Файл: Добросовестная и недобросовестная конкуренция (типы, характер и виды).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ «КОНКУРЕНЦИЯ» И «ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»
§1. Основные подходы к определению понятия «конкуренции» и ее видов
§2. Содержание и методы ценовой конкуренции
2. Методы конкуренции, основанные на повышении цен.
3. Методы конкуренции, основанные на поддержании цен на неизменном уровне.
ГЛАВА 2. ДОБРОСОВЕСТНАЯ И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ВИДЫ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
§1. Добросовестные и недобросовестные конкурентные действия: понятие и содержание
§2. Виды конкурентных стратегий при добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции
§3. Типы, характер и виды конкурентного взаимодействия участников рынка
Существующее в законе определение недобросовестной конкуренции нельзя признать четким, позволяющим полностью квалифицировать данный состав правонарушения в любом случае. В юридической доктрине до настоящего времени не выработано единообразного взгляда на понятие недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое недобросовестная конкуренция, оставался и продолжает оставаться весьма спорным.
Кроме того, существующие формы недобросовестной конкуренции значительно разнообразнее предусмотренных законодателем форм. В связи с этим, перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в Федеральном законе «О защите конкуренции», является открытым, т.е. он может быть расширен. Иными словами, действия конкурента можно признать недобросовестными, даже если они не подпадают под предусмотренные в статье формы, но противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и тогда их квалификация требует специальной экономико-юридической экспертизы[16].
Федеральный закон «О защите конкуренции» (ст. 13) устанавливает запрет на следующие действия, определяемые как недобросовестная конкуренция:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг (товарных знаков);
- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
- приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Теоретики, определяя добросовестную конкуренцию как «здоровую», опираются на положения экономической науки о «чистой» и/или «совершенной» конкуренции. Современные попытки уточнить сущность добросовестной конкуренции через придание ей различных характеристик пока не привели к успеху. Но основные определения – «чистая», «совершенная», «здоровая» выделяют ее структурное понимание, в то время как главной для регулирования конкуренции следует считать сущность поведенческой составляющей термина.
Недобросовестная конкуренция традиционно рассматривается как постоянный спутник свободной конкуренции, которая в свою очередь выступает в качестве одного из ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Наличие свободной конкуренции на рынке, характерное для развитых систем экономических отношений, предполагает равенство условий хозяйствования для участников этих отношений, которое без надлежащего государственного воздействия не может быть достигнуто[17].
При достаточно широком толковании недобросовестной конкуренции не всегда можно безошибочно классифицировать те или иные методы конкурентной борьбы. Нечеткая грань между добросовестной и недобросовестной конкуренцией часто приводит к неправомерному обвинению в недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов.
Однако следует отметить, что если добросовестная конкуренция между участниками рыночного соперничества с точки зрения теории выгодна для общества, то для хозяйствующих субъектов недобросовестно конкурировать значительно дешевле, а значит выгоднее.
Следствием неопределенности категории добросовестности на нормативном уровне явились бесчисленные попытки ее определения в науке гражданского права с привлечением оценочных понятий, требующих включения норм морали, которые тонко понимаются и чувствуются людьми. Но с точки зрения конкурентных участников они являются совершенно субъективными и произвольными представлениями о справедливости, социальных идеалах и т.д., тем более что определение добросовестности в гражданском законодательстве отсутствует.
В повседневной жизни для оценки поведения человека часто применяется понятие «добросовестный», которое в словарях русского языка имеет толкование «честно, старательно исполняющий свои обязанности, обязательства»[18]. Однако данное понятие используется и в качестве юридического термина, характеризующего поведение субъектов гражданских правоотношений с положительной (добросовестное) или негативной (недобросовестное) стороны.
Понятие добросовестной конкуренции непосредственно связано со справедливостью в области экономических отношений, с моральными критериями и ценностями. Для определения недобросовестности, аморальности, неэтичности поведения хозяйствующих субъектов создан компетентный Экспертный совет[19].
При этом высокий уровень культуры руководителей организации (предпринимателей) должен проявляться в соблюдении действующих положений как нормативных, так и моральных норм, что в современных условиях, к сожалению, наблюдается нечасто. Но ни в одной экономической ситуации, когда речь идет о получении дохода, нормы морали не могут быть на первом месте. Следовательно, обеспечить главенство нравственных норм в рыночной ситуации не представляется возможным.
Рыночная конкуренция ведется жестко и никак не ограничивается этикой. Одновременно этика бизнеса формируется под выполнение задач получения выгоды (прибыли) любым путем. Действия, противоречащие требованиям разумности, т. е. нецелесообразные, совершаются под воздействием альтруистических мотивов и не преследуют получение прибыли. Однако для предпринимателя разумным является лишь одно - получение прибыли как гарантия выживания.
В то же время понятие справедливости не является некоторой абстрактной универсальной константой. Оно основывается на национальных традициях, имеет глубинные духовные и религиозные корни. Однако морально-этические принципы общества могут резко отличаться друг от друга не только в различные времена в разных странах, но и внутри одной страны, например, среди представителей разных религий. Моральные суждения, используемые при определении недобросовестной конкуренции, принимают роль рекомендаций в плане одобрения или неодобрения.
Вместе с тем согласно ст. 5 ГК РФ «под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Следовательно, данное понятие применяется при анализе действий хозяйствующих субъектов, если отношения сторон не определены нормами законодательства и условиями договора между ними.
Одновременно п. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при невозможности использования аналогии закона и права обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости. В пункте 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации делается указание на разумность и добросовестность действий участников гражданских правоотношений в ситуациях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно.
Добросовестная конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов по установленным правилам под наблюдением потребителей и органов регулирования, отслеживающих их соблюдение.
Получается, что добросовестная конкуренция более всего соотносится с понятием «соревнование». Но даже в спортивной игре постоянно наблюдаются недобросовестные приемы, обеспечивающие победу. Поэтому участники конкурентной борьбы неизбежно вынуждены выходить из законодательного правового поля, чтобы обеспечить себе возможность для выживания.
В результате основополагающими, исходными мерами, направленными на создание так называемого механизма добросовестного соперничества, являются равноценные условия для экономического соперничества. Современное формирование условий добросовестной конкуренции осуществляется посредством законов и иных нормативных актов, закладывающих правовую основу предпринимательства.
Юридические условия существования конкуренции базируются на таких принципах: всемерной охране частной собственности, свободе развития предпринимательства, формальном равенстве участников имущественных отношений, свободе договора. Но в реальной экономической жизни хозяйствующие субъекты никогда не равны между собой практически по всем параметрам.
Таким образом, современная добросовестная конкуренция представляет собой упорядоченное явление в форме соперничества хозяйствующих субъектов, развивающееся в четко очерченных рамках дозволенного и опирающееся на нормы права, Кодексы добропорядочной практики с репутационной ответственностью перед отраслью и обществом[20].
§2. Виды конкурентных стратегий при добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции
В целях повышения конкурентоспособности товаров и услуг возможны различные варианты комбинации изменения цены и качества продукции. Возможны восемь вариантов конкурентных стратегий при изменении качества и цены[21].
Первый состоит в том, чтобы при сохранении уровня цены повысить качество. Это так называемая стратегия дифференциации, то есть, нахождение метода повышения ценности продукции для потребителя за счет свойств, отсутствующих у массового товара.
Второй заключается в том, что фирма повышает качество товара, но пытается за него получить более высокую цену. Указанная стратегия характерна, например, для фирм, выходящих на рынок с супермодной одеждой и обувью, выпускающих изделия сложной бытовой техники, непрерывная модернизация и совершенствование которой являются условием удержания позиций на рынке.
Третий заключается в повышении цены без улучшения качества. Такая стратегия характерна для монополистов - транспортных организаций, жилищно-коммунальных служб.
Четвертый состоит в повышении цены при снижении качества. Такая стратегия реализуется при остром дефиците товара и услуг на рынке, наличии на рынке монополистов.
Пятый заключается в снижении качества при том же уровне цен. Такая ситуация возможна при недобросовестной конкуренции в следующим случаях:
а) - фирма торгует товарами с истекшим сроком годности;
б) - фирма прибегает к фальсификации.
Шестой состоит прежде всего в снижении цены, которое сопровождается снижением качества. Этот вариант проявляется в деятельности организаций сферы услуг, прежде всего в области розничной торговли. Такая стратегия характерна для фирм, которые хотят завоевать сегмент рынка, представленный наименее обеспеченными и наименее требовательными покупателями.
Седьмой заключается в повышении конкурентоспособности за счет снижения цены при сохранении качества. Такая стратегия называется фокусировкой на издержках. В менеджменте качества этот вариант определяется как минимизация затрат при заданном уровне качества.
Восьмой заключается в повышении качества при снижении цены. Этот вариант имеет место в условиях жесткой конкуренции. Такая стратегия реализуется трудно, но гарантирует укрепление позиции фирмы на рынке и рост продаж. Достижение целей в этом варианте происходит эволюционными и революционными путями.
Возможен девятый «прорывной вариант», когда фирма, применив уникальную технологию, снижает издержки и улучшает качество.
Таким образом, выбор конкурентной стратегии определяется в основном двумя факторами: видом рынка (варианты 1, 7, 8 характерны для рынка с высокой конкуренцией, варианты 3, 4, 5 - для рынка монополистов или условий слабой конкуренции); особенностями товара (варианты 1, 7, 8 имеют место при проектировании и продвижении на рынок нового товара).
Другие авторы при анализе механизма формирования ценовой конкуренции выделяют три стратегии маневрирования ценами[22]:
1. сокращение цен ниже среднерыночного уровня, ниже средних издержек производства. При этом целевые установки предприятия могут быть следующими: 1) осуществление наступательных действий и привлечение потребителей и контрагентов новым стабильным конкурентным преимуществом в виде относительно низких цен (внесезонное стабильное и сезонное понижение цен, распродажи); 2) временное или окончательное отступление с конкурентного поля (ликвидационные распродажи) товаров; 3) проведение контрнаступления за счет резкого и масштабного снижения цен в надежде вызвать ажиотажный спрос на свою продукцию (прямой демпинг).