Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг- поведения в профессиональной сфере..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте – холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру конструктивной его активности – сангвиния. Это следует понимать как то, что львами не рождаются, а ими становятся. Причем, скорее всего это происходит в общении, либо в познавательной сфере.

У 25% испытуемых (8 человек) было выявлено реконструктивное единство мотивации отношений и мотивации достижения. Эта группа называется «Пантеры». Их основным способом взаимодействия заключается в том, что самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собой, обостренная рефлексия в самосовершенствовании. Интроверт. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношение доминируют над целями. Важно постижение себя, какой-то истины, затем внешний мир. Особое личностное состояние-меланхолия. В стрессовых ситуациях, в благоприятных ситуациях естественно реактивное состояние, выраженное темпераментом – сангвиника. В положительном смысле приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле снижается самодисциплина.

У 10-ти испытуемых (33%) отмечено деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по Томасу).Это так называемые в «Медведи». Приспособление выражается как форма подавления, властвование над другими и собою. Вторая форма - это приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внешнего и внутреннего решаются волевым, произвольным образом. «Медведь » одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьироваться от «спячки» и покорности до жесткого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Его флегматия является личностным состоянием, плодом отношений к нему в семье или в ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживается проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности медведь – меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни поступает совершенно Экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает своих целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь.


У 21% (испытуемых) отмечено инструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения. Это так называемые в методики «Тигры». Основной способ взаимодействия, - противоположный мотиву пантеры., означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации не только относительно к себе, но и к другим: все должны следовать определенной идее правилу, норме. Инструктивная мотивация обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. В Экстернально- объектной стратегии поведения «тигров» доминирует экстернальность, облегчающая переход от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно реактивному состоянию флегматика, - когда возникает ситуация опасности, или, наоборот, благоприятная ситуация, славы и почета: тогда нет вокруг более спокойного флегматичного человека, чем только что организовавший конфликт безудержный тигр: его мужество при этом как раз и есть свойственная его темпераменту выдержка, инертность активности на личностном уровне.

Подводя итоги можно констатировать следующие данные, касающиеся стратегии, способа поведения в оптимальных и стрессовых ситуациях по типу активности и реактивности испытуемых склонных к конфликтам можно сделать следующие выводы:

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

  1. Наибольшее количество испытуемых - женщин – 33% ориентированы на так называемое деструктивное единство мотивации отношения и достижения, что выражается в стремлении к приспособлению. У них отмечена Экстернально субъектная стратегия. Флегматия – Меланхолия. «Медведи». Среди них есть раскаивающиеся и бесконфликтные. Более тщательный качественный анализ высказываний «раскаивающихся» испытуемых и тех условий, при которых ими было совершено правонарушение, позволил нам выделить среди них три подгруппы. В первую вошли испытуемые, вступившие в конфликт в результате случайного стечения обстоятельств, опьянения и других причин. У них нет обостренных примитивных или антиобщественных потребностей. Ими усвоены нравственные нормы, которым соответствуют отчетливо выраженные нравственные чувства, — стыд, раскаяние.
  2. На втором месте -25% испытуемых женщин, выбравших так называемое реконструктивное отношение мотивации достижения и мотивации отношения. Это выражается в стремлении к избеганию конфликтных ситуаций. Интернально-субъектная стратегия. Меланхолия – Сангвиния. «Пантеры».
  3. Третье место разделили две группы испытуемых по 21%. Испытуемые из группы «Львы», с конструктивным единством мотивации отношений и достижения, что выражается в стремлении к сотрудничеству. Интернально-объектная стратегия. Сангвиния – Холерия. Раскаивающиеся.
  4. Испытуемые группы «Тигры» с инструктивным единством мотивации достижения и мотивации отношений, что выражается в стремлении к соперничеству. Экстернально-объектная стратегия. Холерия – Флегматия. Циники.
  5. Для большинства испытуемых, склонных к конфликтам мы можем утверждать, что для них типично слабое развитие положительных моральных переживаний и убеждений, которые регулировали бы их поведение. Испытуемые этого типа, за очень небольшим исключением, обнаружили мотивы или примитивного, или утилитарного характера. У них проявляются сильно развитые примитивные потребности (главным образом влечение к спиртному). Эти их особенности и приводят к тому, что они легко склоняются на конфликт. Вместе с тем далеко не все «бесконфликтные» являются столь устойчивыми в своем антиобщественном поведении.
  6. Исследование показало, что испытуемые, которые бравируют и перед другими и перед самим собой циничной моралью, а эта бравада является результатом аффективных переживаний, глубокого внутреннего конфликта, из которого они не в состоянии найти выхода.
  7. Полученные характеристики позволяют нам получить данные для дальнейшего экспериментального исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В эксперименте участвовали молодые специалисты склонные к конфликтам. Они так или иначе относились к своим действиям, некоторые из них сожалели о содеянном другие напротив не видели выхода из сложившихся жизненных обстоятельств и считают, что то что с ними произошло лучше того, что с ними могло бы случиться. Рассматривался вопрос об увольнении однако в силу возрастных особенностей и решения проблемы текучести кадров было принято решение диагностики и изучение природы конфликта. Изучение специфики мотивационной потребностной сферы испытуемых способствовало организации тренинговой работы с ними по преодолению отклонений в развитии характера. Тем самым по мимо профессиональных задач решаются воспитательные задачи молодежной политики государства. Сохранив молодого специалиста мы не только помогаем ему решать экономические задачи, но и способствуем профилактики отклонений в развитии его личности.

Наше исследование не отличается от ранее проводимых но тем не менее носит практический характер и имеет значение для каждого сотрудника, который участвовал в исследовании. Так, исследовав состояние потребностно-мотивационной сферы испытуемых мы получили возможность расширить представления о самих себе. Развитие рефлексивных способностей позволяет сформировать представление об актуальных потребностях влечениях молодых специалистов. У большинства испытуемых это была неосознаваемая потребность в самостоятельности и самореализации. Нами также был выявлен факт её депривации. Наличная потребность свидетельствует о том, что данная потребность является присущей для всех испытуемых. Диагностика мотивации активности испытуемых по параметру направленности позволяет определить, что имеются некоторые отличия в демонстрации способа поведения испытуемых в зависимости от половозрастной принадлежности. Так испытуемым склонным к конфликтам присуще дестируктивное единство мотивации достижения. Использование методики «Конструктивности мотивации» позволяет сделать следующие выводы:ие испытуемым склонным к конфликтам присуще дестируктивное единство мотивации достижения. твовал в исследовании.

  1. Несмотря на выраженную склонность к конфликтам у испытуемых исследуемой группы, выявляются следующие особенности их морально – нравственной и мотивационно - потребностной сферы, а именно расхождения в типе реагирования внешнего и внутреннего порядка. Внешне это выглядит как двойная мораль;
  2. Испытуемые склонные к конфликтам, имеют мотивировку своего поведения (высказывания, которые оправдывают действия и поступки) не совпадающую с истинными мотивами (потребностями, влечениями). Они оправдывают свое поведение.
  3. Нравственная наличная тенденция не всегда реализуется в силу того, что отсутствует возможность удовлетворения потребностей в ситуации повышенного напряжения.
  4. У испытуемых склонных к конфликтам выявлена деструктивная мотивация.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Введение в экспериментальную психологию личности. М.1980
  2. Мельников В.М. Основы построения психологического эксперимента М.Просвещение 1985.
  3. Ямпольский В.М. Введение в экспериментальную психологию личности. М.1985
  4. Глас Дж.Математическая статистика в педагогики и психологии.
  5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л.1990
  6. Практикум по социальной психологии. П. 2001
  7. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.
  8. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.П.1994.
  9. Шванцара Й. Диагностика психического развития. М.1978
  10. Рогов В.Е Настольная книга практического психолога. 2 тома. М.2001
  11. Психология личности. Тексты. М.1982.
  12. Айзенк Г.Проверьте свои способности. М.Мир 1990.
  13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания..- Л.: Лгу 1990
  14. Бжалова И.Т. Новые методы экспериментального исследования установки.
  15. Психологические исследования. Тбилиси, 1973
  16. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. Мир.1989
  17. Экспериментальная психология. М. 2001
  18. Давлетшин М.Г. Общая психология. Тексты лекций, Т. 2002

Приложение 1. таблица №1. «Показатели конструктивности мотивации в группе женщин»

№.

Ф.и.о.

стратегия

МД и МО,

Внешнее и внутреннее

Да Нет

Конструктивность

мотивации.

тип поведения в конфликте

1

Татьяна К.

интернально-

субъектная

МО внутр. +, Да.

МД внеш. -,

Нет

Реконструктивное

Избегание

«Пантера»

2

Вика С.

Экстернально-субъектная

МО внутр. -, нет;

МД внеш. -, нет.

Деструктивное

Приспособление

«Медведь»

3

Алеся П.

Экстернально-субъектная

МО внутр. -, нет;

МД внеш. -, нет.

Деструктивное

Приспособление

«Медведь»

4

Татьяна Ж.

интернально-

субъектная

МО внутр. +, Да.

МД внеш. -,

Нет

Реконструктивное

Избегание

«Пантера»

5

Оксана С.

интернально-

субъектная

МО внутр. +, Да.

МД внеш. -,

Нет

Реконструктивное

Избегание

«Пантера»

6

Елена И.

Экстернально-субъектная

МО внутр. -, нет;

МД внеш. -, нет.

Деструктивное

Приспособление

«Медведь»

7

Эллина К.

Интернально-объектная

МО внутр. +; да;

МД внешн. +; да.

Конструктивная

Сотрудничество

«Лев»

8

Лада М.

Экстернально-субъектная

МО внутр. -, нет;

МД внеш. -, нет.

Деструктивное

Приспособление

«Медведь»

9

Лола Б.

интернально-

субъектная

МО внутр. +, Да.

МД внеш. -,

Нет

Реконструктивное

Избегание

«Пантера»

10

Инна К.

Интернально-объектная

МО внутр. +; да;

МД внешн. +; да.

Конструктивная

Сотрудничество

«Лев»

11

Оксана Р.

интернально-

субъектная

МО внутр. +, Да.

МД внеш. -,

Нет

Реконструктивное

Избегание

«Пантера»

12

Катя Л.

Интернально-объектная

МО внутр. +; да;

МД внешн. +; да.

Конструктивная

Сотрудничество

«Лев»

13

Ира Л.

Экстернально-

объектная

МО внутр, -; нет;

МД внешн, +; да.

Инструктивное

Соперничество

«Тигр»

14

Светлана Б.

Интернально-объектная

МО внутр. +; да;

МД внешн. +; да.

Конструктивная

Сотрудничество

«Лев»

15

Вероника

Экстернально-субъектная

МО внутр. -, нет;

МД внеш. -, нет.

Деструктивное

Приспособление

«Медведь»

16

Наташа Ш.

Экстернально-

объектная

МО внутр, -; нет;

МД внешн, +; да.

Инструктивное

Соперничество

«Тигр»

17

Женя К.

Интернально-объектная

МО внутр. +; да;

МД внешн. +; да.

Конструктивная

Сотрудничество

«Лев»

18

Зебо А.

Экстернально-

объектная

МО внутр, -; нет;

МД внешн, +; да.

Инструктивное

Соперничество

«Тигр»

19

Гулнара

Экстернально-субъектная

МО внутр. -, нет;

МД внеш. -, нет.

Деструктивное

Приспособление

«Медведь»

20

Алина А.

Экстернально-

объектная

МО внутр, -; нет;

МД внешн, +; да.

Инструктивное

Соперничество

«Тигр»

21

Карина Б

Интернально-объектная

МО внутр. +; да;

МД внешн. +; да.

Конструктивная

Сотрудничество

«Лев»

22

Дарья П.

Экстернально-субъектная

МО внутр. -, нет;

МД внеш. -, нет.

Деструктивное

Приспособление

«Медведь»

23

Дилара В.

интернально-

субъектная

МО внутр. +, Да.

МД внеш. -,

Нет

Реконструктивное

Избегание

«Пантера»

24

Тамила Т.

Экстернально-субъектная

МО внутр. -, нет;

МД внеш. -, нет.

Деструктивное

Приспособление

«Медведь»

25

Дина К.

Экстернально-

объектная

МО внутр, -; нет;

МД внешн, +; да.

Инструктивное

Соперничество

«Тигр»

26

Барно И.

Экстернально-субъектная

МО внутр. -, нет;

МД внеш. -, нет.

Деструктивное

Приспособление

«Медведь»

27

Гулжанат

интернально-

субъектная

МО внутр. +, Да.

МД внеш. -,

Нет

Реконструктивное

Избегание

«Пантера»

28

Мухаббат. А

Экстернально-

объектная

МО внутр, -; нет;

МД внешн, +; да.

Инструктивное

Соперничество

«Тигр»

29

Заррина З.

интернально-

субъектная

МО внутр. +, Да.

МД внеш. -,

Нет

Реконструктивное

Избегание

«Пантера»+

30

Саида К.

Экстернально-субъектная

МО внутр. -, нет;

МД внеш. -, нет.

Деструктивное

Приспособление

«Медведь»