Файл: Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями (Жизнестойкость как психологический феномен).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
В исследованиях П. В. Симонова воля рассматривается как потребность преодоления препятствий (некий рефлекс свободы). Препятствие индивид воспринимает как снижение своей свободы и это рождает вторичную потребность к преодолению. Автор имеет в виду потребность, которая устойчиво доминирует в структуре личности, сформировавшись, прежде всего, условиями воспитания человека по ходу всей его жизни.
Несомненно, определенную роль при становлении данной потребности играют и врожденные задатки индивида, в том числе характерная ей выраженность «рефлекса свободы» [22].
С. А. Рубинштейн, исследуя волевые качества личности, на которыевлияет сила сопротивляемости сложным условиям, писал, что, «прежде всего, значимую роль здесь играет энергия и конечно настойчивостьв реализации принятого решения, в борьбе с разными препятствиями в ходе достижения цели» [20].
В современных исследованиях волевое поведение определяется как процесс произвольного развития побуждений. При изучении вопроса о способности людей преодолевать жизненные сложности и,кроме того, личностно развиваться, воля объединяется не с волевыми усилиями, а с волевой структурой личности, которая включает в себя важные мотивы, выбор и действия направленные на получение результата [7].
Психологическая устойчивость - это качество личности, некоторыми аспектами которого становятся стойкость, равновесие, сопротивляемость. Оно дает возможность людям сопротивляться и преодолевать жизненные трудности, неблагоприятное давление обстоятельств, поддерживать здоровье и работоспособность в разных условиях [8]. Подчеркиваются главным образом типологические особенности личности человека.
Психологическую стойкость личности соединяют, как с проявлением умения сохранять некоторый уровень активности, нормальное настроение, так и с проявлением личностных качеств, таких как отзывчивость, разносторонние интересы, уход от упрощенияценностей, целей и стремлений [8].
Устойчивость личности согласно А. Н. Леонтьеву, задается соотношением смысл образующих мотивов с некоторыми поведенческими особенностями, со способами проведения деятельности [9].
В работах известных отечественных психологов (Л. И. Анциферовой; Л. С. Выготского; Л. Г. Дикой; В. А. Пономаренко; В. Э. Чудновского и других) устойчивость, зрелость личностичеловека соединяются с умением человека ориентироваться на цели, характер временной перспективы, организацией деятельности.
Термин «жизнеспособность» был введен Б. Г. Ананьевым, который имел под этим термином общую трудоспособность человека. Существенный фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, мнению ученого это тренировка интеллектуальных функций [10].
В настоящее время основной акцент в определении жизнеспособности несколько смещен в сторону выживаемости людей и ихличностного самосохранения (И. М. Ильинский, М. П. Гурьянова и другие) [2].
Жизнеспособность – это стремление людей выжить, не деградируя, в изменяющихся условиях социальной и культурной среды, родить и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном аспекте; стать индивидуальностью, сформировать жизненные установки, самоутвердиться, найти себя в профессии, реализовать все свои задатки и возможности. Причем люди изменяют среду обитания, делая ее более комфортной для жизни, не меняя и не уничтожая ее.
Жизнеспособность раскрывается как более широкий термин, чем жизнестойкость, потому, что наличие данного качества и его проявление характерно человеку как индивиду, а жизнестойкость складывается уже как личностное образование на конкретном отрезке онтогенеза.
Жизнетворчество -личностно-ориентированная форма развития и коррекции взаимоотношений с миром, которое связано с расширения мира, расширением отношений. Как практика, жизнетворчество бывает связано с некоторыми аспектами в развитии и проявлении жизнестойкости.
Личностный адаптационный потенциал – это сумма психологических особенностей индивида, включающаяследующие характеристики:
- нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой позволяет иметь толерантность к стрессу (психофизиологический уровень);
- самооценка личности как ядро самостоятельной регуляции, определяющая степень адекватности восприятия условий деятельности и возможностей (личностный уровень);
- ощущение поддержки социума, обусловливающее чувство значимости для окружающих людей;
- опыт социального общения [4].
Адаптационный потенциал предоставляет некоторую вероятность, возможность развития качества жизнестойкости человека.
Личностный потенциал – этоинтегральная характеристика уровня зрелости индивида, говорит о мере преодоления личностью определенных обстоятельств, и в результате, преодоление человеком самого себя, а также меру прилагаемых им усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни.
Одной из определенных форм проявления личностного потенциала выступает преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития.Такие неблагоприятные условия бывают как генетическими особенностями, или соматическими заболеваниями, а могут быть и внешними неблагоприятными обстоятельствами. Есть заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они действительно некоторым образом влияют на развитие, однако их влияние можно преодолеть за счет введения в эту систему факторов других измерений, прежде всего самодетерминации на базе личностного потенциала [9].
Общим по отношению к понятию жизнестойкость, становится понятие субъектностъ, которое говорит о способности и готовности человека к активной, сознательной и целенаправленной реализации опыта не просто при решении сложных, стрессовых, но всех разнообразных жизненных вопросов. Проявление субъектности в профессиональной деятельности и поведении, в процессах восприятия, постановке и принятии решений, соединено, прежде всего, с личностными особенностями присвоенной человеком всеобразующей активности: особенностями постановки и решения задач. Особенность субъектностизадается функциями регуляции активности действий, актуальных наопределенный момент для человека или актуальных с позиции перспективы.
Понятие жизнестойкость объединяется с вышеперечисленными понятиями, тем не менее, оно обозначает отдельно важный феномен психики людей, который развивается по некоторым генетическим закономерностям, выступая многокомпонентным личностным образованием,которое влияет на актуализацию разных свойств психики людей в сложных ситуациях жизни.
Вывод по первой главе
Феномен жизнестойкости это неотъемлемое личностное образование, развивающееся в ходе жизни человека. Еще в философских учениях античности вопросы устойчивости людей перед невзгодами жизни были весьма актуальны. Понятие жизнестойкости, которое было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, стоит на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и преодоление его. Учение С. Мадди о жизнестойкости переплетается с его теорией личности, которую он рассматривает как теорию активации, вариант согласованности. Нужно отметить, что при исследовании психологических процессов противостояния людьми стрессу, путей преодоления экстремальных ситуаций, способностей личностного развития в сложных жизненных обстоятельствах применяются различные понятия. Все они, в некоторой степени, являются близкими понятию «жизнестойкость» и, при этом, отражают наличие значительных внутренних возможностей людей, которыми они могут воспользоваться в разных ситуациях их жизни.
Глава 2. Исследование жизнестойкости как фактора преодоления профессиональных трудностей
2.1 Цели и задачи исследования
Кроме функции профилактики стресса, изменения работоспособности и появления соматических и психических заболеваний, жизнестойкость играет и другую роль, позволяет успешно преодолевать как свои тревогу и стресс, так и помогать в преодолении тревоги и стресса у других людей. С целью показать существующую связь жизнестойкости, и способности справляться с переживаниями,во второй главе курсовой работы нами было проведено исследование влияния жизнестойкости на преодоление профессиональных кризисов у работников Капитал банк г. Ташкент.
По роду своей профессиональной деятельности работники банка часто сталкивается с переживанием (личным и со стороны клиентов) стресса и тревоги. Поэтому, особенность профессиональной деятельности участников нашего исследования можно охарактеризовать как периодическое столкновение с объективно или субъективно стрессовыми ситуациями и переживаниями при сохранении способности к эффективному совладению с профессиональными трудностями.
Каждому типу профессионального кризиса работников банка свойственен свой возрастной период. В рамках данного исследования мы рассмотрели кризис профессиональной карьеры (средний возраст 30–33 года).
Цель нашего исследования: выявить личностные ресурсы работников банка, позволяющие им эффективно преодолевать профессиональные трудности.
Гипотеза исследования: предположим, что обладание таким личностными качествами как жизнестойкость помогает преодолевать профессиональные трудности, и быть удовлетворенным своей работой.
Методикиисслдования: «Удовлетворенность работой» (Розанова); «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптированный вариант Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой).
Тест «Удовлетворенность работой» (Розанова).
Удовлетворенность работой- это положительное эмоциональное состояние работников, которое выстраивается из оценки своей работы или производственного опыта. Это состояние является результатом восприятия самими работниками того, насколько хорошо работа удовлетворяет важные, с их точки зрения, потребности и нужды. Удовлетворенность работой в большей степени характерна людям, ощущающим стимул к работе, чей психологический контракт реализуется и затрачиваемые усилия эквивалентны получаемому вознаграждению[19].
Данная методика может применяться для оценки удовлетворенности работой целого коллектива. Опросник содержит 14 утверждений. Каждое утверждение оценивается от 1 до 5 баллов.
«Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптированный вариант Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой) [15].
Жизнестойкостьэто система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это категория, включающая в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность данных компонентов и жизнестойкости препятствует появлению внутреннего напряжения в сложных стрессовых ситуациях через преодоление стрессов и восприятия их как менее значимых.
Вовлеченность определяется как уверенность в том, что вовлеченность в происходящий момент дает огромный шанс найти что-то стоящее и интересное для личности работника. Человек с хорошо развитым компонентом вовлеченности получает удовлетворение от своей деятельности. В противовес этому, отсутствие такой убежденности рождает чувство изоляции, ощущение себя за пределами жизни. Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир благосклонен к вам, и у вас есть вовлеченность.
Контроль представляет собой убеждение в том, что борьба дает возможность повлиять на итоги происходящего, пусть даже это влияние не всецело и успех не гарантируется. Противоположность контролю - ощущение беспомощности. Человек с хорошо развитым компонентом контроля чувствует, что сам строит собственную деятельность, и свой путь.
Принятие риска - убежденность индивида в том, что все то, что с ним происходит, помогает в его развитиипосредством получения знаний, извлекаемых из опыта, -и неважно какого опыта, позитивного или негативного. Индивид, рассматривающий жизнь как способ получения опыта, он готов действовать даже не имея надежных гарантий успеха, рискуя, считая стремление к просто комфорту и безопасности,которые лишают жизнь красок. В основе принятия риска находится мысль развития посредством активного усвоения знаний из опыта и дальнейшее их использование.
Компоненты жизнестойкостиначинают развиваться в детстве, большей степени в подростковом возрасте, тем не менее, их можно развить и позднее. Их развитие главным образом зависит от отношений родителей с детьми. Например, для развития компонента вовлеченность принципиально важнопонимание и поддержка, одобрение и помощь со стороны родителей. Для развития контроля важна поддержка задумок детей, их стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на границе своих возможностей. Для развития принятия риска необходима широта впечатлений, переменчивость и неоднородность окружающей среды.