человеческой природы поведения. Не знания, которой, приводит к непониманию и естественно к возникновению беспочвенных, необоснованных конфликтов.

Помимо содержательных моделей мотивации выделяют и процессуальные. Одной из процессуальных моделей является теория ожиданий. Согласно этой теории ожидание следует рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Здесь выделяются группы людей: пессимисты, оптимисты, реалисты, прагматики, романтики. По данному типу мотиваций существенных различий между женщинами и мужчинами не выявлено.

Другой подход в описании мотивации предлагает теория справедливости. Согласно ей люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят данное отношение с тем, что имеют другие люди выполняющие аналогичную работу. Если сравнение обнаруживает дисбаланс и несправедливость, то у него возникает психическое напряжение. Следует отметить, что восприятие и оценка справедливости носят субъективный относительный характер (Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. 1992).

Для понимания системы мотивации мужчин и женщин, нужно изучить их жизненные ценности и уклад, к которому они относятся. Согласно теории мотиваций Мак-Клелланда – Аткинсона, поведение человека в ситуациях, связанных с деятельностью в группе, формирует стремления:

  1. к успеху, как желание выделиться, решать проблемы и быть за них ответственным, а также получать конкретные отзывы о своей работе;
  2. к власти, как желание влиять на других, управлять ими, получая от собственного могущества моральное удовлетворение;
  3. к признанию, т.е. желание установить тесные дружеские связи с окружающими.

В соответствии с теорией поля К.Левина наблюдаемое в любой момент поведение есть функция поля, в котором оно проявляется. Двумя основными компонентами этого поля являются личность и среда. Подчас легче изменить внешнюю среду, чем самого человека. Из чего следует, что мотивационная сфера зрелого человека имеет единую основу, как для мужчин, так и для женщин. Вместе с тем существуют ряд гендерных стереотипов, имеющих негативные последствия, вносящие трудности в понимание и без того сложной природы мотивации человеческого поведения.