Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и содержание совместно скоординированных действий компаний
1.1 Понятие анти конкурентных совместно скоординированных действий
1.2 Виды анти конкурентных совместно скоординированных действий
2. Разновидности форм соглашений между компаниями
2.1 Картельное соглашение как инструмент межфирменного регулирования
2.2 Классификация картелей по форме организации
Монопольные характеристики и последствия анти конкурентных совместно скоординированных действий - это увеличение цен или распределение рынков.
Существуют следующие виды анти конкурентных соместно скоординированных действий относительно цен: установление (фиксация) определенного размера или размеров цен (тарифов); искажения торгов (предложения цен).[10]
Ценовые антиконкурентные совместно скоординированные действия могут выражаться в согласовании других, чем цена условий деятельности участников рынка, которые, однако, непосредственно или опосредованно влияют на нее. Допустим хозяйствующие субъекты могут договориться изменить свойства товара, затормозить или прекратить внедрение новшеств для снижения расходов и увеличения прибыли, которые в результате отразятся на уровне цен на товар участников совместно скоординированных действий.[10]
Антиконкурентные совместно скоординированные действия против конкурентов подразумевают осуществление совместных действий с целью нанесения ущерба или создания сложностей своим конкурентам, которые не входят в группу участников. Такие антиконкурентные совместно скоординированные действия позволяют увеличивать цены хозяйствующим субъектам, которые представляют участников антиконкурентных совместно скоординированных действий, после того как компании, против которых были осуществлены антиконкурентные совместно скоординированные действия, оказались в неконкурентоспособном положении.[10]
К таким антиконкурентным совместно скоординированным действиям могут относиться случаи, когда хозяйствующие субъекты снижают прибыли своих конкурентов посредством выражения бойкотов и «хищнического» ценообразования (установления цен ниже расходы).[10]
Эти действия конкурентов заставляют покидать рынок или снижают их конкурентоспособность. Кроме этого, хозяйствующие субъекты могут договориться повышать расходы конкурентов и таким образом вынуждать их устанавливать нереальные цены. Это, в свою очередь, помогает участникам заговора увеличивать цены до уровня цен конкурентов (эффект «зонтики»). Хозяйствующие субъекты могут быть в сговоре препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности, как настоящим, так и потенциальным конкурентам. Что, в свою очередь, способствует или повышает цены, или затрудняет выход на рынок и, таким образом, постепенно ликвидирует конкурентные цены. Антиконкурентное действие в этом случае считается особенно вероятным, когда есть государственное стимулирование.
Антиконкурентные совместно скоординированные действия по манипуляции условиями, с помощью которых осуществляется конкуренция, осуществляются посредством заключения соглашений по снижению выпуска, рынков товара, технико-технологического прогресса, вложений и диверсификации продукции с целью сбивания конкурентных цен. Кроме того, это может осуществляться посредством не достоверной интерпретации итогов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров, то есть через косвенное установление неконкурентных цен, как это было при рассмотрении случая в отношении антиконкурентных совместно скоординированных действий государственного горнодобывающего предприятия и частной фирмы. [11]
Главным условием эффективной конкуренции является полная и достоверная информированность покупателей о товарах, работах и услугах. С целью ликвидации или сдерживания этого фактора субъектами рынка могут заключаться соглашения о диверсификации продукции.[11]
Позиция диверсификации состоит в том, что субъекты хозяйствования стремятся дифференцировать свои товары с целью снижения конкуренции на соответствующем рынке. Потребители, которые имеют систематическую заинтересованность в уникальных качествах продукции данного хозяйствующего субъекта, независимо от того, являются ли они реальными или представляемыми, способны заплатить дополнительную надбавку к стоимости, которая зависит от важности этой заинтересованности. В случае существования покупателей, которые больше, чем другие склонны перейти к потреблению продукции конкурентов, хозяйствующий субъект будет стремиться оградить их среди всех своих клиентов, предложив им специальные условия, которые не даются лояльным потребителям.[11]
Сходные итоги могут иметь антиконкурентные соглашения, в результате которых растут «расходы поиска» потребителей: соглашения, которые обусловливают не предоставления исчерпывающей информации; ограничения для тех, кто оказывает профессиональные услуги, в праве действовать под торговой маркой раскрученной компании, которая продает сопутствующие товары или услуги; соглашения относительно непредставления консультационной информации по действиям конкурентов; соглашения, которые увеличивают возможность ценовой дискриминации и предоставления скидок определенным группам покупателей.[11]
Реклама как средство дифференциации продукции обычно смягчает процесс конкуренции. С другой стороны, реклама может содержать информацию относительно характеристик продукции, в частности, ценовую, которая создает импульс к сравнительному анализу потребителей товаров или услуг данного типа и, как следствие, делает более жесткой конкуренцию. Ценовая реклама, в отличие от продвижения на рынок торговой марки, таким образом, работает против принципа дифференциации, повышая возможность потребителей сравнивать разные виды товара по цене. Поэтому соглашение по ограничению ценовой рекламы среди участников рынка повышает сложность осуществления сравнения потребителями, которое, в свою очередь, означает, что, действуя относительно самостоятельно, производители получат большую ценовую независимость и возможность устанавливать более высокую цену на товары, чем в нормальных условиях конкуренции. То есть, обычная сделка, запрещающая ценовую рекламу среди хозяйствующих субъектов, оказывающих профессиональные услуги, таких как адвокаты, медицинские работники, фармацевты, бухгалтеры, может считаться нелегальным и иметь ощутимые негативные последствия для конечных пользователей.[12]
2. Разновидности форм соглашений между компаниями
2.1 Картельное соглашение как инструмент межфирменного регулирования
В современном мире картели являются основной формой регулирования межфирменных отношений на мировых товарных рынках.[12]
Цель межфирменного регулирования рынка в нынешних условиях - прежде всего согласование между фирмами-гигантами важнейших вопросов рыночной политики, особенно политики цен, ограничения размеров производства, раздела рынков сбыта. Наиболее оптимальный механизм такого регулирования картельные соглашения. [12]
Можно подчеркнуть следующие характерные черты картельных соглашений:
сокращение числа участников картелей и изменение их структуры (в состав картелей входят крупнейшие транснациональные компании);
создание спец картелей по отдельным продуктам (товарам);
преобразование картелей в экспортные, на которые не распространяется монопольное законодательство;
заключение соглашений о специализации производства, обмене патентами и лицензиями, договоры о совместных выступлениях на торгах, о сотрудничестве в сфере научных исследований и разработок, совместном изучении рынков сбыта, выполняющих функции картелей;
регулирование цен в рамках картеля, осуществляемое нижеперечисленными методами:
а) устанавливаются лишь единые минимальные цены, страхующие членов картеля от взаимной ценовой конкуренции, при этом они могут завышать цены в отношении потребителя (международный канатный картель, картели Германии по цветным металлам и полуфабрикатам, по продукции машиностроения, электротоварам и др.);[12]
б) проводятся лишь консультации по ценам или устанавливаются стандартные размеры допустимых скидок с цен (например, шведский экспортный картель по целлюлозе, бумаге, картону использовал проведение консультаций; картели Германии по прокату, химикатам, бумаге, картону и текстилю практиковали единые скидки);
определение порядка платежей, унификация условий расчетов, в том числе размеров коммерческих кредитов (например, картель Германии по текстилю);
проведение согласованного увеличения общего уровня цен (например, картель по производству урана, хины);
проведение сговоров на торгах - выдвижение поставщика, предлагающего более выгодные условия поставки;
договорный характер картелей; сохранение хозяйственной и юридической независимости членов картелей;
осуществление деятельности по регулированию условий реализации и определению цен, по разделу территорий.[12]
В зависимости от принципов, положенных в основу деятельности картелей, предлагается следующая их классификация.[12]
По сфере деятельности и составу участников:
национальные картели - внутренние, экспортные, импортные; международные картели - объединяют фирмы разных стран и национальные картели.
По организационной форме:
с единым органом сбыта;
с единым органом по закупкам.
По характеру взаимоотношений участников:
открытые (гласные), тайные (негласные), джентльменские соглашения.
По целям и функциям: раздел рынков сбыта; регулирование цен; регулирование зарубежных инвестиций; регулирование объемов производства, продаж, видов продукции.[13]
2.2 Классификация картелей по форме организации
Картели с единым органом сбыта обычно создаются в виде акционерного общества, капитал которого принадлежит членам картеля. Картель делит рынки сбыта и устанавливает уровень цен на мировом рынке. Например, международный азотный картель имеет в качестве единого сбытового органа центральное агентство "Нитрекс". Получаемые им прибыли составляют общий пул и распределяются в зависимости от экспортных квот. Вместе фирмы входящие в состав картеля имеют право лично осуществлять часть экспортных продаж по картельным ценам. Картель объединяет производителей Франции, Германии, Италии, Голландии, Бельгии, Австрии, Норвегии, Швейцарии. Тесные отношения картель поддерживает с фирмами Англии и Японии. При экспорте в развивающиеся страны "Нитрекс" выступает через свой единый сбытовой орган.[13]
Единые сбытовые органы создали германские экспортные картели по стали, текстилю, продовольственным товарам. Так, западногерманский картель по поташу имеет сбытовое совместное торговое акционерное общество "Кали унд Зальц А.Г".[13]
Международный картель по искусственному шелку имеет сбытовое общество "Юнисель", американский экспортный картель по сере - совместную торговую компанию "Сулэксо", которая выступает на внешнем рынке под своим именем, а также организовывает техническую помощь зарубежным потребителям.
Картели с единым органом по закупкам товаров на мировом рынке формируются в основном покупателями, осуществляющие систематические закупки сырьевых и продовольственных товаров в развивающихся странах с целью проведения единой политики низких цен. [13]
Например, покупатели джута-сырца фирмы Франции и Испании - производят закупки в Пакистане через созданную в рамках картеля единую торговую организацию.
Разделение картелей по характеру взаимоотношений членов. Распространение и ужесточение антимонопольного законодательства, а также резко негативное общественное мнение вынудили картели сосредоточить свои усилия, чтобы обеспечить конфиденциальность своих операций. Поэтому открытых международных картелей в настоящее время мало. Это, например, международный нефтяной картель, объединяющий семь крупнейших нефтяных компаний мира (пять - из США, одну - из Англии и одну - англо-голландскую). Он осуществляет контроль по всей технологической цепочке от добычи нефти (кроме стран ОПЭК) до сбыта розничным покупателям.[14]
Значительно большее распространение получили замаскированные, или тайные картели, сведения о которых обычно не просачиваются в печать. Таким, например, является международный институт чугуна и стали, объединяющий компании 27 стран. На равных условиях с изучением технико-экономических проблем, этот институт предоставляет консультации картельного типа в сфере производства и сбыта продукции черной металлургии (например, об уменьшении производства черных металлов в отдельных странах в периоды экономических спадов). Другим примером замаскированного картеля может быть международное экономическое объединение, в состав которого вошли компании черной металлургии Германии, единственный производитель стали в Голландии - "Хооховенс" и Люксембургский трест "АРБЕД" (80% национального производства стали). Хотя официальные цели этого объединения - предоставление предложений, обмен знаниями о производстве, занятости и другие аспекты, фактически оно выполняет чисто картельные функции.[14]
Картельные соглашения во многих случаях не бывают юридически зарегистрированными и носят характер гласного или негласного соглашения крупнейших компаний на отдельных мировых товарных рынках. Это объясняется тем, что законодательное запрещение или резкое ограничение картельных отраслевых сговоров как явных, так и тайных, - наиболее распространенный метод борьбы с высоким уровнем монополизации рынка. Этим в значительной степени обусловлено то, что основная часть картельных соглашений ТНК сохраняется в строжайшей секретности и выявляются только при наиболее явных злоупотреблениях.[14]