Файл: Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями (Жизнестойкость как психологический феномен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таблице 1 представлены показатели жизнестойкости по критерию возраста.

Таблица 1

Показатели жизнестойкости по критерию возраста (средние по возрастным группам)

Показатели

<35 лет (N=78),

>35 лет (N=72),

t

Р

Жизнестойкость

85,22

79,86

1,87

0,062

Вовлеченность

38,03

36,62

1,14

0,254

Контроль

29,86

27,65

1,82

0,069

Принятие риска

17,32

15,57

2,21

0,028

Эти результаты основаны на исследованиях, в которых участвовали 727 мужчин и женщин разного возраста, с разным образованием профессией, проживающих в разных регионах России [24].

Уровень жизнестойкости и ее компонентов в среднем одинаковый у мужчин и женщин, никак не зависит от образования, однако зависит от возраста: у людей (<35 лет) принятие риска значительно выше, чем в старшей группе. Близки и различия по шкале контроля и общему показателю жизнестойкости. Можно сказать, что при полярном разделении возрастных групп эти различия были бы значимее. Это связано с готовностью молодых людей к получению опыта, из-за недостатка последнего.

Сальваторе Маддиотмечает, что нужна выраженность всех трех компонентов для поддержания здоровья и нормального уровня работоспособности и активности в экстремальных условиях. Можно сказать как об индивидуальных различиях любого из трех компонентов в структуре жизнестойкости, так и о необходимости их согласования между собой и с общей мерой жизнестойкости.

2.2 Анализ результатов исследования

Тест жизнестойкости, который мы провели, представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А. опросника HardinessSurvey Сальваторе Мадди.

Понятие жизнестойкости подобно понятию «отвага быть», предложенное П. Тиллихом в рамках экзистенциализма - направления, которое исходит из уникальности жизни человека, не сводимой к заданным схемам. Экзистенциальная отвага говорит о готовности «действовать вопреки» -не обращая внимания на тревогу, потерю смысла, вопреки чувству «заброшенности». Как раз жизнестойкость позволяет человеку выносить тревогу, сопровождающую выбор неизвестности, а не неизменности в ситуации экзистенциальной дилеммы.


Таким образом, мы провели диагностику 20 работников банка в возрасте с 30-35 лет, стаж работы в банке от 3-5 лет.

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Удовлетворенность работой сотрудников банка(N=20)

Удовлетворены

работой

Вполне удовлетворены

Не удовлетворены работой

Сотрудники

11(55%)

8(40%)

1(5%)

Более половины наших испытуемых полностью довольны своей работой, 40% вполне удовлетворены и только один сотрудник не доволен своей работой.

Таблица 3

Жизнестойкость работников банка

Параметры жизнестойкости

Группа испытуемых

жизнестойкость

80 /средний

вовлеченность

37 /средний

контроль

30 /средний

принятие риска

13 /средний

Работникам банка свойственен средний уровень жизнестойкости и вовлеченности. Они считают, что вовлеченность в происходящее дает им максимальный шанс найти интересное для себя, получают удовольствие от своей работы.

Испытуемые в основном считают, что борьба влияет на результаты происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.

Работники рассматривают жизнь как способ приобретения опыта. Они готовы действовать без гарантий успеха, что способствует их развитию, через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Средняя выраженность всех трех структурных компонентов жизнестойкости у сотрудников банка, мешает возникновению внутреннего напряжения в сложных производственных ситуациях за счет стойкого совладения с ними.

Рассмотрим принцип работы с жизнестойкостью. Психология стресса раскрывает, что есть два способа, через которые психологические факторы влияют на сложные, стрессовые ситуации.

Первый способ – это оценивание ситуации. Люди начинают задаваться вопросом, становится ли трудности для них угрозой, смогут ли онипреодолеть их.

Второй способ – это воздействие на реакцию людей. Он обуславливает поведение, способ преодоления стрессовой ситуации [15].


В трудовой деятельности и в повседневной жизни сложные ситуации и стрессы возникают из-за многих факторов. Это бывает и врожденная слабость организма, склонность к заболеваниям, взгляды и убеждения людей, внешние факторы, способность людей бороться сподобными ситуациями. Врожденная слабость и внешние обстоятельства,как правило, неконтролируемы, однако развитие жизнестойкости помогает сгладить их последствия.

Жизнестойкостьнепосредственно влияет на оценку ситуации. Люди перестают понимать профессиональные трудности как нечто драматичное или небезопасное, потому, что убеждения заставляют людей думать, что они могут изменить ход событий, добавить уверенности в себе. Жизнестойкость толкает людей на активные действия. Кроме того, убеждения помогают работникам встать на борьбу с профессиональными и личностными трудностями. Именно жизнестойкость толкает людей делать зарядку каждое утро, разумно питаться, потому, что это способствует оздоровлению организма и дальнейшему хорошему самочувствию. Так люди становятся менее подверженными психосоматическим или хроническим заболеваниям, и постоянные сложные ситуации оказывают на организм меньше влияние.

При воздействии жизнестойких убеждений люди начинают осознавать окружающую среду с позитивной стороны. События становятся веселыми и интересными, что говорит о вовлеченности. Люди берут ситуацию в свои руки и проявляют инициативу, что говорит о контроле. А также они готовы к принятию новых знаний из опыта, что говорит о принятии риска.

Как сформировать жизнестойкость. Мадди предлагает тренинг жизнестойкости. Он основан на предположении, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а может формироваться в течение жизни. Этосистема убеждений, которая может меняться развиваться [24].

С другой стороны, жизнестойкость это гипотетический конструкт, поэтому, нельзя напрямую воздействовать на нее. При решении этойпроблемы Маддипредлагает воспользоваться моделью жизнестойкости: связи между социальной поддержкой, трансформационнымсовладанием, практиками здоровья и самойжизнестойкостью идет косвенное воздействие на нее.

В основе тренировки жизнестойкости есть понятие, что убеждения не врожденные, а могут быть присвоены в течение жизни человека. Люди если захотят, смогут развить жизнестойкость.

Тренировка преследует две базовые цели:

1. Глубинное осознание и принятие самого понятия стрессовой ситуации, выявления путей разрешения всяких сложностей, способов преодоления экстремальных обстоятельств.


2. Углубление трех компонентов жизнестойкости – вовлеченности, контроля, принятия риска.

При работе со стрессом в организации С. Маддиотдавал предпочтение работе в группе. Тренинг он предлагал проводить в небольших группах по 6-8 человек.

В первых своих исследованиях, испытуемыми в которых стали менеджеры, он акцентировалспособы жизнестойкогопреодоления и жизнестойкого отношения к некоторым проблемам как более связаннымс жизнестойкостью. В первоначальном вариантетренинг жизнестойкости длился 15 часов.

Мадди совершенствовал жизнестойкость тремя основными техниками:

1. Реконструкция ситуаций. В данном упражнении важную роль исполняет воображение. Предлагаются экстремальные ситуации, которые должны быть разрешены. Реконструкция дает возможность понять, какие ошибки люди совершают при решении конфликтов, как лучше поступать конкретном случае, какие обстоятельства понимаются как стрессовые. При воссоздании стрессовых ситуаций люди могут самостоятельно найти пути преодоления, понять их последствия, как не эффективный, так и наилучший вариант развития событий.

2. Фокусировка. Данная техника используется, когда не возможности непосредственно трансформировать сложные обстоятельства. На принятие наилучшего решения часто влияют непроявленные и плохо осознаваемые эмоциональные реакции. Эта техника дает шанс найти и понять их. С помощью фокусировки можно научиться менять стрессовые ситуации, использовать скрытые возможности для своей пользы.

3. Компенсаторное самосовершенствование. Данная техника делает акцент внимания на другую ситуацию, когда трансформация стрессовых обстоятельств невозможна. Более того вторая ситуация должна быть объединена с первой. Решение второй, стрессовой ситуации позволяет найти стимул обратить внимание на то, что можно поменять.

Сальваторе Мадди совмещал две методики – исследование жизнестойкости и здоровый образ жизни. Так была разработана программа по повышению жизнестойкости, называемаяHardinessEnhancingLifestyleProgram (HELP). Эта программа включает в себя:

ряд расслабляющих практик (работа с дыханием и мышцами, способы греть руки, использование способов биологической обратной связи);

рациональное питание;

практика совладения (обучение разрешению сложных проблем, понимание эмоциональных проявлений);

обучение коммуникации, формирование навыков эффективного общения и социальной поддержки;

обучение определенным физическим упражнениям, которые позволяют сделать деятельность более результативной;


отказ от вредных привычек (курение, употребление большого количества еды);

контроль результатов на протяжении года для предупреждения рецидивов.

Необходимый уровень жизнестойкости в психологии связан с хорошей регуляцией деятельности. Жизнестойкие убеждения важно относить к личностному потенциалу. Они несут большую пользу при планировании, когда важно ориентироваться в условиях нехватки информации или новой ситуации, а также при появлении сложностей, когда нужно быстро выйти из кризиса без помех для деятельности.

На регуляциючеловека действуют следующие механизмы жизнестойкости – работа с оцениванием ситуаций, подбор копинг-стратегий, другими словами стратегий совладения с трудностями и практики жизнестойкости. Кроме того, повышение жизнестойкости способствует легкому переносу стрессов, т.к. связано со здоровым образом жизни человека. Люди психологически готовы к сложным ситуациям, и они не повлекут за собой психосоматические болезни.

Механизмы жизнестойкости отличаются на разных этапах деятельности людей. Во время планирования люди проще воспринимает новую ситуацию, легче разбирается в ней, высвобождая ресурсы, которые позволяют проще и детальнее проанализировать ситуацию. Во время конкретизации цели есть дополнительный стимул к действию. Более того, жизнестойкость – этовозможность найти смысл в деятельности, возможность не потерять или найти иной смысл.

Вывод по второй главе

Кроме функции профилактики стресса, изменения работоспособности и появления соматических и психических заболеваний, жизнестойкость играет и другую роль, позволяет успешно преодолевать как свои тревогу и стресс, так и помогать в преодолении тревоги и стресса у других людей. С целью показать существующую связь жизнестойкости, и способности справляться с переживаниями, во второй главе курсовой работы нами было проведено исследование влияния жизнестойкости на преодоление профессиональных кризисов у работников Капитал банк г. Ташкент.

По роду своей профессиональной деятельности работники банка часто сталкивается с переживанием (личным и со стороны клиентов) стресса и тревоги. Поэтому, особенность профессиональной деятельности участников нашего исследования можно охарактеризовать как периодическое столкновение с объективно или субъективно стрессовыми ситуациями и переживаниями при сохранении способности к эффективному совладению с профессиональными трудностями.

Проведя диагностику, мы получили, что более половины наших испытуемых полностью довольны своей работой, 40% вполне удовлетворены и только один сотрудник не доволен своей работой.Работникам банка свойственен средний уровень жизнестойкости и вовлеченности. Они считают, что вовлеченность в происходящее дает им максимальный шанс найти интересное для себя, получают удовольствие от своей работы.