Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг- поведения в профессиональной сфере..pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте – холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру конструктивной его активности – сангвиния. Это следует понимать как то, что львами не рождаются, а ими становятся. Причем, скорее всего это происходит в общении, либо в познавательной сфере.
У 25% испытуемых (8 человек) было выявлено реконструктивное единство мотивации отношений и мотивации достижения. Эта группа называется «Пантеры». Их основным способом взаимодействия заключается в том, что самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собой, обостренная рефлексия в самосовершенствовании. Интроверт. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношение доминируют над целями. Важно постижение себя, какой-то истины, затем внешний мир. Особое личностное состояние-меланхолия. В стрессовых ситуациях, в благоприятных ситуациях естественно реактивное состояние, выраженное темпераментом – сангвиника. В положительном смысле приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле снижается самодисциплина.
У 10-ти испытуемых (33%) отмечено деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по Томасу).Это так называемые в «Медведи». Приспособление выражается как форма подавления, властвование над другими и собою. Вторая форма - это приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внешнего и внутреннего решаются волевым, произвольным образом. «Медведь » одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьироваться от «спячки» и покорности до жесткого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Его флегматия является личностным состоянием, плодом отношений к нему в семье или в ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживается проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности медведь – меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни поступает совершенно Экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает своих целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь.
У 21% (испытуемых) отмечено инструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения. Это так называемые в методики «Тигры». Основной способ взаимодействия, - противоположный мотиву пантеры., означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации не только относительно к себе, но и к другим: все должны следовать определенной идее правилу, норме. Инструктивная мотивация обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. В Экстернально- объектной стратегии поведения «тигров» доминирует экстернальность, облегчающая переход от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно реактивному состоянию флегматика, - когда возникает ситуация опасности, или, наоборот, благоприятная ситуация, славы и почета: тогда нет вокруг более спокойного флегматичного человека, чем только что организовавший конфликт безудержный тигр: его мужество при этом как раз и есть свойственная его темпераменту выдержка, инертность активности на личностном уровне.
Подводя итоги можно констатировать следующие данные, касающиеся стратегии, способа поведения в оптимальных и стрессовых ситуациях по типу активности и реактивности испытуемых склонных к конфликтам можно сделать следующие выводы:
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.
- Наибольшее количество испытуемых - женщин – 33% ориентированы на так называемое деструктивное единство мотивации отношения и достижения, что выражается в стремлении к приспособлению. У них отмечена Экстернально субъектная стратегия. Флегматия – Меланхолия. «Медведи». Среди них есть раскаивающиеся и бесконфликтные. Более тщательный качественный анализ высказываний «раскаивающихся» испытуемых и тех условий, при которых ими было совершено правонарушение, позволил нам выделить среди них три подгруппы. В первую вошли испытуемые, вступившие в конфликт в результате случайного стечения обстоятельств, опьянения и других причин. У них нет обостренных примитивных или антиобщественных потребностей. Ими усвоены нравственные нормы, которым соответствуют отчетливо выраженные нравственные чувства, — стыд, раскаяние.
- На втором месте -25% испытуемых женщин, выбравших так называемое реконструктивное отношение мотивации достижения и мотивации отношения. Это выражается в стремлении к избеганию конфликтных ситуаций. Интернально-субъектная стратегия. Меланхолия – Сангвиния. «Пантеры».
- Третье место разделили две группы испытуемых по 21%. Испытуемые из группы «Львы», с конструктивным единством мотивации отношений и достижения, что выражается в стремлении к сотрудничеству. Интернально-объектная стратегия. Сангвиния – Холерия. Раскаивающиеся.
- Испытуемые группы «Тигры» с инструктивным единством мотивации достижения и мотивации отношений, что выражается в стремлении к соперничеству. Экстернально-объектная стратегия. Холерия – Флегматия. Циники.
- Для большинства испытуемых, склонных к конфликтам мы можем утверждать, что для них типично слабое развитие положительных моральных переживаний и убеждений, которые регулировали бы их поведение. Испытуемые этого типа, за очень небольшим исключением, обнаружили мотивы или примитивного, или утилитарного характера. У них проявляются сильно развитые примитивные потребности (главным образом влечение к спиртному). Эти их особенности и приводят к тому, что они легко склоняются на конфликт. Вместе с тем далеко не все «бесконфликтные» являются столь устойчивыми в своем антиобщественном поведении.
- Исследование показало, что испытуемые, которые бравируют и перед другими и перед самим собой циничной моралью, а эта бравада является результатом аффективных переживаний, глубокого внутреннего конфликта, из которого они не в состоянии найти выхода.
- Полученные характеристики позволяют нам получить данные для дальнейшего экспериментального исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В эксперименте участвовали молодые специалисты склонные к конфликтам. Они так или иначе относились к своим действиям, некоторые из них сожалели о содеянном другие напротив не видели выхода из сложившихся жизненных обстоятельств и считают, что то что с ними произошло лучше того, что с ними могло бы случиться. Рассматривался вопрос об увольнении однако в силу возрастных особенностей и решения проблемы текучести кадров было принято решение диагностики и изучение природы конфликта. Изучение специфики мотивационной потребностной сферы испытуемых способствовало организации тренинговой работы с ними по преодолению отклонений в развитии характера. Тем самым по мимо профессиональных задач решаются воспитательные задачи молодежной политики государства. Сохранив молодого специалиста мы не только помогаем ему решать экономические задачи, но и способствуем профилактики отклонений в развитии его личности.
Наше исследование не отличается от ранее проводимых но тем не менее носит практический характер и имеет значение для каждого сотрудника, который участвовал в исследовании. Так, исследовав состояние потребностно-мотивационной сферы испытуемых мы получили возможность расширить представления о самих себе. Развитие рефлексивных способностей позволяет сформировать представление об актуальных потребностях влечениях молодых специалистов. У большинства испытуемых это была неосознаваемая потребность в самостоятельности и самореализации. Нами также был выявлен факт её депривации. Наличная потребность свидетельствует о том, что данная потребность является присущей для всех испытуемых. Диагностика мотивации активности испытуемых по параметру направленности позволяет определить, что имеются некоторые отличия в демонстрации способа поведения испытуемых в зависимости от половозрастной принадлежности. Так испытуемым склонным к конфликтам присуще дестируктивное единство мотивации достижения. Использование методики «Конструктивности мотивации» позволяет сделать следующие выводы:ие испытуемым склонным к конфликтам присуще дестируктивное единство мотивации достижения. твовал в исследовании.
- Несмотря на выраженную склонность к конфликтам у испытуемых исследуемой группы, выявляются следующие особенности их морально – нравственной и мотивационно - потребностной сферы, а именно расхождения в типе реагирования внешнего и внутреннего порядка. Внешне это выглядит как двойная мораль;
- Испытуемые склонные к конфликтам, имеют мотивировку своего поведения (высказывания, которые оправдывают действия и поступки) не совпадающую с истинными мотивами (потребностями, влечениями). Они оправдывают свое поведение.
- Нравственная наличная тенденция не всегда реализуется в силу того, что отсутствует возможность удовлетворения потребностей в ситуации повышенного напряжения.
- У испытуемых склонных к конфликтам выявлена деструктивная мотивация.
ЛИТЕРАТУРА
- Введение в экспериментальную психологию личности. М.1980
- Мельников В.М. Основы построения психологического эксперимента М.Просвещение 1985.
- Ямпольский В.М. Введение в экспериментальную психологию личности. М.1985
- Глас Дж.Математическая статистика в педагогики и психологии.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л.1990
- Практикум по социальной психологии. П. 2001
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.П.1994.
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. М.1978
- Рогов В.Е Настольная книга практического психолога. 2 тома. М.2001
- Психология личности. Тексты. М.1982.
- Айзенк Г.Проверьте свои способности. М.Мир 1990.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания..- Л.: Лгу 1990
- Бжалова И.Т. Новые методы экспериментального исследования установки.
- Психологические исследования. Тбилиси, 1973
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. Мир.1989
- Экспериментальная психология. М. 2001
- Давлетшин М.Г. Общая психология. Тексты лекций, Т. 2002
Приложение 1. таблица №1. «Показатели конструктивности мотивации в группе женщин»
№. |
Ф.и.о. |
стратегия |
МД и МО, Внешнее и внутреннее Да Нет |
Конструктивность мотивации. |
тип поведения в конфликте |
1 |
Татьяна К. |
интернально- субъектная |
МО внутр. +, Да. МД внеш. -, Нет |
Реконструктивное |
Избегание «Пантера» |
2 |
Вика С. |
Экстернально-субъектная |
МО внутр. -, нет; МД внеш. -, нет. |
Деструктивное |
Приспособление «Медведь» |
3 |
Алеся П. |
Экстернально-субъектная |
МО внутр. -, нет; МД внеш. -, нет. |
Деструктивное |
Приспособление «Медведь» |
4 |
Татьяна Ж. |
интернально- субъектная |
МО внутр. +, Да. МД внеш. -, Нет |
Реконструктивное |
Избегание «Пантера» |
5 |
Оксана С. |
интернально- субъектная |
МО внутр. +, Да. МД внеш. -, Нет |
Реконструктивное |
Избегание «Пантера» |
6 |
Елена И. |
Экстернально-субъектная |
МО внутр. -, нет; МД внеш. -, нет. |
Деструктивное |
Приспособление «Медведь» |
7 |
Эллина К. |
Интернально-объектная |
МО внутр. +; да; МД внешн. +; да. |
Конструктивная |
Сотрудничество «Лев» |
8 |
Лада М. |
Экстернально-субъектная |
МО внутр. -, нет; МД внеш. -, нет. |
Деструктивное |
Приспособление «Медведь» |
9 |
Лола Б. |
интернально- субъектная |
МО внутр. +, Да. МД внеш. -, Нет |
Реконструктивное |
Избегание «Пантера» |
10 |
Инна К. |
Интернально-объектная |
МО внутр. +; да; МД внешн. +; да. |
Конструктивная |
Сотрудничество «Лев» |
11 |
Оксана Р. |
интернально- субъектная |
МО внутр. +, Да. МД внеш. -, Нет |
Реконструктивное |
Избегание «Пантера» |
12 |
Катя Л. |
Интернально-объектная |
МО внутр. +; да; МД внешн. +; да. |
Конструктивная |
Сотрудничество «Лев» |
13 |
Ира Л. |
Экстернально- объектная |
МО внутр, -; нет; МД внешн, +; да. |
Инструктивное |
Соперничество «Тигр» |
14 |
Светлана Б. |
Интернально-объектная |
МО внутр. +; да; МД внешн. +; да. |
Конструктивная |
Сотрудничество «Лев» |
15 |
Вероника |
Экстернально-субъектная |
МО внутр. -, нет; МД внеш. -, нет. |
Деструктивное |
Приспособление «Медведь» |
16 |
Наташа Ш. |
Экстернально- объектная |
МО внутр, -; нет; МД внешн, +; да. |
Инструктивное |
Соперничество «Тигр» |
17 |
Женя К. |
Интернально-объектная |
МО внутр. +; да; МД внешн. +; да. |
Конструктивная |
Сотрудничество «Лев» |
18 |
Зебо А. |
Экстернально- объектная |
МО внутр, -; нет; МД внешн, +; да. |
Инструктивное |
Соперничество «Тигр» |
19 |
Гулнара |
Экстернально-субъектная |
МО внутр. -, нет; МД внеш. -, нет. |
Деструктивное |
Приспособление «Медведь» |
20 |
Алина А. |
Экстернально- объектная |
МО внутр, -; нет; МД внешн, +; да. |
Инструктивное |
Соперничество «Тигр» |
21 |
Карина Б |
Интернально-объектная |
МО внутр. +; да; МД внешн. +; да. |
Конструктивная |
Сотрудничество «Лев» |
22 |
Дарья П. |
Экстернально-субъектная |
МО внутр. -, нет; МД внеш. -, нет. |
Деструктивное |
Приспособление «Медведь» |
23 |
Дилара В. |
интернально- субъектная |
МО внутр. +, Да. МД внеш. -, Нет |
Реконструктивное |
Избегание «Пантера» |
24 |
Тамила Т. |
Экстернально-субъектная |
МО внутр. -, нет; МД внеш. -, нет. |
Деструктивное |
Приспособление «Медведь» |
25 |
Дина К. |
Экстернально- объектная |
МО внутр, -; нет; МД внешн, +; да. |
Инструктивное |
Соперничество «Тигр» |
26 |
Барно И. |
Экстернально-субъектная |
МО внутр. -, нет; МД внеш. -, нет. |
Деструктивное |
Приспособление «Медведь» |
27 |
Гулжанат |
интернально- субъектная |
МО внутр. +, Да. МД внеш. -, Нет |
Реконструктивное |
Избегание «Пантера» |
28 |
Мухаббат. А |
Экстернально- объектная |
МО внутр, -; нет; МД внешн, +; да. |
Инструктивное |
Соперничество «Тигр» |
29 |
Заррина З. |
интернально- субъектная |
МО внутр. +, Да. МД внеш. -, Нет |
Реконструктивное |
Избегание «Пантера»+ |
30 |
Саида К. |
Экстернально-субъектная |
МО внутр. -, нет; МД внеш. -, нет. |
Деструктивное |
Приспособление «Медведь» |