Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у детей дружеских взаимоотношений
Проблема формирования дружеских взаимоотношений у детей в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений
2.1 Изучение уровня сформированности дружеских взаимоотношений
2.2 Создание педагогических условий формирования у детей дружеских взаимоотношений
Результаты. Протокол представлен в приложение В.
-
-
- Света В.«Я бы успокоила, сказала бы - не плачь».
- «Развеселила бы вместе с подружками».
- «Не знаю». Аня Д.
- «Я позову воспитательницу».
- «Пригласила бы поиграть».
- «Ну и что - играла бы дальше, не дала бы кубики». Оля А.
- «Я сразу позову воспитательницу».
- «Я приглашу поиграть».
- «Буду играть сама». Коля Б.
-
«Позову воспитательницу».
«Ничего не сделаю».
«Поделю кубики пополам». Ярослав Е.
«Позову воспитательницу».
«Приглашу поиграть».
«Не поделюсь кубиками». Дима К.
«Позову Воспитательницу».
«Приглашу с собой поиграть».
«Я бы отдал кубики, поиграл во что-нибудь другое». Дима Ш.
«Ничего не сделаю».
«Ничего не сделаю».
«Играл бы дальше». Марина Я.
«Я бы помогла бы встать, успокоила».
«Пригласила поиграть»
.3) «Отдала бы кубики». Ксюша М.
- «Сказала бы, не плачь, помогла встать».
- «Спросила, почему ты плачешь? А потом поиграла бы».
- «Отдала кубики для постройки». Оля Г.
- «Спросила бы, не больно? Потом позвала воспитательницу».
- «Спросила: почему ты грустишь? Развеселила бы».
- «Я отдам кубики». Маша А.
- «Позвала бы воспитателя».
- «Спросила бы, почему ты грустишь, и позвала бы поиграть».
- «Я бы поделила кубики пополам». Света О.
- «Я бы успокоила, помогла бы подняться, потом позвала бы воспитателя».
- «Спросила бы, почему ты грустный? И пригласила бы поиграть».
- «Я бы поделилась кубиками». Саша С.
- «Позвала бы воспитателя».
- «Приглашу поиграть».
- «Ничего не сделаю». Даша Р.
«Успокою, помогу встать».
«Спросила бы, почему ты грустишь? И рассказала бы веселые истории».
«Дала бы кубики». Олеся Т.
«Я бы помогла и успокоила».
«Спросила бы, почему ты грустишь, и поиграла бы с ней».
3) «Поделюсь кубиками».
Вова К.
«Я бы помог, пожалел и предложил бы позвать медсестру».
«Спросил, почему ты грустишь? А потом бы развеселил».
«Поделюсь кубиками, сам построю что-нибудь поменьше».
Даша К.
«Успокоила бы».
«Приглашу поиграть вместе».
«Поделюсь кубиками».
4 серия.
Также мы использовали педагогическую ситуацию в игре «Не намочи
ног».
Содержание. Игра проводилась на участке, где предоставлялась возможность играть поочередно с двумя детьми, не привлекая внимания других. На веранде отделялось чертой «болото» шириной 5-6 метров. Двум детям давались по два средних по размеру обруча. С помощью обручей им надо перейти на другой берег, предварительно показав способ выполнения движения. Каждый ребенок кладет обруч на землю, переступает в обруч. А другой держит в руке. Затем кладет второй обруч в направлении движения, идет дальше и т. д.
Когда дети подходят примерно к середине болота, создается ситуация, будто у одного из играющих обруч неожиданно утонул. Напоминаем о поставленной задаче: им вместе нужно перебраться на другой берег, не намочив ног, то есть только по обручам.
Маша А. играла в паре с Мариной Я. Девочки вместе сообща нашли решение.
Маша А.: «Я тебе помогу, только давай подумаем».
Марина Я. «Я знаю, давай по очереди передавать обучи идти друг за другом».
Девочки успешно перебрались на другой берег и остались довольны.
Коля Б. играл в паре с Димой Ш. Дима Ш. не стал помогать Коле Б.: «Я не знаю как!». Коля Б. предлагал пути решения проблемы, но Дима Ш. не захотел их слушать. Коля остался недовольным.
Аня Д. играла в паре с Олесей Т. Аня Д. не знала, как помочь Олесе Т.: «Я не хочу играть», не стала выслушивать предложения Олеси Т.
Даша Р. играла в паре с Олесей Т. Девочки подумали вместе, как решить проблему: «Давай я дойду и перекину тебе обруч». Обе девочки были довольны результатом.
Света О. играла в паре с Ксюшей М. Девочки быстро и весело нашли путь решения проблемы.
Оля Г. играла в паре с Сашей С. При решении проблемы большую инициативу проявила Оля Г.: «Давай я тебе передвигать буду обруч, хорошо?». Саша С. просто соглашалась. Но обе были довольны, что добрались до берега.
Даша К. играла в паре с Олей А. Девочки, немного поспорив, чей вариант лучше - «Сначала перейти, а потом подать обруч», или «Передвигаться вместе, передавая обруч», все-таки нашли общее решение.
Вова К. играл в паре с Димой К. Вова К.: «Я останусь в болоте». Дима К.: «Нет, давай подумаем». Вова К.: «Я придумал - давай идти вместе». Дима К. согласился. Мальчики были счастливы, что пришли вместе.
Света В. играла в паре с Ярославом Е. Ярослав Е.: «Я не знаю, что делать дальше», Света В.: «Может...». Ярослав Е.: «Я не хочу придумывать». Пришел к берегу один.
Анализируя педагогические ситуации, мы использовали следующие критерии оценки результата:
ВУ - при оказании помощи сверстнику дети проявляли инициативу, интересовались плохим настроением сверстника, потом искали пути решения проблемы, при затруднениях действовали сообща.
СУ - проявляли инициативу с помощью взрослого, не поинтересовались плохим настроением, сами думали, что надо делать, призатруднениях легко соглашались с решением других, не участвовали в его обсуждении.
НУ - проявляли инициативу с помощью взрослого. Не проявляли желания помочь сверстнику ни в каких ситуациях. Результаты:
Таблица 2
Уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений и суждений о содержании реальных поступков, направленных на реализацию дружеских взаимоотношений (констатирующий эксперимент)
Кол-во детей |
ВУ |
СУ |
НУ |
17 |
2 |
8 |
7 |
100% |
12% |
46% |
42% |
Методика 4. «Изучение навыков культуры общения во взаимодействии со сверстниками» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Цель: выявить уровень развития у детей 6-7 лет навыков культуры общения со сверстниками.
Критерии оценки результатов:
Было выделено 4 показателя навыков культуры общения со сверстниками. Каждому показателю условно было присвоено определенное количество баллов.
Показатели:
Приветливость со сверстниками: привычка здороваться, называть сверстника по имени, уметь сказать вежливое слово - 1 балл.
Внимательность к сверстнику: инициатива в оказании помощи сверстнику, умение считаться с мнением сверстника - 1 балл.
Уступчивость в конфликтной ситуации: умение уступить в ситуации конфликта; умение избежать драк, взаимных оскорблений - 1 балл.
IV. Доброжелательность по отношению к сверстнику: преобладание доброжелательного отношения по сравнению с негативным и равнодушным - 1 балл.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок = 4.
Уровень развития навыков культуры общения ребенка со сверстниками соотносится со следующими критериями:
ВУ - 4 балла.
СУ - 3 балла.
НУ - 0-1-2 балла.
Также вычисляется общегрупповой показатель по результатам данной методики: среднегрупповой уровень развития навыка культуры общения: суммируются бальные показатели всех испытуемых, находится среднеарифметическое значение, которое переводится в %.
Результаты:
Таблица 3
Уровень развития у детей 6-7 лет навыков культуры общения со сверстниками (констатирующий эксперимент)
Кол-во детей |
ВУ |
СУ |
НУ |
17 |
2 |
4 |
11 |
100% |
12% |
24% |
64% |
Среднегрупповой качественный показатель = 2,25 балла.
Также хочется привести результаты, которые свидетельствуют о количественном показателе отдельно по каждому выделенному нами навыку культуры общения.
Таблица 4
Количественный показатель по навыкам культуры общения детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент)
Навык культуры общения |
Количество детей |
% |
1. Приветливость |
10 |
60% |
2. Внимательность |
10 |
60% |
3. Уступчивость |
8 |
48% |
4. Доброжелательность |
10 |
60% |
Делая анализ полученных данных можно констатировать следующее:
- среднегрупповой качественный показатель составил 2,25 балла, что соответствует низкому уровню развития навыка культуры общения в данной группе;
- ВУ развития навыков культуры общения имеют два ребенка: Ксюша М. и Вова К. - эти дети набрали максимальное количество баллов по всем четырем показателям;
- 11 человек в группе (что составило 64%) имеют НУ развития навыков культуры общения. В основном у этих детей НУ развития таких навыков: у девочек - уступчивости и доброжелательности, а у мальчиков - приветливости и внимательности;
- данные, представленные в таблице 6, свидетельствуют о том, что ни один навык культуры общения в данной группе не развит на должном уровне.
Итак, по результатам, полученным после проведения методик на констатирующем этапе нашего экспериментального исследования, мы можем сделать вывод, что по таким показателям, как: наличие представлений и суждений детей о дружбе; умения детей руководствоваться имеющимися представлениями в процессе общения со сверстниками; и реализацию дружеских взаимоотношений, мы можем судить о том, каков уровень сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
Таблица 5
Уровень сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений (констатирующий эксперимент)
Кол-во детей |
ВУ |
СУ |
НУ |
17 |
2 |
9 |
6 |
100% |
12% |
52% |
36% |
Данные теоретического анализа психолого-педагогической литературы и результаты констатирующего эксперимента, полученные после анализа протоколов наблюдения, индивидуальных бесед, педагогических ситуаций, позволили нам охарактеризовать уровни сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений, к которым мы условно отнесли детей 6-7 лет, участвующих в эксперименте:
К высокому уровню сформированности дружеских взаимоотношений мы условно отнесли 2 ребенка (12%). Эти дети имеют представления и суждения о дружбе и руководствуются ими в практической деятельности со сверстниками. При этом используют собственную инициативу, прислушиваются к мнению товарища. Умеют самостоятельно решать спорные вопросы. По возможности оказывают помощь сверстнику, испытывают при этом положительные чувства.
К среднему уровню сформированности дружеских взаимоотношений мы условно отнесли 9 детей (52%). Эти дети имеют обобщенные представления и суждения о дружбе, руководствуются ими крайне редко. По подсказке помогают сверстнику. Редко проявляют инициативу, прислушиваются к мнению товарища.
К низкому уровню сформированности дружеских взаимоотношений мы условно отнесли 6 детей (36%). Эти дети имеют узкие представления и суждения о дружбе, не руководствуются ими в практической деятельности со сверстниками. Часто ссорятся, а мирятся только с помощью взрослого. Легко подчиняются инициативе других детей. Не умеют выслушивать мнение другого, не проявляют желание помочь сверстнику.
Графически результаты констатирующего эксперимента представлены на рисунке 1
.
Рисунок 1 - Уровень сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений (констатирующий эксперимент)
Результаты констатирующего эксперимента и выдвинутая нами гипотеза исследования определили подход к проведению формирующего этапа экспериментальной работы.
2.2 Создание педагогических условий формирования у детей дружеских взаимоотношений
Исходя из полученных результатов констатирующей части исследования, а также принимая во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет, нами была разработана программа формирующего эксперимента.
Целью нашей экспериментальной работы явилось апробирование педагогических условий, способствующих формированию у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений, направленных на расширение и уточнение представлений детей о нормах взаимоотношений со сверстниками и формирование умения осознанно руководствоваться ими в повседневном общении.
Основываясь на результатах констатирующего этапа нами разработаны следующие задачи:
- уточнить и расширить представления детей о нормах взаимоотношений со сверстниками;
- сформировать у детей умение реализовывать имеющиеся представления в повседневном общении.
Таким образом, в соответствии с результатами констатирующего этапа и намеченными задачами формирующего эксперимента нами была определена следующая поэтапная работа по формированию у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений путем создания специальных педагогических условий.