Файл: Добросовестная и недобросовестная конкуренция (типы, характер и виды).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ «КОНКУРЕНЦИЯ» И «ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»
§1. Основные подходы к определению понятия «конкуренции» и ее видов
§2. Содержание и методы ценовой конкуренции
2. Методы конкуренции, основанные на повышении цен.
3. Методы конкуренции, основанные на поддержании цен на неизменном уровне.
ГЛАВА 2. ДОБРОСОВЕСТНАЯ И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ВИДЫ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
§1. Добросовестные и недобросовестные конкурентные действия: понятие и содержание
§2. Виды конкурентных стратегий при добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции
§3. Типы, характер и виды конкурентного взаимодействия участников рынка
В целом, конкуренция является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.
Необходимо учитывать, что без должного государственного воздействия конкуренция может порождать негативные проявления, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Стремление к выгоде (прибыли) может побуждать предпринимателей к применению таких методов и приемов соперничества, которые не только не способствуют развитию производства и удовлетворению потребностей общества, но и задерживают развитие экономики. В частности, к ним относятся: хищническое использование природных ресурсов для скорейшего получения прибыли, скупка патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы без намерения их использовать, сравнительная реклама, дискредитирующая других конкурентов, ложные сведения о товаре, вводящие потребителей в заблуждение, и многие другие.
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость государственного регулирования конкурентных отношений, установления правил поведения конкурирующих субъектов на рынке.
Состав конкурентной политики включает в себя три блока:
1) защитный блок, где основными направлениями являются: пресечение и предупреждение соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, злоупотреблений доминирующим положением и контроль сделок экономической концентрации с формулированием поведенческих и/или структурных требований, антимонопольное регулирование в части пресечения монополистической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
2) активный блок включает в себя развитие конкуренции в отраслях с естественно-монопольным компонентом: определение правил конкуренции на рынках, где покупателем или продавцом выступает государство; снижение избыточных барьеров входа на рынок (выхода с рынка).
3) интегрирующим элементом конкурентной политики выступает адвокатирование конкуренции, в рамках которого инструментом создания издержек для нарушителей правил конкуренции является использование «мягкой силы» - формирование обстановки нетерпимости к ограничениям конкуренции, сопряженным с неэффективным использованием ресурсов посредством убеждения, формирования элементов организованной идеологии - «современной конкурентной культуры».
Конкурентная политика как система функционирует результативно в том случае, если все ее инструменты сбалансированы: доминирует принцип взаимодополняемости, а не замещения защитными методами активных, а также принцип эффективного сдерживания нарушений, а не применения санкций на деле.
Следовательно, государство должно обеспечивать поддержку именно добросовестной (правомерной) конкуренции между субъектами предпринимательства, предоставив предпринимателям право осуществлять конкурентные действия и установив необходимые ограничения (пределы) осуществления данного права.
Подводя итог, следует отметить значение конкуренции для общества в целом. Рынок при наличии на нем конкуренции расширяет возможности для удовлетворения материальных и духовных запросов людей. Конкуренция стимулирует экономическое развитие путем снижения себестоимости и цены на товары и услуги (что выгодно обществу в целом), создает новые товары и услуги, расширяет список самих потребностей. Конкуренция означает появление у потребителя гражданского выбора - одного из принципов демократического общества.
Развитие конкуренции приносит обществу экономическую свободу, эффективность, устойчивость развития, раскрывает и развивает частную инициативу, национальную деловую культуру, ускоряет развитие производства, дает возможность потребителю воздействовать на производителя, страхует потребителя на случай закрытия того или иного производства.
Современные подходы к осуществлению конкуренции предполагают ориентацию на потребителя, на инновации, на стратегическое планирование, на способность функционировать и конкурировать на международных рынках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. Часть 1. - Ст. 3434.
2. Бурцева Т.А., Савельева Н.К. Анализ факторов ценовой и неценовой конкуренции на рынке банковских услуг. - Киров: ВГСХА, 2012. - 256 с.
3. Бабошин А.В. Конкурентные позиции субъектов предпринимательства в современной теории конкуренции // Современная конкуренция. - 2009. - № 2 (14). - С. 115- 128.
4. Бушуева Е.Н. Совершенствование конкурентной политики как инструмент развития предпринимательства в России // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 12 (034). – С. 38-44.
5. Богданов Д.Д. Становление теоретических представлений о конкуренции в контексте эволюции основных парадигм экономической теории // Современная конкуренция. - 2010. - № 1 (19). - С. 21-31.
6. Гришакина Н.И., Юрина Н.Н. Теоретические основы исследования конкурентоспособности продукции АПК // Вестник Новгородского государственного университете им. Ярослава Мудрого. - 2014. - № 82. - С. 86-92.
7. Гзльвановский М.И., Рожков К.Л., Скрябина Н.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности / Под общ. ред. М.И. Гельвановского. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. - 384 с.
8. Газизуллин Н.Ф., Нуруллина А.Х. Конкурентоспособность экономики: комплексный подход // Проблемы современной экономики. – 2010. - № 4. – С. 53-58.
9. Жариков Р.В. Формирование продовольственной безопасности страны: конкурентоспособность продовольственных товаров и качество жизни населения. - Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2009. - 282 с.
10. Исайчева Е.А. Стратегии борьбы с недобросовестной конкуренцией в России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2010. - № 14 (85). - С. 162-167.
11. Иванова С.В. Ценовая конкурентоспособность предприятий торговли // Российское предпринимательство. – 2010. - № 11 (1). С. 100-104.
12. Коваленко А.И. Дарение неукомплектованного оборудования как нарушение законодательства о защите конкуренции // Современная конкуренция. - 2010. - № 5 (23). - С. 65-70.
13. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. - 2013. - № 6 (42). - С. 65-79.
14. Логвинова И.Л. Субъекты конкуренции на страховом рынке // Современная конкуренция. - 2010. - № 2 (20). - С. 49-61.
15. Мамиев Ч. М. Правовая природа понятия «конкуренция» в РФ // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2011. - № 6. – С. 100-105.
16. Макарова В.И., Новикова Н.А. Формы и виды конкуренции в разрезе предпринимательской деятельности, факторы обеспечения ее конкурентоспособности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. - № 5. – С. 54-63.
17. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании или маркетинговые методы конкурентной борьбы. - М: Дашков и К, 2009. - 256 с.
18. Портер M. Конкурентная стратегия. Mетодика анализа отраслей конкурентов. - M.: Альпина Паблишер, 2011. - 454 с.
19. Рубин Ю.Б. Конкуренция: Упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. - М.: Маркет ДС, 2010. - 464 с.
20. Рубин Ю.Б. Система конкурентных действий участников рынка // Современная конкуренция. – 2014. - № 3 (45). – С. 113-136.
21. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. - 2010. - № 3 (21). - С. 38-67.
22. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. - 9-е изд. М.: Маркет ДС, 2010. - 378 с.
23. Савельева Н.К. Методология управления формами и методами ценовой и неценовой конкуренции // Финансы и кредит. – 2014. - № 10. – С. 36-42.
24. Савельева Н.К. Разработка способа и инструментов управления ценовой и неценовой конкуренцией на рынке банковских услуг // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. - № 6. – С. 16-26.
25. Темякова Т.В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. – 2011. - № 1 (25). – С. 55-63.
26. Тикин В.С. Недобросовестная конкуренция как аутсорсинг фирмы // Современная конкуренция. – 2010. - № 5 (23). – С. 53-59.
-
Гришакина Н.И., Юрина Н.Н. Теоретические основы исследования конкурентоспособности продукции АПК // Вестник Новгородского государственного университете им. Ярослава Мудрого. - 2014. - № 82. - с. 86. ↑
-
Газизуллин Н.Ф., Нуруллина А.Х. Конкурентоспособность экономики: комплексный подход // Проблемы современной экономики. – 2010. - № 4. – С. 53. ↑
-
Гришакина Н.И., Юрина Н.Н. Теоретические основы исследования конкурентоспособности продукции АПК // Вестник Новгородского государственного университете им. Ярослава Мудрого. - 2014. - № 82. - с. 87. ↑
-
Мамиев Ч.М. Правовая природа понятия «конкуренция» в РФ // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2011. - № 6. – С. 101. ↑
-
Газизуллин Н.Ф., Нуруллина А.Х. Конкурентоспособность экономики: комплексный подход // Проблемы современной экономики. – 2010. - № 4. – С. 54. ↑
-
Жариков Р.В. Формирование продовольственной безопасности страны: конкурентоспособность продовольственных товаров и качество жизни населения. - Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2009. – С. 101. ↑
-
Гришакина Н.И., Юрина Н.Н. Теоретические основы исследования конкурентоспособности продукции АПК // Вестник Новгородского государственного университете им. Ярослава Мудрого. - 2014. - № 82. - с. 90. ↑
-
Савельева Н.К. Методология управления формами и методами ценовой и неценовой конкуренции // Финансы и кредит. – 2014. - № 10. – С. 37. ↑
-
Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. - 2013. - № 6 (42). - С. 67. ↑
-
Рубин Ю.Б. Конкуренция: Упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. - М.: Маркет ДС, 2010. – С. 202. ↑
-
Рубин Ю.Б. Система конкурентных действий участников рынка // Современная конкуренция. – 2014. - № 3 (45). – С. 125. ↑
-
Портер M. Конкурентная стратегия. Mетодика анализа отраслей конкурентов. - M.: Альпина Паблишер, 2011. – С. 243. ↑
-
Гзльвановский М.И., Рожков К.Л., Скрябина Н.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности / Под общ. ред. М.И. Гельвановского. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. - С. 200. ↑
-
Гзльвановский М.И., Рожков К.Л., Скрябина Н.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности / Под общ. ред. М.И. Гельвановского. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. - С. 210. ↑
-
Тикин В.С. Недобросовестная конкуренция как аутсорсинг фирмы // Современная конкуренция. – 2010. - № 5 (23). – С. 53. ↑
-
Коваленко А.И. Дарение неукомплектованного оборудования как нарушение законодательства о защите конкуренции // Современная конкуренция. - 2010. - № 5 (23). - С. 67. ↑
-
Тикин В.С. Недобросовестная конкуренция как аутсорсинг фирмы // Современная конкуренция. – 2010. - № 5 (23). – С. 54. ↑
-
Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании или маркетинговые методы конкурентной борьбы. - М: Дашков и К, 2009. – С. 92. ↑
-
Тикин В.С. Недобросовестная конкуренция как аутсорсинг фирмы // Современная конкуренция. – 2010. - № 5 (23). – С. 55. ↑
-
Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. - 2010. - № 3 (21). - С. 46. ↑
-
Макарова В.И., Новикова Н.А. Формы и виды конкуренции в разрезе предпринимательской деятельности, факторы обеспечения ее конкурентоспособности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. - № 5. – С. 57. ↑
-
Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании или маркетинговые методы конкурентной борьбы. - М: Дашков и К, 2009. – С. 101. ↑
-
Темякова Т.В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. – 2011. - № 1 (25). – С. 57. ↑
-
Савельева Н.К. Разработка способа и инструментов управления ценовой и неценовой конкуренцией на рынке банковских услуг // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. - № 6. – С. 20. ↑
-
Иванова С.В. Ценовая конкурентоспособность предприятий торговли // Российское предпринимательство. – 2010. - № 11 (1). С. 102. ↑
-
Бурцева Т.А., Савельева Н.К. Анализ факторов ценовой и неценовой конкуренции на рынке банковских услуг. - Киров: ВГСХА, 2012. – С. 130. ↑
-
Исайчева Е.А. Стратегии борьбы с недобросовестной конкуренцией в России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2010. - № 14 (85). - С. 163. ↑
-
Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. - 9-е изд. М.: Маркет ДС, 2010. – С. 194. ↑
-
Бушуева Е.Н. Совершенствование конкурентной политики как инструмент развития предпринимательства в России // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 12 (034). – С. 39. ↑
-
Богданов Д.Д. Становление теоретических представлений о конкуренции в контексте эволюции основных парадигм экономической теории // Современная конкуренция. - 2010. - № 1 (19). - С. 23. ↑
-
Богданов Д.Д. Становление теоретических представлений о конкуренции в контексте эволюции основных парадигм экономической теории // Современная конкуренция. - 2010. - № 1 (19). - С. 24. ↑
-
Логвинова И.Л. Субъекты конкуренции на страховом рынке // Современная конкуренция. - 2010. - № 2 (20). - С. 53. ↑