Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг- поведения в профессиональной сфере..pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной проблемы: Современное общество, несмотря на провозглашение идей гуманизма и толерантности остается достаточно конфликтным. Конфликты в семье на производстве в учебно-воспитательном процессе застают человека врасплох и мешают его успешной социализации и реализации как личности. Тогда как возрастные конфликты способствуют росту рефлексии, бытовые конфликты становятся причиной разрушения семьи. Конфликты на производстве так же негативно сказываются на благосостоянии членов коллектива.
Изучение конфликтов в коллективе представляет интерес для руководителей различных ведомств и подразделений. Так как конфликты в профессиональной жизни молодежи, как правило, обостряет все проблемы, как явные, так и скрытые. Проблема становления молодого специалиста одна из сложных проблем связанных с конфликтами в коллективе. Конфликты в организации нарушает процесс социализации. «Социализация» предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определённых социальных норм, приобретении профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного становления зрело личности профессионала, одним из показателей которой является социальная активность.
Под профессиональной активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявление в творчестве, волевых актах, общении.
Целью нашего исследования является изучение и выявление причин возникновения конфликтов в организации между молодыми специалистами.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что возможно конфликты среди молодых специалистов происходят в следствии различий их мотивационной сферы.
Объект: Мотивационно - потребностная сфера, молодых специалистов склонных к конфликтам в коллективе.
Предмет: конфликт
Методы и методики исследования:
- Беседа с молодыми специалистами при приеме на работу и после года работы.
- Наблюдение за поведением молодых специалистов.
- Методика «Конструктивность мотивации» с целью выявления направленности активности мотивации и стиля действия в конфликтной ситуации.
Задачи:
- Исследовать теоретические аспекты проблемы.
- Разработать экспериментальную модель исследования.
- Выявить психологические особенности мотивации молодых специалистов склонных к конфликтам.
- Выявить и обосновать данные о мотивационной сферы и способах действия в конфликте молодых специалистов.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
Психологическое изучение особенностей мотивационной сферы молодых специалистов, сложности и раскрытие причин способствующих развитию отклонений в поведение раскрывает возможности построения коррекции с целью преодоления текучести кадров и поиску эффективных способов управления персоналом.
База экспериментального исследования: частная фирма. Молодые специалисты. Стаж работы менее трех лет. Средний возраст 25 лет. Женщины 30 испытуемых.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения стратегий поведения в конфликте
Причины возникновения конфликтов в коллективе
Конфликтное поведение само по себе является объектом пристального внимание и изучения специалистов различных отраслей наук, психологии, юриспруденции, педагогики и даже медицины. Поиск и обозначение особенностей диагностики причин провоцирующих развития склонностей негативно отражающихся на социализации работников имеет первостепенное значение в деле разработки мер профилактики конфликтов в коллективе.
Отношения в коллективе важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у работника в новых или стрессовых ситуациях, руководители могут обеспечить базисное чувство безопасности работника при взаимодействие с коллективом. Именно на начальном этапе становления карьеры одной из важнейших обязанностей окружающих является занятость сотрудника в том направлении, в котором он будет чувствовать себя комфортно. И только при условии правильной занятости времени работника, можно ждать от него в будущем эффективности в реализации профессиональных задач.
Во всех этих позициях работник в новом коллективе его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматриваются через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность. Психофизиологические особенности, осознанное определение себя в обществе; сознанная или мало осознанная, но, как правило, не совпадающая с общественными требованиями и нормами установка на маргинальную, отличную от общественного мнения позицию, основной лейтмотив которой: "Я" уникален и веду себя так, как хочу"; поиск своей социальной ниши, когда в связи с недостаточностью внутренних природно-психических сил, личностной незрелости, неопределенности своей концепции "Я" трудно быть самостоятельным, иметь "свое лицо", неприятие юношеской средой ценностей общества, в котором она внутренне существует, но основы жизни которой не хочет принимать; приспособление несовершеннолетних к "правилам жестких игр, в которые играют остальные члены коллектива".
В связи с этим необходимо рассмотреть базовые понятия, связанные с социальной ситуацией развития, особенностями социального функционирования молодого работника в основных сферах его жизнедеятельности: семья, работа, ближайшее окружение сверстников, его малый и большой социум. Социальные факторы играют ведущую роль в становлении молодого работника как личности. Понятие "социализации" является базовым понятием, которое определяет специфику анализа проблем, каких либо вопросов становления карьерного роста оно не касалось, а также понятием в призме которого рассматривается влияние большинства социальных воздействий на личность. Возрастные изменения во всех отношениях способствуют, при негативном соотношение биосоциальных факторов, развитию склонностей у человека к конфликтам. Замедленная социализация эмоциональной сферы индивида, оформление ее установками, основанными на социальных ценностях общения с другими людьми: любви, привязанности, сопереживания и т.д делает ее более опасной (по мере физического взросления несоциализированных индивидов). Сдвиг общего процесса социализации в информацию (накопление знаний по самым разнообразным предметам) “отнимает место” у эмоционального развития, чем препятствует формированию чувств (того, что у Кули называлось “симпатиями”, составляющими “человеческую природу”).
Отмечается отсутствие таких качеств, как альтруизм, желание помочь другому (кроме описанной выше группы “романтиков”, для которых эти принципы поведения — средство выделиться, проявить себя, завоевать авторитет и лидерство). “Обращенность на себя”, обида на окружающих за то, что они не сочувствуют и не помогают ему, способствуют развитию враждебности и предубежденности по отношению ко всему миру.
По-видимому, в конфликтах работников некоторую роль играют создаваемые ими самими идеологии, позволяющие повысить свое значение хотя бы в собственных глазах. Эти “идеологии” могут со временем меняться, “приспосабливаясь” к веяниям времени. В частности, относительно самого распространенного человеческого нарушения — воровства и грабежа — можно выдвинуть гипотезу об “оправдывающей идеологии”, построенной на убеждении (искреннем или декларативном): “все воруют”, распределение благ происходит не “по труду” и не “по заслугам”, а в зависимости от умения воровать и поддерживать хорошие отношения с “кем нужно”. Нарушения процесса адаптации работников в коллективе как один из факторов.
Возникает вопрос: «Если сам, возраст таит в себе опасность изменения поведения, тогда почему не все молодые специалисты имеют отклонения в поведении и склонность к конфликтам в коллективе», Ответ на вопрос нужно искать в анализе собственно конфликтного поведения и причин его вызывающих.
Поведение некоторых людей обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют конфликтным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности. Оценивая себя человек констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности.
Возникновение конфликтного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У молодых специалистов отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство профессиональной зрелости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении молодого специалиста с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость на этом этапе профессионального становления еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.
Это может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Среди поведенческих нарушений могут быть следующие: гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях с руководителями не чувствуют дистанции, коллеги их не любят, отказываются с ними сотрудничать. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.
Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с коллегами, либо клиентами. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со коллегами проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с персоналом. По отношению к руководителям проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно конфликтный сотрудник одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия.
Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных сотрудников. Часто они входят в группу асоциальных сотрудников. С руководителями, представляющими власть, отношения плохие.
Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях выше описанные варианты конфликтного поведения сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, в других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.
Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов работы, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над слабыми, вымогания денег. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция. Причины социальные - недостатки развития характера. У 30%-80% делинквентных сотрудников - неполная семья, 70% конфликтных сотрудников - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты.
Алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение) так же может быть причиной конфликтов в коллективе. Бытовое пьянство. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление молодого специалиста, склонного к конфликтам, найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков.