Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг- поведения в профессиональной сфере..pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
Таким образом, можно отметить, что мотивы и мотивационные процессы пронизывают все сферы личности мужчин и женщин зрелого возраста. Существуют множество разнообразных операциональных индикаторов, опосредующих процессов или критериев мотивации.
- когнитивная репрезентация;
- Искажение объекта перцепции под воздействием мотивационных тенденций.
- Сензитивизация, принцип резонанса, повышенная восприимчивость к объекту актуальной мотивации;
- Выявление зоны целей, соответствующих мотиву.
- Валентность объекта
- Проявления мотивов в продуктах воображения и фантазии.
- Избирательность к ситуациям соответствующим мотивам.
- Настойчивость при столкновении с преградой;
- Совокупность внутренних и внешних преград;
- Время принятия решения в ситуации мотивационного конфликта при выборе среди альтернатив;
- Характер типичных защитных механизмов;
- Содержание и интенсивность эмоциональных реакций, детерминированных актуальной мотивацией. ( Бодалев А.А., 1986)
Это далеко не все критерии мотивационной сферы, но уже благодаря им, можно определить, на сколько сильное, побудительное влияние может оказывать мотивационная сфера на поведение человека.
Выводы по главе 1.
- Теоретическое изучение состояния разработанности проблемы дает возможность раскрытия основных причин детерминирующих возникновения конфликтного поведения молодых сотрудников;
- Причины развития склонности к конфликтным действиям определяются особенностями возраста, психофизиологического развития, ситуации адаптации к новым условиям, дезадаптация, а так же особенности мотивации и связанной с ней спецификой морали.
- Психологическая характеристика мотивационной сферы молодых сотрудников склонных к конфликтам в коллективе является наличие двойной морали. Отсутствие возможности удовлетворения потребностей в ситуации повышенного напряжения.
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование мотивационной сферы молодых работников, склонных к конфликтам в коллективе
2.1 Описание методики выявления способов действия в конфликте в зависимости от конструктивности мотивации
Основу исследования курсового проекта составляет методика изучения конструктивной мотивации и типа реагирования в конфликте с помощью методики Елисеева О.П.. Большинство исследований в области психологии мотивации посвящены раскрытию влияния мотивационной сферы на поведение человека. Причинные типологии индивидуальных различий, по мнению Елисеева О.П. (1994), опирается на представления о единстве мира, но их основным содержанием и смыслом является единство личности и относительная независимость человека, позволяющая объяснить и регулировать его поведение, исходя из него самого. Эти типологии объединяют едиными принципами своего построения реактивность и активность, аффект и интеллект, отношения и мотивацию. Способы функционирования этих личностных образований выступают как смыслообразующие мотивы и, одновременно, как характеро-и темпераменто-образующие формы включенности личности в деятельность. При таком, объединение мотивации, темперамента и характера разрешается как проблема оснований причинных типологий, так и «узловой вопрос исследования характера», поставленный С.Л.Рубинштейном, в «плане перехода от ситуативных мотивов в устойчивые личностные побуждения» [1].
Таким образом, способы деятельности выступают не только основообразующими факторами темперамента и характера, но и основами мотивации. При этом динамическая сторона мотивации обращена к темпераменту, а содержательная - к характеру. Это означает, что в мотивации осуществляется синтез реактивности и активности человека, представленный индивидуально-своеобразными особенностями саморегуляции поведения.
Обобщенно эти особенности саморегуляции выступают как сложившиеся в сфере общения программы, стратегии поведения, имеющие нравственное значение и связанные с образом «Я». Причинная типология мотивации адекватна двухмодальному представлению побуждения, поскольку векторы активности и реактивности питающих его имеют противоположные направления. Это совпадает с подходом Г.М.Асеева: «Двухмодальность всякого активно-действенного побуждения заключается в противоречивом единстве положительного переживания желательного состояния действительности и одновременно отрицательного переживания наличного её состояния. В зависимости от разного соотношения этих модальностей и образуются побуждения с преобладанием той или иной эмоциональной модальности»[2]. Причинная типология мотивации более содержательна по своему смыслу, поскольку предполагает не только положительно-отрицательное интонирование побуждений, отвечающее темпераменту, но и смысловое их наполнение, связанное с характером и содержанием деятельности.
Причинная типология мотивации не предполагает подразделения на высшие и низшие стратегии и типы поведения. По своему внутреннему критерию самоактуализации человека причинная типология мотивации опирается на четыре равноправные независимые стратегии поведения человека. Каждая стратегия имеет собственную причинную мотивации, а все четыре вместе представляют её содержательное объяснение, приводимое здесь в теоретическом содержательное объяснение, приводимое здесь в теоретическом плане.
Условные названия эмперических стратегий поведения (Елисеевым О.П.,1994) предложены из соображений диалектики мотивации достижений (МД) и мотивации отношения («МО»). В теоретическом плане определение стратегий мотивации осуществлено в соотнесении их с характеристиками, предложенными В.А.Якуниным – всего им выделяются 4 стратегии:
- Интернальная стратегия – внутренне определенного поведения;
- Экстернальная – внешне определенного поведения;
- Субъектная – в тенденции к самоизменению поведения;
- Объектная – в тенденции к объективации поведения.
Якуниным были выделены производные дихотомии стратегий.
- Интернально-объектная;
- Экстернально-субъектная;
- Интернально-субъектная;
- Экстернально-объектная.
Привлекает внимание тот факт, что типология стратегий, предложенная В.А.Якуниным является причинной, поскольку имеет единые внутренние критерии, отвечающие сущности системного поведения или «поведения» системы внешне - внутреннем и субъетно-объектном планах.
Проникновение в сущность мотивации поведения приводит к выводу о том, что наличие основных, ведущих мотивов, сформировавшихся прижизненно, - не изолирует личность от обстоятельств жизни и предполагает однообразного поведения человека. В реальности всегда существует целая структура способов, мотивов и операций деятельности, объединенных координационно и субординационно сущностью основного мотива, ведущей стратегии. Ситуативные мотивы не все и не всегда представлены в чертах характера, - в отличие от ведущих и основного мотивов, опосредующих большинство ситуаций включенности личности в деятельность, свойства темперамента и характера.
Это опосредование внешне выражается в индивидуальном стиле деятельности, в свою очередь позволяющем корректировать становление и развитие ведущих мотивов.
Подводя итог предложенной Елисеевым О.П. теории, можно сделать вывод о том, что конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, становится фундаментом для выбора субъектом стратегии «Стремление к сотрудничеству». Результатом реконструктивной мотивации чаще всего становиться «Избегание». Инструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения обнаруживается в стремлении к «Соперничеству». Деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в форме «Приспособления».
Таким образом «Модель взаимоотношения типов темперамента, характера и мотивации» позволяет выявить и изучить индивидуальные особенности процесса влияния мотивации на изменение поведения человека.
Описание методики: Методика впервые создана Р.Бернсом на основе идей Л.С.Выготского о культурно-историческом происхождении высших психических функций и социальной обусловленности развития личности. Методика была адаптирована В.П.Трусовым. Имеются данные Едисеева О.П., 1994 о положительной корелляциях конструктивности мотивации с особенностями интеллекта и свойствами личности по параметрам реактивности и активности. Это позволило практически и теоретически идентифицировать содержание и смысл методики с представлениями В.А.Якунина о мотивационных стратегиях, воплощающих, по нашему мнению, то или иное качество конструктивности мотивации человека. Методика «КМ» используется совместно с методикой К. Томаса. Но если последняя позволяет лишь констатировать приоритеты поведения в конфликтных ситуациях, то апробированная методика КМ может быть использована для непосредственного диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации, различающихся качеством конструктивной мотивации человека, индуцируемой особенностями его взаимодействия с внешним миром. Методика КМ является специальным психодиагностическим инструментом, позволяющим вскрытm сущность индивидуальных различий мотивации и активности человека и построить на этом теоретически опосредованном основании причинные их типологии. Причинная типология мотивации, по мнению Елисеева О.П., отличается от описательных типологий тем, что не только упорядочивает отношения индивидуального к типологическому, но и объясняет эти отношения существенными различиями способа взаимодействия внутреннего и внешнего, одновременно являющимися ведущими, глубинными мотивами этого взаимодействия. Эти четыре ведущих мотива, воплощающих собою четыре основные подструктуры взаимодействия внутреннего и внешнего, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии. Описание этих стратегий, существенно различающихся между собою, представляет предлагаемое Елисеевым, описание типов мотивации.
В общепринятой психологической терминологии четыре основных типа мотивации могут быть раскрыты как результат ортогонального отношения мотивации достижения (МД) и мотивации отношения (МО), Отношение МД и МО вполне может быть представлено следующей схемой взаимоотношения типов мотивации.
Методика «Конструктивность мотивации» состоит из 28 ми суждений, которые необходимо оценить от 1 до 5 баллов. Испытуемым предлагается следующая инструкция.
Инструкция: «Представьте себе, что Вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что неудовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением, или близкие к нему – четверкой или пятеркой. Оценка «3» не должна использоваться вовсе. Оценки ставятся без раздумий по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений.
2.2 Результаты исследования
В исследовании приняло участие 30 испытуемых женщин, в возрасте 20 лет. Молодые специалисты. Стаж работы менее трех лет.
Анализ полученных данных:
Количественный анализ данных проводится по представленным в методике ключам путём подсчёта баллов.
Все данные испытуемых- женщин занесены в таблицу №1. «Показатели конструктивности мотивации в группе женщин». Приложение 1. Сводная таблица №2представляет средние данные выраженности той или иной мотивации.
Таблица №2.
Группы испытуемых |
«Львы» КМ Сотрудничество Сангвиния -Холерия |
«Тигр» ИМ Соперничество Холерия- Флегматия |
«Медведь» ДМ Приспособление Флегматия – Меланхолия |
«Пантера» РМ Избегание Меланхолия- Сангвиния |
Женщины |
21% раскаивающиеся |
21% циники |
33% Раскаивающие бесконфликтные |
25% Раскаивающие бесконфликтные |
Данные, отраженные в таблице позволяют выделить основные четыре группы, отражающие ту или иную степень выраженности конструктивности мотивации. Так из тридцати испытуемых, у шестерых (21%) была выявлена конструктивная мотивация. Это условно называемые «Львы». Их основной способ взаимодействия заключается в взаимном принятии внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к «сотрудничеству» (по Томасу). Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии являются основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В идеале «Лев» на основе интернальности и экстравертности устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий.