Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Проблема профессионального стресса, как предмет изучения социальной психологии.
1.1 Факторы возникновения профессионального стресса
1.2 Учет профессионального стресса в профессиональной деятельности
Глава 2 Экспериментальное выявление и изучение профессионального стресса
2.1 Описание методов исследования профессионального стресса
В реализации стратегий управления персоналом, направленных на развитие потенциала и человеческого ресурса необходимо учитывать и мотивационные компоненты поведения человека при исполнении профессиональной деятельности. Особенности индивидуального поведения в профессиональном стрессе необходимо учитывать при работе с персоналом. Профессиональный стресс как негативный либо позитивный фактор, необходимо учитывать в управлении и развитии персоналом.
Выводы по главе 1.
- Профессиональный стресс, возникает в ходе избыточности рабочих нагрузок. Соответственно основным из факторов возникновения профессионального стресса операторов сотовой связи является наличие работы с СЧМ, обслуживание клиентов, общение с начальством, заполнение и ведении отчетной документации, наличие субординации. Возникновение проблем связанных с обслуживанием клиентов и предоставление им информации о возможностях компании.
- Особенности индивидуального поведения в профессиональном стрессе необходимо учитывать при работе с персоналом. Профессиональный стресс как негативный либо позитивный фактор, необходимо учитывать в управлении и развитии персоналом.
- Необходима разработка рекомендаций для руководителей по учету профессионального стресса в управленческой деятельности. Социально-психологическое формирование и развитие персонала возможно
Глава 2 Экспериментальное выявление и изучение профессионального стресса
2.1 Описание методов исследования профессионального стресса
В исследование приняло участие 30 испытуемых. Средний возраст 27 лет. 15 женщин и 15 мужчин.
Цель эксперимента: изучение стресса, возникающего в ходе избыточности рабочих нагрузок. При этом выявлялись показатели познавательной сферы, вегетососудистые показатели, показатели уровня реактивной и личностной тревожности, уровень общения, показатели ОФСДИ.
Описание методики. Определение формально- динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова, с целью определения групп испытуемых для изучения наличного стресса. Испытуемому предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение его обычного способа поведения. Исследование проводилось индивидуально. Испытуемому предлагается бланк с номерами вопросов и вопросник. Бланк представлен в Приложении 1. Инструкция: При ответе на вопросы постарайтесь представить ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте ту или иную цифру в соответствующую графу в зависимости от Вашего варианта который соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:
- не характерно;
- мало характерно;
- довольно характерно;
- характерно.
На втором этапе исследования проводился опрос с целью выявления реактивной и личностной тревожности по методике «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л. Ханина. Данная методика является надежным и информативным источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (устойчивая характеристика человека). Разработанная Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирована Ю.Л. Ханиным. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги. Один из показателей вегетативного стресса.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение мелкой моторики и тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Описание методики представлен в Приложении №2.
На завершающем этапе с испытуемым проводилась беседа, с целью определения степени осознания им своего состояния и трудностей в общении.
Вывод:
- Выявление наличие того или иного стрессового состояния является сложной процедурой и не всегда объективной, так как не осознается самим испытуемым.
- Трудность заключается в том, что требуется индивидуальный подход к каждому испытуемому.
- Возможно решение проблемы использованием компьютерных технологий для обработки данных.
2.2 Описание и анализ результатов исследования.
1. Показатели ОФСДИ. Анализ данных испытуемых 15 женщин. Заполненный бланк представлен в Приложении 1.
Данные представлены в сводной таблице №1. « Показатели выраженности «ОФДСИ» испытуемых женщин. Средние показатели по группе п=15».
Таблица №1.
ЭРМ |
ЭРИ |
ЭРК |
ПМ |
ПИ |
ПК |
СМ |
СИ |
СК |
ЭМ |
ЭИ |
ЭК |
КШ |
|
балы |
33 |
30 |
35 |
30 |
31 |
41 |
34 |
34 |
31 |
28 |
25 |
38 |
8 |
Обозначение:
- Эргичность психомоторная (ЭРМ)
- Эргичность интеллектуальная (ЭРИ)
- Эргичность коммуникативная (ЭРК)
- Пластичность психомоторная (ПМ)
- Пластичность интеллектуальная (ПИ)
- Пластичность коммуникативная (ПК)
- Скорость психомоторная (СМ)
- Скорость интеллектуальная (СИ)
- Скорость коммуникативная (СК)
- Эмоциональность психомоторная (ЭМ)
- Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ)
- Эмоциональность коммуникативная (ЭК)
Контрольная шкала (КШ)
Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, Русаловым предложены следующие 6 наиболее важных индексов формально- динамических свойств.
Данные высчитывание индекса испытуемых занесены в таблицу №2 «Показатели индексов активности испытуемых.»
Таблица №2
Показатели индексов |
Нормы (балы) |
Индивидуальные показатели испытуемой №2 |
|
Название индекса |
балы |
||
ИПА (индекс психомоторной активности) |
97 |
От 78 до 102 |
норма |
ИИА Индекс интеллектуальной активности |
95 |
От 36 до 144 ( от 78 до 102) |
норма |
Индекс коммуникативной активности (ИКА) |
107 |
От 36 до 144 (норма 78 до 102) |
Выше нормы |
Индекс общей активности ИОА |
299 |
От 108 до 432 |
норма |
Индекс общей эмоциональности ИОЭ |
91 |
От 78 до 102 |
норма |
Индекс общей адаптивности ИОАД |
208 |
От 132 до 228 |
норма |
Все показатели испытуемых в рамках нормы. Высокий показатель индекса коммуникативности, свидетельствует о повышенной направленности испытуемых на общение.
Согласно полученным результатам испытуемые в коммуникативной сфере высоко активны, проявляют характеристики свойственные холерическому типу темперамента, а именно высокая эмоциональность с сочетанием высокой активности.
В интеллектуальной сфере, при решении умственных задач, продумывание ситуаций, принятие решений испытуемая проявляет смешанный низко эмоциональный тип. Возможно преобладание «холодного» рассудка дает возможность испытуемым сосредоточиться на задании.
Психомоторная активность характеризуется неопределенностью. Возможно, роль отводиться возрастным и психополовым характеристикам и особенностям испытуемых.
Сводные данные представлены в таблице №2.
Таблица №2
темп |
эргичность |
пластичность |
эмоциоальность |
|
предметный |
31 |
29 |
28 |
21 |
социальный |
35 |
36 |
21 |
26 |
Анализ данных позволяет, выявит высокие показатели по активности испытуемых, что выражается в высоких показателях:
Предметный темперамент: высокий показатель темпа, работоспособности, пластичности и эмоциональности. Испытуемые активны могут выполнять несколько видов деятельности, эмоционально реагирует на расхождение между планированным и результатом деятельности.
Социальный темперамент: повышенная работоспособность, темп. Пластичность ниже предметной, однако так же высока. Социальная эмоциональность выше предметной, что свидетельствует о повышенном эмоциональном реагировании.
Расхождения между показателями предметного и социального профиля может свидетельствовать о наличном напряжении.
Так, выявлены расхождения в пользу социальных показателей проявлений эргичности, темпа, эмоциональности. То есть в социальном взаимодействии испытуемые женщины более активны. Однако им не достает пластичности.
Выявление показателей тревожности и общих способностей отражены в таблице № 3. «Показатели РТ И ЛТ И ОС».
Таблица №3
Реактивная тревожность |
Личностная тревожность |
Общие способности |
|
П=15 женщин |
58 |
48 |
15 |
Испытуемые женщины отвечали на вопросы, отмечая их на тестовом листе за 15 минут решили 19 тестовых задач, 15 из которых верны. Количественная обработка данных согласно по ключам методики КОТ[1] .
- Способность обобщения и анализа материала у испытуемых выражено в соответствии с возрастными особенностями. Недостает времени для обдумывания.
- Гибкость мышления Переключаемость. Внимание рассеивается, и имеются трудности сосредоточения на важных компонентах задачи. Не умеет работать с условием задачи. При объяснении условия дает верное решение.
- Эмоциональные компоненты мышления. Испытывает тревожность по поводу поиска верного решения. Ориентация на результат, а не на процесс.
- Скорость и точность восприятия. Распределение и концентрация внимания. Восприятие условий задач зависит от типа задачи. Легче воспринимается словесные языковые инструкции и задачи. Цифровые, логические задачи вызывают затруднение. Требуется работа над вниманием.
- Употребление языка. Грамотность. Адекватно использует языковые средства и грамотно излагает свои мысли.
- Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. Стратегия решения задач не сформирована. Решение принимается интуитивно. Ориентировка на результат деятельности.
- Пространственное воображение развито внутри возрастной нормы.
- Методика позволила выявить особенности общеспециальных способностей испытуемой.
- Требуется коррекция развития внимания, воображения и формирование стратегии решения мыслительной задачи.
- У испытуемых выявлены высокие показатели как реактивной так и личностной тревожности, что выражается в Основной характеристикой эмоциональной сферы является повышенное напряжение, нервозность.
- Испытуемая имеет устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги.
- Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Анализ данных испытуемых мужчин .
Заполненный бланк представлен в Приложении 1.
Данные представлены в сводной таблице №2. « Показатели выраженности «ОФДСИ» испытуемых мужчин».
Таблица №2.
ЭРМ |
ЭРИ |
ЭРК |
ПМ |
ПИ |
ПК |
СМ |
СИ |
СК |
ЭМ |
ЭИ |
ЭК |
КШ |
|
балы |
30 |
36 |
36 |
34 |
33 |
38 |
34 |
30 |
31 |
32 |
25 |
32 |
6 |
Данные по результатам обработки данных и высчитывание индекса испытуемой занесены в таблицу №3 «Сравнительные показатели индексов активности испытуемой №3.»
Таблица №3
Показатели индексов |
Нормы (балы) |
Индивидуальные показатели испытуемой №2 |
||
Название индекса |
балы |
ранг |
||
ИПА (индекс психомоторной активности) |
96 |
4 |
От 78 до 102 |
норма |
ИИА Индекс интеллектуальной активности |
99 |
5 |
От 36 до 144 (от 78 до 102) |
норма |
Индекс коммуникативной активности (ИКА) |
105 |
3 |
От 36 до 144 (норма 78 до 102) |
Выше нормы |
Индекс общей активности ИОА |
300 |
1 |
От 108 до 432 |
норма |
Индекс общей эмоциональности ИОЭ |
89 |
6 |
От 78 до 102 |
норма |
Индекс общей адаптивности ИОАД |
211 |
2 |
От 132 до 228 |
норма |
Все показатели испытуемых в рамках нормы. Высокий показатель индекса коммуникативности, свидетельствует о повышенной направленности испытуемой на общение.
Согласно полученным результатам испытуемые имеют высокую коммуникативную активность, проявляет характеристики свойственные холерическому типу темперамента, а именно высокая эмоциональность с сочетанием высокой активности.
В интеллектуальной сфере, при решении умственных задач, продумывание ситуаций, принятие решений испытуемых проявляет смешанный низко эмоциональный тип. Психомоторная активность характеризуется неопределенностью.
Сводные данные испытуемых мужчин, представлены в таблице №2.
Таблица №2
темп |
эргичность |
пластичность |
эмоциоальность |
|
предметный |
29 |
35 |
27 |
22 |
социальный |
22 |
33 |
24 |
34 |