Файл: Проблемы профессиональных стрессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Темпераментальные профиль испытуемых выражен не равномерно, в целом выражена высокая активность работоспособности, как предметной, так и социальной.

Предметный темперамент: высокая эргичность, высокий темп, высокая пластичность, средневыраженная эмоциональность.

Социальный профиль: высокая эмоциональность, работоспособность, пластичность и темп.

Расхождения в показателях темпа и эмоциональности. При этом социальный темп явно занижен, тогда как эмоциональность завышена.

Выявление показателей тревожности и общих способностей отражены в таблице № 3. «Показатели РТ И ЛТ И ОС».

Таблица №3

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Общие способности

П=15 мужчин

55

45

19

Испытуемые мужчины отвечали на вопросы, отмечая их на тестовом листе. Испытуемые за 15 минут верно решили 19 тестовых задач, что является положительным показателем. Количественная обработка данных согласно по ключам методики КОТ[2] . Испытуемые получили 18 баллов. Это соответствует возрастной норме. В процессе работы испытуемые показали умение правильно выполнять инструкции. Однако не могут эффективно распределять время. Долго сосредотачиваются на условии задачи и столько же время тратят на принятие решения.

  1. Способность обобщения и анализа материала у испытуемых выражено в соответствии с возрастными особенностями. Недостает времени для обдумывания.
  2. Гибкость мышления Переключаемость. Внимание рассеивается, и имеются трудности сосредоточения на важных компонентах задачи. Не умеет работать с условием задачи. При объяснении условия дает верное решение.
  3. Эмоциональные компоненты мышления. Испытывает тревожность по поводу поиска верного решения. Ориентация на результат, а не на процесс.
  4. Скорость и точность восприятия. Распределение и концентрация внимания. Восприятие условий задач зависит от типа задачи. Легче воспринимается словесные языковые инструкции и задачи. Цифровые, логические задачи вызывают затруднение. Требуется работа над вниманием.
  5. Употребление языка. Грамотность. Адекватно использует языковые средства и грамотно излагает свои мысли.
  6. Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. Стратегия решения задач не сформирована. Решение принимается интуитивно. Ориентировка на результат деятельности.
  7. Пространственное воображение развито внутри возрастной нормы.
  8. Методика позволила выявить особенности общеспециальных способностей испытуемых.
  9. Требуется коррекция развития внимания, воображения и формирование стратегии решения мыслительной задачи.
  10. Высокие показатели реактивной тревожности, что характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение мелкой моторики и тонкой координации.

На наш взгляд имеется связь между уровнем стресса и исполняемой социальной ролью.

Цель: выявить уровень стресса в зависимости от удовлетворенности от исполняемой социальной роли.

Испытуемым предлагался список социальных ролей и каждый напротив этой роли ставил фамилии тех коллег, которые соответствуют этой роли. Так же сам каждый участник эксперимента ставил свою фамилию напротив роли. Испытуемые распределились следующим образом. Фиксировался уровень тревожности и показатели выраженности показатели стресса. Данные представлены в таблице №4 «связь социальной роли и уровнем показателя стресса». Максимальный бал 10 минимальный 1. От 10 до 7 – высокий показатель стресса; 4 – 6 средний; 1 – 3 низкий уровень.

Таблица №4

Название социальной роли

П=30

Характеристика

ЛТ

СТ

Стресс -10 бал

Координатор,

3

обладая наибольшими организаторскими способностями, независимо от своих знаний и опыта осуществляет руководство остальными, направляя их активность на достижение поставленных целей.

выс

выс

8

Генератор идей

4

(как правило, самый талантливый член коллектива) разрабатывает варианты решения стоящих перед ним проблем. Но из-за пассивности, несобранности и т. п. не способен реализовать их на практике.

ср

выс

5

Контролер

7

 в силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, наметить пути дальнейшей работы.

выс

выс

9

Шлифовальщик

2

обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет увязать ее решение с другими задачами.

выс

выс

6

Энтузиаст

4

самый активный член коллектива; увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

ср

ср

6

Искатель выгод

2

посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.

ср

Выс

7

Исполнитель

5

 добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.

ср

ср

5

Помощник

3

человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.

ср

ср

6


По данным, отраженным в таблице можно констатировать следующее: наиболее высокий показатель стресса выражен при таких социальных ролях как «координатор», «искатель выгод», «контролер». Наименьший показатель стресса при ролях «генератор идей», «исполнитель». Руководящие социальные роли с более выраженным показателем стресса. Социальные роли творческие выражена ситуационная тревожность. Стресс в пределах нормы. Социальные роли реализаторы идей исполнители, помощники наиболее стрессоустойчивы.

Выводы по главе 2

  1. Наличие показателей профессионального стресса выявлен у испытуемых с высокими показателями реактивной и личностной тревожности. При этом у них выявлен низкий показателей общих способностей и изменения в соотношениях предметного и социального темперамента по Русалову.
  2. У них ярко выражен вегетативный, эмоциональный субсиндром стресса.
  3. Когнитивные процессы у мужчин выражены лучше. Им высокая тревожность позволяет активизировать потенциал, тогда как высокотревожные женщины лучше справляются с общением, чем с работой с техникой. Мужчины имеют трудности в общении с коллегами.
  4. На основании тестирования выявлено 6 ро сотрудников с явным переживанием рабочих нагрузок и профессиональным стрессом.
  5. Выявлена связь между показателями социальных ролей и уровнем стресса. Так стресс выражен у тех кто предпочитает руководящие социальные роли. Наибольшая стрессоустойчивость у испытуемых ориентированных на исполнении своих обязанностей и центрирующихся на творческом решении проблем..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональный стресс проявляется по разному, но уровень тревожности в различных состояниях высок. Учитывать профессиональный стресс необходимо при организации управления персоналом. Операторы испытывают повышенные рабочие нагрузки разной силы. В результате исследования было выявлены гендерные особенности. Так у мужчин больше выражена реактивная тревожность, которая стимулирует их деятельность, но вызывает сложности общения внутри коллектива. Тогда как профессиональный стресс у женщин усиливает общительность и негативно сказывается на компьютеризированные профессиональные задачи. В курсовой работе были выявлены следующие субсиндромы: Когнитивный субсиндром стресса проявляется в виде изменений восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, находящемуся в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления. Эмоционально-поведенческий субсиндром стресса состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации. Социально психологический субсиндром стресса проявляется в изменениях общения людей, находящихся в экстремальной ситуации. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним. При стрессе могут складываться социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми. Вегетативный субсиндром стресса проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые имеют адаптационную сущность, но могут становиться основанием для развития так называемых болезней стресса. По данным, отраженным в таблице можно констатировать следующее: наиболее высокий показатель стресса выражен при таких социальных ролях как «координатор», «искатель выгод», «контролер». Наименьший показатель стресса при ролях «генератор идей», «исполнитель».


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.. МГУ, 1980. – 416с.
  2. Асеев В.П. Мотивация поведения и формирование личности. – М.. Мысль, 1976. – 158с.
  3. Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.. Наука, 1978. – 311с.
  4. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.Педагогика,1983. – 271с.
  5. Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
  6. Бодалёв А.А.. Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. – В кн.: Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974,ч.1, С. 185 – 192.
  7. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва, Эксмо, 2009 Тест опросника Айзенка Москва, Эксмо, 2009 – с. 190
  8. Большой толковый психологический словарь. А.Ребер. – М.. вече АСТ, 2000, 2 тома.
  9. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.. Мысль, 1978. - 216с.
  10. Введение в специальность./ Под ред. Л.И. Рувинского. – М., Просвещение, 1988. – 207с.
  11. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, ПОИУУ, 1994. – 280с.
  12. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М.,ИП РАН, 1994. – 235с.
  13. Краткий психологический словарь./Под общ. ред. А.В.Петровского. М.Г.Ярошевского. – М., Политиздат, 1985. – 431с.
  14. Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
  15. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., Просвещение,1991. – 286с.
  16. «Общепсихологический практикум». «MC».// Краткий ориентировочный тест КОТ МФПУ «Университет», 2014//. С105
  17. «Общепсихологический практикум». Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л. Ханина «MC».// МФПУ «Университет», 2014//. С126
  18. Парыгин Б.Д. Основы социально – психологической теории. - М., Мысль,1971. – 348с.
  19. Практическая психодиагностика./ Сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, Бахрах, 1999. – 669с.
  20. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  21. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  22. Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И.В.Дубровиной. – М.,Просвещение,1991. – 303с.
  23. Раченко И.П. НОТ учителя. – М., Просвещение, 1989. – 238с.
  24. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М., Наука, 1979. – 352с.
  25. Социальная психология./ Под ред. А.В.Петровского. – М., Просвещение,1987. – 224с.
  26. Формирование социально – активной личности: материалы конф. Редкол.: И.И.Купцов и др. – Рязань, РГПИ, 1990. – 193с.
  1. «Общепсихологический практикум». «MC».// Краткий ориентировочный тест КОТ МФПУ «Университет», 2014//. С113

  2. «Общепсихологический практикум». «MC».// Краткий ориентировочный тест КОТ МФПУ «Университет», 2014//. С113