Файл: Paзличныe фopмы coглaшeний кoмпaний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Экономическое устройство большинства стран мира основывается сегодня на принципах эффективной конкуренции и свободного предпринимательства. Соблюдение их обеспечивается государством в рамках антимонопольной политики, роль которой существенно растёт. Антимонопольные законы приняты почти в 90 странах, причем приблизительно в 40 - в последние десятилетия.[6]

Приоритетные направления, по которым проводится государственная антимонопольная политика, отражаются, как правило, в законах о конкуренции (антимонопольных законах).

При всей широте национальных особенностей можно выделить три главных, «классических» элемента антимонопольного регулирования, присущих большинству стран и предопределяемых основными видами ограничительной деловой деятельности. Они представляют собой совокупность норм, направленных на предупреждение и пресечение анти конкурентных (ограничительных) соглашений; устранение злоупотреблений доминирующим положением на рынке; контроль экономической концентрации. В этом суть антитрестовского законодательства США, конкурентной политики Евросоюза, стран Азии, Латинской Америки, Восточной Европы.[6]

В ряду современных ограничительных бизнес практик наиболее важными с точки зрения масштабов использования и оказываемых последствий для конкуренции являются: анти конкурентные соглашения между самостоятельными предприятиями; злоупотребление главным положением на рынке; монополизация рынков через соединение и поглощение.[6]

Антимонопольное законодательство стран Содружества Независимых Государств также содержит нормы, присущие современному конкурентному праву передовых стран и рекомендуемые международными организациями в качестве типовых. [6]

Изо дня в день увеличивается число дел, рассмотренных антимонопольными органами стран Содружества Независимых Государств по устранению анти конкурентных действий, укрепляются интеграционные правовые механизмы в сфере антимонопольных рычагов, изучение которых является насущным.

Вопросы антимонопольного регулирования соглашений между хозяйствующими субъектами затрагивались в трудах Артемьева И.Ю., Варламовой А.Н., Гаврилова Д.А., Кунева А.Ю., Пузыревского С.А. и других.[8]

Цель курсовой работы заключается в изучении различных форм соглашений между компаниями. Для достижения цели мы решили следующие задачи:

- исследованы понятия и виды анти конкурентных совместно скоординированных действий;


- рассмотрено картельное соглашение - как инструмент межфирменного регулирования;

- изучена эффективность соглашений между компаниями Тоyоtа и РSА Реugеоt Сitrоën.

Объектом исследования явились разные виды соглашений между компаниями.

1. Сущность и содержание совместно скоординированных действий компаний

1.1 Понятие анти конкурентных совместно скоординированных действий

Всем хозяйствующим субъектам, независимо от их организационных форм деятельности или собственности, государством гарантируются равные права и создаются равные условия при пользовании природными, материально-техническими, трудовыми, финансовыми и другими видами ресурсов.

Вместе с тем состязательность хозяйствующих субъектов на товарных рынках несет в себе риск иметь негативные финансовые результаты. На самом деле субъекты рынка осуществляют такую координацию своей деятельности (совместно скоординированные действия), благодаря которой исключают негативные последствия, связанные с конкуренцией, координацией своего экономического поведения в различных сферах хозяйственной деятельности.

Координация (совместно скоординированные действия) субъектов хозяйствования может осуществляться в любом совместно скоординированном поведении (действие, бездействие) субъектов рынка, в том числе при заключении ими соглашений в какой-либо форме; принятии объединением решений в какой-либо форме; создании хозяйствующего субъекта, целью или итогом которого является направленность конкурентного поведения между хозяйствующими субъектами, которые создали указанный субъект, или между ними и вновь созданным хозяйствующим субъектом.[8]

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции анти конкурентными совместно скоординированными действиями признаются совместно скоординированные действия, которые привели или могут привести к недопущению, ликвидации или ограничению конкуренции. Этот пункт является значимым запретом на все скоординированные действия, которые должны или могут иметь отрицательное воздействие на конкуренцию.[3]


Так как скоординированные усилия признаются анти конкурентными в ситуации, когда они могут привести к недопущению, ликвидации или ограничению конкуренции, то есть при условии возможного появления этих последствий, для определения этих действий не имеет значения, произошло ли недопущение, ликвидация или ограничение конкуренции фактически.[3]

Недопущение конкуренции предусматривает создание такой ситуации, когда повышаются барьеры вхождения на рынок потенциальных конкурентов или создаются условия, согласно которым хозяйствующие субъекты, работающих на одном рынке по объективным причинам, не состязаются. В этом случае недопущение конкуренции может иметь место на том рынке, на котором конкуренции не было.

Под ликвидацией конкуренции необходимо понимать полное или существенное прекращение состязательности между конкурентами, в результате чего покупатели (продавцы) лишаются возможности выбирать между продавцами (покупателями).[3]

Ограничение конкуренции происходит в случае уменьшения воздействия определенных факторов конкуренции, в результате возникновения или усиления соответствующих хозяйствующих субъектов рыночной власти, которое характеризуется в каждом конкретном случае соответствующими качественными и количественными показателями.

Частью 2 ст. 6 Закона о защите конкуренции определен точный перечень не легализированных видов анти конкурентных совместно скоординированных действий между хозяйствующими субъектами, которые касаются:[3]

- установления цен или других условий приобретения или продвижения товаров;

- ограничения производства, рынков товаров, технико-технологического развития, вложений или установления контроля над ними;

- распределения рынков или источников снабжения по региональному принципу, ассортименту товаров, объему их продаж или покупок, по кругу продавцов, покупателей или потребителей или по другим признакам;

- искажению результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;

- устранение с рынка или ограничение выхода на рынок других хозяйствующих субъектов, покупателей, реализаторов;

- применение различных условий к равнозначным соглашениям с другими хозяйствующими субъектами, что приводит их к невыгодной ситуации в конкуренции;

- заключение соглашений в случае принятия другими хозяйствующими субъектами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или в соответствии с торговыми и другим честными традициями в предпринимательской деятельности не касаются предмета этих договоров;


- существенному сдерживанию конкурентоспособности других хозяйствующих субъектов на рынке без объективно оправданных на то причин.[3]

1.2 Виды анти конкурентных совместно скоординированных действий

В процессе применения законодательства о защите экономической конкуренции различают виды анти конкурентных совместно скоординированных действий в зависимости от цели, которую ставят перед собой участники действий, а также от их места на рынке. [3]

В зависимости от структуры рынка и места хозяйствующих субъектов на нем выделяют три основные виды анти конкурентных совместно скоординированных действий: горизонтальные, вертикальные и конгломератные.

Горизонтальными анти конкурентными совместно скоординированными действиями являются согласованные действия (сделки), которые осуществляются (укладываются) на одном и том же товарном рынке, где его участники фактически являются конкурентами, однако в результате осуществления действий, предусмотренных ст. 6 Закона о защите конкуренции, ограничивают конкуренцию между собой. Осуществление таких скоординированных действий, прежде всего, предполагает установление монопольно высоких цен, раздел рынка или исчезновению из него. [3]

Эталоном может служить дело о анти конкурентных совместно скоординированных действиях на рынке фото услуг, когда участники рынка, утвердив единый прейскурант цен, фактически устранили конкуренцию (см. описание дел). Такой вид совместно скоординированных действий представляет наибольшую угрозу конкуренции.[8]

Горизонтальные анти конкурентные совместно скоординированные действия могут также предусматривать совместную реализацию товаров (включая экспорт), совместные закупки (в частности, импорт товаров), специализацию производства, ограничение инвестиций, искажению итогов торгов, аукционов, конкурсов или тендеров.[8]

Вертикальными анти конкурентными совместно скоординированными действиями являются действия, которые осуществляются хозяйствующими субъектами на разных товарных рынках, участники которых вступают в отношения «продавец - покупатель», и такие согласованные действия предусматривают ограничение предпринимательской активности хотя бы одного из участников деятельности в его отношениях с третьими лицами, а сами действия приводят или могут привести к недопущению, ликвидации или сдерживанию конкуренции.[9]


Наиболее распространенным примером вертикальных анти конкурентных совместно скоординированных действий являются согласованные действия относительно цены перепродажи, когда между поставщиком конкретного товара и его распространителем достигается договоренность об уровне цены, по которой этот товар может реализовываться его распространителем другим бизнесменам или пользователям. В этом случае цена перепродажи может устанавливаться как на высоком, так и на низком уровне относительно конкурентной цены. Однако нарушением является не сам уровень цены, а результат совместно скоординированных действий в виде установления цены распространителем не самостоятельно в конкуренции с другими распространителями, а по согласованию с поставщиком, который является монопольным образованием или имеет большую рыночную силу.

Другим примером вертикальных анти конкурентных совместно скоординированных действий могут служить согласованные действия относительно исключительного или выборочного распространения товара, в отношении использования прав интеллектуальной собственности.[9]

Конгломератными анти конкурентными совместно скоординированными действиями (соглашениями) являются скоординированные действия (сделки), которые соответствуют следующим ситуациям: участники действий не являются конкурентами и не находятся в отношениях «продавец - покупатель»; согласование действий, предусматривает ограничения в деятельности хотя бы одного из его участников в его отношениях с третьими лицами, а также указанные лимиты приводят или могут привести к негативным последствиям для конкуренции. [9]

Необходимо отметить, что на практике одни и те же совместно скоординированные действия (соглашения) могут содержать одновременно элементы различных видов анти конкурентных совместных скоординированных действий.

В зависимости от желаемого финансового результата, к которому стремятся хозяйствующие субъекты, выделяют такие виды анти конкурентных совместно скоординированных действий, как относительно цены на свои товары; действия направлены против своих конкурентов; манипуляции условиями, по которым осуществляется конкуренция; дифференциация продукции и др.[9]

Суть анти конкурентных совместно скоординированных действий относительно цены заключается в том, что хозяйствующие субъекты принимают в них участие с целью получения возможности действовать со значительной рыночной властью или стать монополией. [9]