Файл: Добросовестная и недобросовестная конкуренция (типы, характер и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ «КОНКУРЕНЦИЯ» И «ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»

§1. Основные подходы к определению понятия «конкуренции» и ее видов

§2. Содержание и методы ценовой конкуренции

2. Методы конкуренции, основанные на повышении цен.

3. Методы конкуренции, основанные на поддержании цен на неизменном уровне.

ГЛАВА 2. ДОБРОСОВЕСТНАЯ И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ВИДЫ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

§1. Добросовестные и недобросовестные конкурентные действия: понятие и содержание

§2. Виды конкурентных стратегий при добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции

§3. Типы, характер и виды конкурентного взаимодействия участников рынка

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ, МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Эта конституционная норма нашла отражение в ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом основное средство борьбы с недобросовестной конкуренцией - это обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предпринимателям, использующим недозволенные формы конкуренции, предписания о прекращении нарушений, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения недобросовестной конкуренцией убытков предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с иском об их возмещении.

Следует отметить, что антимонопольное регулирование рынков не должно восприниматься исключительно в потребительски ориентированном контексте - как инструмент защиты прав потребителей. Его следует рассматривать и в профессионально ориентированном контексте - как инструмент защиты законных прав отдельных участников рынка - субъектов профессиональной деятельности и операторов конкурентных действий[28].

Современная антимонопольная деятельность включает, как правило, три направления:

  1. противодействие монополизации рынков;
  2. противодействие или ограничение монополистической деятельности и злоупотреблению доминирующим положением на рынке;
  3. пресечение недобросовестной конкуренции и преследование недобросовестных конкурентов.

Все названные объекты ограничения и пресечения представляют собой направления деятельности соперничающих за относительно лучшие условия жизни и профессиональной деятельности участников рынка[29].

Применение антимонопольных мер, относящихся к каждому из указанных направлений, разумеется, в конечном счете приносит пользу потребителям, но каждое из них непосредственно направлено на защиту тех конкурентов, которые действуют в соответствии с установленными правилами, от участников рынка, действующих недобросовестно и/или монополистически.

Поэтому очевидна логическая связь антимонопольного регулирования рынков и объективной необходимости установления и обеспечения добросовестным участникам рынка рамочных условий профессиональной деятельности на пользу обществу и им самим.

Главным результатом антимонопольного влияния на рынок является идентификация недобросовестных конкурентов и их отграничение от добросовестных участников рынка на основе согласия в том, что добросовестная деятельность акторов, в том числе и совершение ими конкурентных действий, которые могут быть признаны добросовестными, имеет место тогда, когда взаимно конкурирующие стороны рынка учитывают законные интересы других сторон рынка.


Антимонопольное регулирование, как известно, стало ответом общества на разрушительные последствия неограниченной свободы конкуренции образца XIX в. Вероятно, первыми попытками регулирования конкурентного поведения субъектов предпринимательства следует считать закрепленные в гражданских кодексах Франции и Италии еще в середине XIX в. положения, которые определяли права потерпевших при недобросовестных сделках по предъявлению претензий на вознаграждение за убытки.

Наиболее значительным достижением XIX в. в становлении антимонопольного законодательства следует считать Закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 г. В Законе Шермана определялось, что «всякий договор, объединение в виде треста или в иной форме, а также сговор с целью ограничения промышленности либо торговли... объявляются незаконными», а «всякое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать либо вступающее в союз или сговор с другим лицом или лицами с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли... признается виновным в правонарушении»[30].

Важно отметить, что американское законодательство уже в конце позапрошлого столетия уверенно встало на защиту участников рынка, могущих пострадать вследствие монополизации промышленности или торговли теми акторами, которые не имели на это законных прав.

К моменту опубликования главного ленинского научного труда «Империализм как высшая стадия капитализма» (1917 г.) Закон Шермана, к примеру, применялся в США уже более 25 лет, а в дополнение к нему американский Конгресс успел принять Закон о Федеральной торговой комиссии (1914 г.) и Закон Клейтона. В них указывалось на то, что нечестные методы конкуренции в торговле объявляются незаконными, а созданная Федеральная торговая комиссия уполномочивалась пресекать практику применения таких методов, в том числе путем возбуждения судебных разбирательств, обязывания партнерств и корпораций прекращать подобную практику[31].

Антимонопольное регулирование всегда включает меры защиты не только потребителей, общества, но и добросовестных конкурентов от недобросовестных действий других конкурентов. Антимонопольные меры исторически вызрели в недрах самой конкурентной деятельности, когда стало понятно, что не все действия могут считаться приемлемыми для добросовестных конкурентов.

Антимонопольное регулирование рынков, по сути, стало формализацией многостороннего согласия добросовестных участников рынка в вопросе о необходимости совместного противостояния монопольным притязаниям каждого из них в отдельности и обеспечения с помощью антимонопольных мер компромисса и консенсуса профессиональных интересов в сфере конкурентной деятельности.


Однако антимонопольное регулирование не может рассматриваться как единственное направление конкурентной политики, поскольку с его помощью можно обезопасить добросовестные действия конкурентов от недобросовестных, но невозможно активизировать конкуренцию, признаваемую добросовестной.

Насущно необходимо, наряду с антимонопольным регулированием рынков, наличие мер поощрения конкуренции, ее адвокатирования, стимулирования, мотивирования, упорядочения. Макроэкономические выводы теории конкуренции должны интересовать не только антимонопольные органы, противодействующие недобросовестной конкуренции и монополистической практике, но и тех, кто призван по долгу службы мотивационно, организационно и экономически воздействовать на усиление конкурентной активности участников рынка и содействовать развитию добросовестной конкуренции.

Все сегменты общества, включая добросовестных конкурентов, выигрывают от антимонопольных мер, но конфигурация рынка будет успешной лишь в случае сочетания антимонопольной защиты добросовестной конкуренции и стимулирования ее развития. Профессиональные интересы субъектов конкурентных действий реализуются в добросовестном формате, а сама конкуренция укореняется в экономике как пример добросовестной деятельности при условии, что конкурентная деятельность добросовестных участников не только защищается, но и развивается. В этом и состоит смысл действенной конкурентной политики[32].

Ограничение конкурентной политики лишь защитными мерами имеет широкое распространение на различных национальных и отраслевых рынках. Отсюда, помимо прочего, и такая парадоксальная ситуация, когда, в отличие от недобросовестной конкуренции, добросовестные конкурентные действия практически нигде не имеют определения не только на законодательном, но и на любом ином нормативном уровне.

Между тем, добросовестные участники рынка профессионально заинтересованы в «полезных конкурентах» не меньше, чем в надежных партнерах, приверженных клиентах и терпимых мерах государственного управления, поскольку их выгоды формируются также от обмена опытом, сравнения ошибок и достижений, использования чужих инициатив, адаптации и проверки собственных бизнес-идей, возможности вхождения в альянсы с конкурентами, становящимися партнерами, поддержания конкурентных кондиций и духа соперничества.

Именно благодаря конкуренции каждый из участников рынка профессионально мотивируется на повышение конкурентоспособности собственной деятельности на стратегическом, тактическом и ситуационном уровнях бизнеса. Под влиянием и на примере полезных конкурентов участники рынка приходят на рынок и принимают решение о выходе с него, выбирают стратегии, тактические модели, виды, методы, формы конкурентных действий.


Таким образом, конкурентная политика России должна быть сосредоточена, наряду с противодействием монополизации рынков, злоупотреблению доминирующим положением, недобросовестной конкуренции, монополистической практике, также на:

- содействии добросовестным конкурентам в их стремлении быть конкурентоспособными и конкурентно активными;

- воздействии на тех добросовестных участников рынка, кто недостаточно заботится о собственной конкурентоспособности и конкурентной активности;

- противодействии тенденциям демотивации участников рынка к конкурентоспособности и конкурентной активности, в том числе вследствие искусственного формирования органами власти и управления конкурентных преимуществ у близких им конкурентов путем объявления этих участников рынка общенациональным достоянием в качестве «естественной монополии».

В контексте конкурентоспособности участников рынка могли бы анализироваться возможности поддержки государством тех или иных участников рынка, отраслей и локальных рынков, например, кто может или смог бы в приемлемой перспективе повышать конкурентоспособность и усиливать конкурентную активность. Конфигурация и упорядочение рынка способствовали бы укоренению добросовестного начала конкурентной деятельности участников рынка и стимулированию их постоянной заботы о собственной конкурентоспособности.

Необходимо указать на отсутствие в действующем уголовном законе общей нормы, гарантирующей уголовно-правовыми средствами соблюдение конституционных норм о поддержке конкуренции и «запрете экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию».

В действовавшем ранее Уголовном кодексе РСФСР была статья, посвящённая нарушению антимонопольного законодательства (ст. 175.1). Она устанавливала ответственность за «неисполнение в срок должностным лицом органа власти, управления или хозяйствующего субъекта законных предписаний Антимонопольного комитета Российской Федерации, его территориального управления, если оно совершено лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за те же действия.

Поэтому до января 1997 года у хозяйствующих субъектов, неоднократно в течение года страдавших от недобросовестных конкурентов, имелась возможность обратиться за уголовно-правовой защитой. Формулировка действующей в настоящее время статьи 178 Уголовного кодекса РФ «Монополистические действия и ограничение конкуренции» не позволяет применить её в случае совершения актов недобросовестной конкуренции, так как препятствуют различия в определении понятий «монополистическая деятельность» и «недобросовестная конкуренция». Применение уголовно-правовых норм по аналогии недопустимо.


Представляется возможным внесение изменений в уголовный закон, устанавливающий меры ответственности за все формы недобросовестной конкуренции. В отечественной литературе очень часто встречаются предложения разделить составы преступлений, нарушающих права авторов и преступлений, предполагающих использование объектов интеллектуальной собственности.

Наиболее логичным представляется использование юридической техники, применённой законодателем при формулировании ст. 178 Уголовного кодекса РФ. Многие авторы предлагают объединить в одной статье все основные формы недобросовестной конкуренции, включая незаконное использование объектов интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности для повышения системности Особенной части УК РФ. Включение данных норм считается возможным в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

Следует отметить, что проблему защиты от недобросовестной конкуренции нельзя решить исключительно уголовно-правовыми средствами. Степень реальной защищённости личности в экономических отношениях зависит от уровня развития национальной экономики, наличия традиций цивилизованного рынка, а также уровня развития правовой культуры, как производителей, так и самих потребителей.

Но при этом наличие в обществе надёжных правовых гарантий (в том числе уголовно-правового характера) в сфере экономических отношений служит обязательным условием для формирования современной экономики, основанной на добросовестной конкуренции и ориентированной на нужды потребителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основополагающие начала конкурентной политики современной России закреплены в Конституции РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ закрепляет такие принципы рыночной экономики, как свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, а ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Пункт 1 ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ провозглашают также единство экономического пространства и свободное перемещение на всей территории России товаров, услуг, финансовых средств.

Перечисленные принципы развиваются в текущем законодательстве, в частности, в следующих нормативно-правовых актах: Гражданском кодексе Российской Федерации; Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; Федеральном законе от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и др.