Файл: Добросовестная и недобросовестная конкуренция (типы, характер и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ «КОНКУРЕНЦИЯ» И «ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»

§1. Основные подходы к определению понятия «конкуренции» и ее видов

§2. Содержание и методы ценовой конкуренции

2. Методы конкуренции, основанные на повышении цен.

3. Методы конкуренции, основанные на поддержании цен на неизменном уровне.

ГЛАВА 2. ДОБРОСОВЕСТНАЯ И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ВИДЫ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

§1. Добросовестные и недобросовестные конкурентные действия: понятие и содержание

§2. Виды конкурентных стратегий при добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции

§3. Типы, характер и виды конкурентного взаимодействия участников рынка

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ, МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. повышение цен. В этом случае целевые установки предприятия могут быть следующими: 1) осуществление наступательных действий и привлечение потребителей и контрагентов относительно высокими ценами к каким-либо неценовым стабильным конкурентным преимуществам, действительным или мнимым; 2) осуществление оборонительных действий в надежде сохранить свой специфический сегмент рынка, привыкший нести немалые расходы ради удовлетворения потребностей; 3) проведение внезапного контрнаступления в условиях возникновения форс-мажорных обстоятельств, например, это происходит в форме спекуляции на основе резко образовавшегося кратковременного ажиотажного спроса.

3. поддержание цен на неизменном уровне при сокращении издержек производства. Поддержание цен на неизменном уровне применяется лишь для достижения косвенных эффектов конкуренции. Каковыми бы ни были при этом целевые установки предприятия, резюмировать их можно следующим образом: всякое предприятие стремится максимально эффективным образом использовать свои конкурентные преимущества, чтобы достичь победы в конкурентной борьбе, в результате чего рождаются новые конкурентные преимущества.

Любая ценовая стратегия с институциональной точки зрения характеризует определенный тип взаимосвязи институциональных субъектов ценовой конкуренции, исследовать который - означает раскрыть механизм ценовой конкуренции при реализации фирмой той или иной ценовой стратегии. Например, нормой при реализации стратегии грабительского ценообразования является продажа товара по ценам ниже средних издержек производства, что способствует устранению конкурентов с рынка и последующему установлению монопольно высоких цен.

Череда данных событий описывает механизм функционирования ценовой конкуренции при реализации стратегии грабительского ценообразования, однако, сегодня механизм ее осуществления существенным образом отклоняется от механизма функционирования. Нормой грабительского ценообразования становится повышение издержек конкурентов, которое проявляется в недобросовестной конкуренции посредством роста рекламных расходов, монополизации источников сырья, заключения эксклюзивных контрактов, затрудняющих доступ конкурентов к необходимым мощностям, производства товаров-комплементов и др.[23]

Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция может иметь как прямой, так и косвенный характер. Применяя прямую ценовую конкуренцию, субъекты бизнеса проводят широкое оповещение своего окружения о планируемом или фактически совершенном снижении цен. Делается это для быстрого продвижения информации о возникновении у фирмы нового конкурентного преимущества или об усилении уже существующего.


Применяя косвенную ценовую конкуренцию, руководители не спешат демонстрировать свои конкурентные преимущества посредством открытых информационных коммуникаций, предпочитая использование неформальных информационных каналов. К ним относятся инструменты косвенной рекламы, различные PR-мероприятия, взаимное оповещение потребителей о новых достижениях компании по телефону, слухи, стихийно формирующиеся или сознательно подогреваемые[24]. Данная стратегия применяется, как правило, при недобросовестной конкуренции.

§3. Типы, характер и виды конкурентного взаимодействия участников рынка

Конкурентные действия, предпринимаемые участниками рынка при добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции, разграничиваются по их типам. Типы конкурентных действий - это типы состязательных реакций участников рынка на проявления представителей конкурентной среды.

Таковыми являются конкурентное взаимодействие участников рынка между собой либо конкурентное бездействие - отсутствие адресных реакций на деятельность одних конкурентов при сосредоточении внимания на других конкурентах. Бездействие в отношениях между двумя сторонами не мешает участникам рынка активно соперничать с другими конкурентами. Если конкуренты не бездействуют, они взаимодействуют. Конкурентные действия всегда являются взаимными - конкуренты одновременно действуют друг против друга на основе интереса друг к другу.

Выделяют следующие типы конкурентного взаимодействия: содействие друг другу в достижении собственных конкурентных целей, инициативное воздействие на соперников и ответное противодействие им.

Конкуренты действуют либо «за» соперников, либо «против» них. Содействие всегда осуществляется «за», взаимодействие и противодействие - «против».

Содействие участников рынка друг другу рассматривается как тип конкурентных действий потому, что взаимно содействующие участники рынка эксплуатируют конкурентные преимущества друг друга, а также совместно противодействуют другим общим конкурентам. В процессе взаимодействия сторон действия «за» и «против» могут чередоваться, взаимно дополнять друг друга и применяться сторонами в единой системе отношений.


Для оказания влияния на окружение участники рынка стараются сочетать инициативное воздействие на одних соперников и противодействие другим соперникам. Сочетание воздействия на конкурентов, противодействия им, содействия им и бездействия меняется в зависимости от стадий жизненного цикла бизнеса (предстартовая стадия, стартап, стадия конкурентной устойчивости бизнеса, стадия выхода из бизнеса)[25].

Конкурентные действия участников рынка различаются между собой также по своему характеру. Под характером конкурентных действий следует понимать степень остроты и жесткости взаимодействия конкурентов.

Конкуренция в экономике и в обществе имеет место постоянно, но ее характер систематически пересматривается и уточняется под влиянием намечаемых целей и внешних обстоятельств, в том числе - отношений с конкретными соперниками.

Степень остроты конкуренции обусловливает разный характер совершаемых конкурентных действий - от сравнительно малоконфликтного состязания до остроконфликтной конкурентной борьбы и - в наиболее жестком варианте - ожесточенной конкурентной войны (в случае недобросовестной конкуренции).

В основе классификации конкурентных действий по видам как в случае добросовестной, так и недобросовестной ценовой конкуренции, лежит специфика обращения участников рынка к соперникам. Конкурентные действия участников рынка подразделяются на следующие виды[26]:

1. Наступление на позиции соперников (наступательные действия) - это конкурентные действия, которые совершаются участниками рынка по отношению к конкурентам. Наступая, инициаторы конкурентных действий воздействуют на соперников и стараются опередить их вероятные встречные действия.

Принцип опережения конкурентов составляет самую основу предпринимательской деятельности, а также образует содержание таких понятий, как «предпринимательство», «предприимчивость», «предприятие», «предприниматель».

Именно в наступлении на позиции соперников, предпринимаемом участниками рынка, в стремлении опередить конкурентов во взаимодействии с ними и нанесении первого удара по их позициям наиболее последовательно проявляется сама идея предпринимательства. Поэтому наступление следует признать основным видом конкурентных действий, предпринимаемых участниками рынка.

С помощью наступления участники рынка стараются на выгодных условиях сформировать новые бизнес-коммуникации, завоевать сегменты сложившихся секторов рынка и сформировать новые ассортиментные группы товаров, услуг, работ. К числу наступательных конкурентных действий следует также отнести информационную интервенцию в целях навязывания окружению собственного бренда и закрепления в сознании окружения собственного положительного образа.


2. Оборона собственных позиций (оборонительные действия) - это конкурентные действия, являющиеся ответной реакцией на наступательные действия соперников. С помощью обороны участники рынка стремятся противодействовать соперникам, которые первыми инициируют взаимодействие сторон и первыми пытаются навязать рынку свои интересы. Поскольку факт наступления соперников означает их стремление отвоевать определенные конкурентные позиции на рынке, другим участникам рынка приходится защищать эти позиции во избежание их утраты и перехода к конкурентам.

Оборонительные действия обычно направлены на удержание за собой целевых секторов/сегментов рынка, закрепление сложившейся общественной репутации и использование существующих юридических правил и норм для противодействия наступательным действиям конкурентов.

3. Контрнаступательные конкурентные действия (конкурентный ответ) представляют собой короткое наступление в ходе успешной обороны собственных позиций.

Контрнаступление не является полноценным наступлением, хотя по содержанию похоже на него. Однако контрнаступление никогда не планируется участниками рынка и не готовится ими как наступление на конкурентные позиции соперников. Оно всегда осуществляется участниками рынка в ходе совершения оборонительных действий и служит способом закрепления успешных результатов оборонительных действий.

Контрнаступление применяется, когда участникам рынка становится очевидно, что соперники слабо подготовили собственные наступательные действия, допустили ошибки и не задумались, в свою очередь, об обороне своих позиций. Этими действиями участники рынка вынуждают соперников забыть на время о наступлении и перейти к незапланированным оборонительным действиям, к совершению которых они могут быть не вполне готовы.

4. Отступление с занимаемых позиций проявляется в условиях прерывания или полного завершения оборонительных действий. Установка на отступление обусловливается стремлением участников рынка оставить свои позиции и покинуть бизнес под натиском соперников.

Отступление участников рынка с конкурентных позиций применяется ими для решения системных конкурентных и частных задач. Каждый субъект предпринимательства обладает правом на участие в конкуренции и правом на последовательный уход от конкуренции, вызываемый намерением последовательно выйти из бизнеса.

Участники рынка, покидающие, но еще не покинувшие предпринимательство, продолжают действовать в этой среде, и, следовательно, продолжают взаимодействовать с конкурентами и остальным окружением. Кроме того, отступление может быть временным, и за «отступающим» участником рынка всегда сохраняется законное право на возвращение к занятию предпринимательством и возможность возвращения на рынок в качестве предпринимателя.


5. Согласительные конкурентные действия, выполняя которые участники рынка ищут и находят решения по взаимному согласованию конкурентных позиций.

Согласительные действия основаны на согласии сторон в признании права друг друга на существование, в признании друг за другом права на работу на рынке и права на достижение успехов в работе на рынке. Но признавая такие права, соглашаясь на наличие на рынке других сторон, объективно являющихся соперниками, участники рынка тем самым оказываются перед необходимостью поддерживать это право, поддерживать друг друга в стремлении к успеху. Таким образом, возникает объективная предпосылка взаимного согласования конкурентных позиций.

Согласование конкурентных позиций не устраняет конкуренции между участниками рынка. Достигнув согласия, соперники теперь противостоят друг другу в рамках взаимных договоренностей и уступок, в пределах коридора согласия, который они установили сами для себя.

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ, МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными соответствующими органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.

Защита отношений добросовестной конкуренции по своей природе имеет конституционно-правовую основу. Статья 8 Конституции РФ прямо закрепляет конкуренцию как необходимый элемент конституционного строя России. Статья 34 Конституции РФ обязывает государство обеспечить свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, провозглашает равенство всех форм собственности и их равную защиту[27].