Файл: Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями (Жизнестойкость как психологический феномен).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Испытуемые в основном считают, что борьба влияет на результаты происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.
Работники рассматривают жизнь как способ приобретения опыта. Они готовы действовать без гарантий успеха, что способствует их развитию, через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Средняя выраженность всех трех структурных компонентов жизнестойкости у сотрудников банка, мешает возникновению внутреннего напряжения в сложных производственных ситуациях за счет стойкого совладения с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме нашей курсовой мы установили, феномен жизнестойкости это неотъемлемое личностное образование, развивающееся в ходе жизни человека. Еще в философских учениях античности вопросы устойчивости людей перед невзгодами жизни были весьма актуальны. Понятие жизнестойкости, которое было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, стоит на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и преодоление его. Учение С. Мадди о жизнестойкости переплетается с его теорией личности, которую он рассматривает как теорию активации, вариант согласованности. Нужно отметить, что при исследовании психологических процессов противостояния людьми стрессу, путей преодоления экстремальных ситуаций, способностей личностного развития в сложных жизненных обстоятельствах применяются различные понятия. Все они, в некоторой степени, являются близкими понятию «жизнестойкость» и, при этом, отражают наличие значительных внутренних возможностей людей, которыми они могут воспользоваться в разных ситуациях их жизни.
Кроме функции профилактики стресса, изменения работоспособности и появления соматических и психических заболеваний, жизнестойкость играет и другую роль, позволяет успешно преодолевать как свои тревогу и стресс, так и помогать в преодолении тревоги и стресса у других людей. С целью показать существующую связь жизнестойкости, и способности справляться с переживаниями, во второй главе курсовой работы нами было проведено исследование влияния жизнестойкости на преодоление профессиональных кризисов у работников Капитал банк г. Ташкент.
По роду своей профессиональной деятельности работники банка часто сталкивается с переживанием (личным и со стороны клиентов) стресса и тревоги. Поэтому, особенность профессиональной деятельности участников нашего исследования можно охарактеризовать как периодическое столкновение с объективно или субъективно стрессовыми ситуациями и переживаниями при сохранении способности к эффективному совладению с профессиональными трудностями.
Проведя диагностику, мы получили, что более половины наших испытуемых полностью довольны своей работой, 40% вполне удовлетворены и только один сотрудник не доволен своей работой. Работникам банка свойственен средний уровень жизнестойкости и вовлеченности. Они считают, что вовлеченность в происходящее дает им максимальный шанс найти интересное для себя, получают удовольствие от своей работы.
Испытуемые в основном считают, что борьба влияет на результаты происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.
Работники рассматривают жизнь как способ приобретения опыта. Они готовы действовать без гарантий успеха, что способствует их развитию, через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Средняя выраженность всех трех структурных компонентов жизнестойкости у сотрудников банка, мешает возникновению внутреннего напряжения в сложных производственных ситуациях за счет стойкого совладения с ними.
В трудовой деятельности и в повседневной жизни сложные ситуации и стрессы возникают из-за многих факторов. Это бывает и врожденная слабость организма, склонность к заболеваниям, взгляды и убеждения людей, внешние факторы, способность людей бороться с подобными ситуациями. Врожденная слабость и внешние обстоятельства, как правило, неконтролируемы, однако развитие жизнестойкости помогает сгладить их последствия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания // Психология личности: Хрестоматия. Т. 2 / Б.Г. Ананьев. – Самара: БАХРАХ, 2006.
- Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы науч.- практ. конгрессов Третьего Всерос. форума «Здоровье нации - основа процветания России». М., 2007.
- Богомаз С.А., Левицкая Т.Е. Особенности картины мира человека с высокой жизнестойкостью. Томск: Дельтаплан, 2007.
- Бурлачук А.Ф., Коржова С.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Изд-во РПА, 2009.
- Гладких А.Г. Связь жизнестойкости с различными видами интеллекта // Психология XXI века: Материалы XМеждунар. Межвузовской науч.-практ. конф. / Под ред. Б.В. Чеснокова. - СПб., 2007.
- Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль: ДИА-пресс, 2007.
- Дробинина Л.В. Жизнестойкость как интегральная характеристика инновативной компоненты личности. - Томск: Дельтаплан, 2007.
- Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). – М.: 2005.
- Краснорядцева О.М. Мотивация мышления в условиях перехода профессиональной деятельности на творческий уровень // Сибирский психологический журнал. 1998. Вып. 8-9. С. 27-31.
- Краснорядцева ОМ. Рефлексия как условие актуализации мотивопорождающих смыслов в процессе профессиональной подготовки // Психология обучения. 2008. № 8.
- Кузнецова Д.С. Личностные ресурсы бухгалтера в преодолении профессионального кризиса . - М., 2004.
- Леонтьев Д.А. и др. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции - М., 2005.
- Леонтьев Д.А. Личностное в личности: Личностный потенциал как основа самодетерминации. М.: Смысл, 2002.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006.
- Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди. - М. 209.
- Психология личности: Словарь-справочник / Под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. - Киев, 2011.
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.
- Социально-психологический практикум: Учеб.- метод. Пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы / Авт.- сост. В.В. Гриценко.- Балашов: Изд-во «Николаев», 2006.
- Стакина Ю.М., Шангина О.В. Проблема жизнестойкости: человек в современном мире // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. № 1 (13)
- Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. - М., 2012.
- Сыманюк, Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. - 2008.
- Франкл В. Психотерапия на практике.- СПб., 2005.
- Хачатурова М.Р. Жизнестойкость и её роль в совладающем поведении личности в ситуации межличностного конфликта // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 12.
- Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004.