Файл: Paзличныe фopмы coглaшeний кoмпaний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разделение картелей по целям и функциям. Главная цель картельных соглашений это раздел рынков сбыта, происходящий в различных вариациях: путем закрепления рынков по территориальному признаку, квотирования продаж, закрепления клиентов, привязки импортеров к монопольным источникам снабжения и др. Закрепление за фирмами-участниками картелей рынков сбыта или территориальных сфер влияния - наиболее распространенное условие картельных соглашений. Например, англо-американский полиграфический картель поделил мировые рынки изданий на английском языке, обеспечив устойчивые позиции английских компаний в странах Британского содружества, а американских - в странах Южной Америки, на Филиппинах и зависимых территориях США. Другой пример: международный картель по красному фосфору разделил мировой рынок на пять групп территорий таким образом, что каждая фирма контролировала свою территорию, а в зону, считавшуюся "свободной от конкуренции" (большинство стран Азии и Южной Америки), экспортировали все фирмы этого картеля.[14]

Способ квотирования реализации, как правило, применяется как дополнение к региональному разделу рынков, но может использоваться и самостоятельно. Например, международное картельное соглашение по хинину и хинидину предусматривало следующие квоты на экспорт: фирмы Голландии - 42%, Франции - 8%, Англии - 26%. Другой пример. Международный картель по урану делит мировой рынок между членами в соответствии с их квотами: канадская группа - 23%, "Ньюфкор" (ЮАР) - 19%; "Уранэкс" (Франция) - 19%; австралийская группа - 24%; "Рио-тинто-зинк" (Англия) - 13%. Из соглашения были исключены внутренние рынки и установлена минимальная цена за фунт урана.[14]

Принцип функционирования системы регионального раздела рынков основывается на системе защитных оферт. Если из чужой сферы влияния приходит запрос по поводу заключения сделки, фирма-контрагент должна либо просто отказаться от его исполнения, либо назначить клиенту заведомо неприемлемую цену. Так, например, члены международного картеля по колесным комплектам для железнодорожных вагонов в случае получения запроса с "чужого" региона обязаны послать защитную оферту, содержащую явно завышенные цены, или вообще воздержаться от ответа.

Особенной формой раздела рынков сбыта является распределение фирм-контрагентов независимо от территориального расположения, когда за каждым участником картеля закрепляется его клиентура. Иногда практикуется более сложный механизм: предоставление заказов в порядке очередности. Так действует международный электротехнический картель. При получении нового заказа по секциям гидрогенераторов и по оборудованию для прокатных станов образуется консультативное собрание членов картеля, которое, оценивая стоимость контракта и соотношение между портфелем заказов каждого очередника и его квотой, определяет, кто из членов картеля будет выполнять заказ.[15]


Другой пример. Филиалы "Дженерал электрик", "Вестингауз электрик", "Сименс", "Хитати", "Браун, Бовери", "АСЕА" разделили клиентуру на рынке трансформаторов Бразилии в порядке очередности. Смена очередников осуществлялась на регулярных собраниях участников картеля, причем, получая заказ, первый по очереди член картеля передвигался в ее конец. При этом они установили определенный порядок фиксации цен на трансформаторы. При получении заказа от фирм Бразилии на трансформаторы очередник объявлял наиболее низкую цену, а каждый следующий участник картеля устанавливал цену на 3% выше цены каждого предыдущего. Если, тем не менее, покупатель отдавал предпочтение не очереднику, а другому участнику картеля, последний должен был повысить цену еще на 5%. [15]

И только в случае согласия покупателя приобрести товар по цене на 9% выше, чем у очередника, внеочередному члену картеля разрешалось заключить сделку.

Региональный раздел рынков сбыта создает такую ситуацию, когда на существующем рынке в каждый данный момент времени один из членов картеля является монополистом, а это влечет за собой увеличение цены.

Практически транснациональные компании делят между собой международные рынки автомобилей, стали, ряда химических товаров, электроники.[14]

Регулирование цен как цель деятельности картеля встречается в основном на рынках стандартно-традиционной продукции: химических волокон, удобрений, ряда видов транспортного оборудования. В 80-е годы появилось значительное число картельных соглашений, направленных на установление монополистических сговоров, касающихся зарубежных инвестиционных проектов.[15]

Картели берут на себя выполнение и таких задач, как ограничение импортных операций фирм определенной долей рынка; представление всеми участниками картеля заранее согласованных скидок; установление всеми участниками дискриминационных завышенных экспортных цен; участие в торгах по тайному сговору; проведение обусловленных закупок или продаж в рамках встречной торговли; раздел рынков с целью привязки импортеров к монопольным источникам обеспечения. ТНК, участвуя в различных ассоциациях, федерациях, союзах предпринимателей, используют их для выполнения функций картелей, а именно: заключения всевозможных тайных соглашений, согласования рыночной политики, цен и пр. Такая практика получила широкое распространение, причем это относится не только к национальным отраслевым объединениям, но и к международным союзам предпринимателей. [14]


Например, Международная электротехническая ассоциация - одна из наиболее влиятельных международных картельных организаций - объединяет 55 ведущих электротехнических фирм из 11 стран мира.

Отраслевые союзы предпринимателей разрабатывают согласованные правила действий - соглашения крупнейших компаний отрасли по вопросам цен, ценообразования, объемов выпуска.[15]

Следует иметь в виду, что в ряде отраслей не все фирмы принимают участия в согласовании политики и взаимодействии. Во многих ситуациях ценовая политика таких фирм оказывает значительное воздействие на рыночную политику участников соглашений. При этом крупные фирмы зачастую согласовывают лишь самые общие приоритеты рыночной политики.[15]

2.3 Совместная предпринимательская деятельность

Осуществление совместной предпринимательской деятельности крупнейшими промышленными компаниями одна из важных форм регулирования межфирменных рыночных отношений. Она обеспечивает в наибольшей степени приспособление деятельности транснациональных компаний к различным условиям и требованиям рынка. [15]

Ввиду высоких расходов на исследования и разработки транснациональные компании стремятся кооперироваться друг с другом, организуя совместные предприятия, сотрудничая в сфере науки, обмениваясь лицензиями на новую продукцию и ноухау и т.д. Часто такие соглашения охватывают компании разных государств базирования и образуют группировки, связанные общими научными интересами. Этим они стремятся избежать дублирования научных исследований. Поэтому кооперационные соглашения на основе технологических интересов оказываются важными с точки зрения расходов производства и часто приводят к значительному росту производительности труда и снижению цен.[16]

Важной формой совместной предпринимательской деятельности является организация смешанных по капиталу и контролю компаний, различающихся по целям и характеру деятельности. Однако основной упор транснациональные компании делают на создание совместных производственных предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества и, в том числе, совместного использования патентов и лицензий и реализации соглашений о кооперировании и специализации производства.[16]

Создание совместных предприятий широко используется для строительства промышленных объектов, в особенности требующих сложного и дорогостоящего оборудования, больших инвестиций, окупающихся лишь при производстве в крупных масштабах. Совместные предприятия создаются для налаживания производства новых видов товаров, что связано с известным риском и большими издержками на освоение новых технологических методов. Они позволяют транснациональным компаниям самостоятельно контролировать новое производство и обеспечивать себя новым сырьём. Добывая материал и производя первичную его переработку, совместные предприятия выступают как поставщики сырья для их совладельцев. Иногда же, наоборот, в таких предприятиях осуществляется доработка продукции партнеров, причем объединяется и сбыт готовых изделий.[16]


Создание совместных фирм особенно широко практикуется в области разработки месторождений сырья, строительства транспортных сооружений, трубопроводов. [16]

Много совместных предприятий и в новых быстроразвивающихся отраслях, привлекающих огромные единовременные инвестиции - в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, атомной энергетике. Совместные фирмы создаются и как временные объединения для осуществления больших контрактов на строительство объектов инфраструктуры.[16]

Совместные сбытовые компании обычно создаются двумя или несколькими фирмами, выпускающими схожую продукцию в целях раздела конкретных рынков сбыта, предоставления взаимной коммерческой информации о рынке, проведения совместных рекламных кампаний, контроля за дилерской сетью. Посредством таких компаний транснациональные компании осуществляют реализацию продукции на тех рынках, где они не имеют своей сети реализации или где существует острая конкуренция по идентичным видам продукции. Обычно капитал такой компании принадлежит учредителям в определенной пропорции, соответствующей доле закрепленного за ними рынка. Тенденция к созданию совместных сбытовых компаний отражает стремление транснациональных компаний к координации и в то же время обеспечению необходимого технического обслуживания товаров как потребительского, так и промышленного назначения.[15]

Таким образом, совместная предпринимательская деятельность международных промышленных фирм в современных условиях превратилась в одну из типичных форм транснационализации производства и капитала и служит средством проникновения крупнейших фирм на рынки других стран и укрепления там своих позиций.[16]

Спецификой настоящего времени является то, что совместная предпринимательская деятельность все чаще стала осуществляться конкурирующими компаниями обрабатывающих отраслей промышленности.

В качестве примера можно привести создание совместного предприятия автомобильным гигантом США "Дженерал моторс" и крупнейшей японской компанией "Таyота" по выпуску и сбыту легковых автомобилей на американском рынке. Инициативу создания совместной компании проявила "Таyота". Обе компании в течение десяти лет будут согласовывать цены, технологические графики, рыночную стратегию.[15]

Проведение крупнейшими фирмами согласованной рыночной концепции. Характерная черта применяемых транснациональных компаний форм организации деятельности на мировом рынке - сговор, или согласованная политика, касающаяся как вопросов установления объемов производства и цен, так и раздела рынков сбыта, источников сырья, сфер влияния.


В области производства основными направлениями согласованной политики являются:[15]

раздел сфер производственной деятельности по отраслям производства;

раздел продукции на основе соглашений о специализации;

учет и согласование объемов производства между важнейшими поставщиками аналогичной продукции;

раздел производственных программ между самыми крупными производителями с целью регулирования номенклатуры выпускаемой продукции;

осуществление согласованной политики в области капиталовложений в целях препятствия свободному переливу капиталов и учета материальных и финансовых ресурсов конкурирующих фирм;

раздел рынка на этапы производства (согласование объемов и отраслевых направлений капиталовложений);

распространение сговоров на зарубежные инвестиционные проекты;

заключение соглашений о совместном производстве, координации научной деятельности и совместном сбыте.

В сфере научно-технической деятельности:[16]

заключение договоров о совместной деятельности в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производстве нового товара;

заключение патентных и лицензионных соглашений, соглашений о предоставлении ноу-хау;

заключение соглашений о продаже прав на использование зарегистрированных торговых марок (товарных знаков).

В сфере сбыта:[16]

определение порядка фиксации мировых цен;

территориальное закрепление рынков сбыта;

оказание взаимных уступок.

Необходимо отметить важную сферу регулирования межфирменных отношений, как принятие мер, препятствующих свободному переливу капиталов. Такими барьерами на пути проникновения новых производителей в другую сферу являются: величина капитала, необходимая новому производителю для внедрения в отрасль; контроль действующих в отрасли фирм над новейшей техникой и технологией производства, новейшими видами продукции с помощью патентов и технических секретов.

Перечисленные направления согласованной политики крупнейших компаний в международной практике относят к методам межфирменного регулирования рынка и называют совместно скоординированными рыночными правилами ведения дел. Согласованные правила ведения дел обычно носят скрытый характер, охватывают все предприятия отрасли независимо от их размера. Все участники, подписавшие соглашение о правилах ведения дел, придерживаются в обязательном порядке его условий в отношении цен и объемов выпуска продукции. Однако, что на самом деле в период спадов не все члены - строй компании строго придерживались таких соглашений (меняли прейскуранты, предоставляли тайные скидки).