Файл: Добросовестная и недобросовестная конкуренция (типы, характер и виды).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ «КОНКУРЕНЦИЯ» И «ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»
§1. Основные подходы к определению понятия «конкуренции» и ее видов
§2. Содержание и методы ценовой конкуренции
2. Методы конкуренции, основанные на повышении цен.
3. Методы конкуренции, основанные на поддержании цен на неизменном уровне.
ГЛАВА 2. ДОБРОСОВЕСТНАЯ И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ВИДЫ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
§1. Добросовестные и недобросовестные конкурентные действия: понятие и содержание
§2. Виды конкурентных стратегий при добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции
§3. Типы, характер и виды конкурентного взаимодействия участников рынка
ВВЕДЕНИЕ
Современная мировая экономика развивается в условиях непрерывного усиления конкуренции. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны, в частности, с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Благодаря усилению внутренней конкуренции развились и стали наиболее конкурентоспособными такие отрасли экономики Японии как электроника и машиностроение. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.
Высокий рост конкуренции в течение XX века отмечен в Соединенных Штатах. Телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.
В настоящее время ни одна страна, ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции, поскольку та, выступая важнейшим элементом рыночного механизма, представляет собой одну из главных движущих сил развития экономики.
В современной экономике конкурентных преимуществ можно добиться за счет одновременного снижения цены и увеличения качества, что достигается путем применения ресурсосберегающих технологий, минимизации вовлечения дорогих ресурсов, увеличения количества относительно дешевых факторов производства, т.е. в рыночных условиях неизбежно использование механизма ценовой конкуренции.
Цена - это наиболее видимый, сильнодействующий, вызывающий быструю реакцию рынка инструмент, требующий осторожного обращения, поэтому принятие ценовых решений должно базироваться на оценке факторов, влияющих на цену. Среди комплекса факторов, к числу которых относятся экономические, социальные, геополитические, в том числе глобальные тенденции мирового развития, особое значение приобретает выявление тех институциональных условий и институтов, которые обеспечивали бы максимально благоприятную среду для функционирования и развития ценовой конкуренции.
При этом велико значение антимонопольной политики, которую можно определить, как последовательную систему мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту добросовестной и равной конкуренции на рынках. Антимонопольная политика направлена на восстановление определенного уровня конкуренции и создание «здоровой» конкурентной среды. Это связано с тем, что обычно антимонопольные отношения функционируют в рамках развитых экономических отношений, не подвергающихся влиянию недобросовестных конкурентов.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности выбранной темы и необходимости ее дальнейшего исследования. При этом изучением вопросов, посвященных ценовой конкуренции, занимались такие ученые как Р.В. Жариков, С.В. Иванова, Е.Н. Бушуева, Ю.Б. Рубин, А.И. Коваленко, Т.Н. Гоголева, В.В. Гордеев, Л.А. Жигун, В.А. Щегорцов, А.Ю. Юданов, Е.П. Голубков и другие.
Цель настоящей курсовой работы состоит в изучении понятий, содержания и методов ценовой конкуренции, ее видов (добросовестной и недобросовестной конкуренции), а также государственной политики в области обеспечения защиты от недобросовестной конкуренции.
Исходя из цели, поставленной в курсовой работе, определены основные задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические аспекты понятий «конкуренция» и «ценовая конкуренция»;
2) изучить содержание добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции, применяемые конкурентные стратегии и виды конкурентного взаимодействия;
3) проанализировать государственную политику в области регулирования ценовой конкуренции, меры защиты от недобросовестной конкуренции.
В качестве объекта исследования в данной курсовой работе выступают общественные отношения в сфере ценовой конкуренции.
Непосредственный предмет исследования – добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.
Методологической основой исследования являлись всеобщий метод познания – материалистическая диалектика, ее законы и категории, исторический материализм. Из общенаучных методов – анализ и синтез, дедукция и индукция, исторический и логический, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении. Также использовались частнонаучные методы исследования – формально-логический, метод системного анализа, сравнительного правоведения, изучение и анализ документов.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ «КОНКУРЕНЦИЯ» И «ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»
§1. Основные подходы к определению понятия «конкуренции» и ее видов
Понятие «конкуренция» имеет большое количество определений, ее этимологической основой является латинское слово «competitio», что в переводе означает «сталкиваться».
Знаменитый экономист М. Портер рассматривает понятие «конкуренция» через призму глобализации, выделяя на рынке пять движущих сил, формирующих возможный уровень прибыли. Каждая из этих сил - это отдельный уровень конкурентоспособности товара: рыночная власть покупателей, власть поставщиков, угроза вторжения новых участников, опасность появления товаров-заменителей, уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция[1].
С целью определения экономического содержания понятия «конкуренция» выделяют следующие подходы к его пониманию: поведенческий, структурный, функциональный и институциональный.
С исторической точки зрения, поведенческий подход был самым ранним. А. Смит отождествлял конкуренцию «с честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров»[2]. Неоклассическая теория, где привилегированное положение занимал поведенческий подход, определяет содержание конкуренции как борьбу за редкие экономические блага.
В XIX-XX в.в. стал популярным структурный подход. Так, А. Курно и Дж. Робинсон в основе конкуренции видели тип рынка и условия, доминирующие в нем. К. Макконел и С. Брю отмечали: «Конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его»[3].
Третий подход к определению конкуренции - функциональный. Он смещает рассмотрение экономической сущности конкуренции в сторону изучения ее роли в экономическом развитии. Й. Шумпетер, выдвигая свою теорию, рассматривал конкуренцию как соперничество между старым и новым. По его мнению, рынок скептически принимает нововведения, но, если новатор все-таки их внедряет, тогда механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, которые используют устаревшие технологии[4].
В соответствии с институциональным подходом, конкуренция представляет собой условия успешного функционирования института частной собственности и реагирования субъекта конкуренции на рыночные сигналы. Специфика конкуренции как института состоит в том, что ей присущи неспособность к самоорганизации и нестабильность, которые обусловливают необходимость ее регулирования со стороны государства и сетевых корпоративных структур. Подобного подхода придерживаются В. Ойкен, Ф. Хайек и др.[5]
Современное осмысление категории конкуренции также строится на изучении трудов представителей различных школ. Позиции отечественных ученых в определении сущности конкуренции сводятся к пониманию конкуренции как состязательности на рынке. Значительный вклад в раскрытие экономического содержания конкуренции внесли Т.Н. Гоголева, Е.П. Голубков, В.В. Гордеев, Л.А. Жигун, В.А. Щегорцов, А.Ю. Юданов.
Наиболее полное определение понятия «конкуренция», с точки зрения экономической теории, дает Р.В. Жариков: «конкуренция - это сложное социально-экономическое явление: с одной стороны, - это борьба за потребителя, с другой стороны, - это процесс удовлетворения возрастающих потребностей общества и отдельных индивидов на более высоком технико-технологическом и эколого-экономическом уровнях, а, в третьих, - это борьба за выживание и сохранение своего сегмента на рынке»[6].
Теоретики выделяют достаточно много видов конкуренции:
- по масштабам развития: индивидуальная, местная, отраслевая, межотраслевая, национальная, глобальная;
- по характеру развития: ценовая, неценовая;
- в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка: совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция;
- в зависимости от соотношения спроса и предложения: чистая, олигополистическая, монополистическая;
- по характеру воздействия на рынок: конкуренция, не ограничивающая возможности; конкуренция, ограничивающая возможности; доминирующая конкуренция и подавляющая конкуренция.
Наиболее приемлемой является следующая классификация видов конкуренции:
1) по принадлежности участников рынков: внутриотраслевая (характеризуется наличием на рынке хозяйствующих субъектов, которые реализуют определенный вид продукции), межотраслевая (возникает между субъектами, производящими разные виды продукции), межрегиональная (характеризуется участием на рынке предприятий из различных регионов) и международная (связана с присутствием импортного производителя);
2) по характеру рыночных отношений: добросовестная (возникает между субъектами, которые соблюдают правовые и этические нормы и порядочные взаимоотношения), и недобросовестная (при использовании шпионажа, подкупа, чужого товарного знака, демпинга и т.д.);
3) по периодам производства продукции: сезонная (проявляется при продаже сезонных видов продукции), межсезонная (возникает между производителями, реализующими межсезонную продукцию);
4) по результатам от реализации нового вида продукции - возникает в случае выхода с новым видом продовольственного товара на уже освоенный или новый рынок продовольствия: ожидаемая, фактическая;
5) по характеру развития: свободная (характеризуется наличием множества продавцов и покупателей, не влияющих на уровень текущих цен, однородностью и взаимозаменяемостью конкурентных товаров, отсутствием ценовых ограничений), регулируемая (характеризуется всеми возможными способами управления - от государственного до самостоятельного регулирования конкурентами друг друга), ценовая (ведущим способом соперничества является снижение цен производителя на свои товары по сравнению с ценами на аналогичную продукцию других производителей), неценовая (основными факторами в конкурентной борьбе становятся не цена продукта, а его качество, репутация производителя и т.д.)[7].
Главным элементом конкуренции на рынке выступает продукция или товар. С помощью этой рыночной категории потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает требуемую ему прибыль. Следовательно, конкурентоспособность именно продуктовой линейки является базовым понятием конкуренции.
Таким образом, конкурентоспособная продукция - это продукция, обладающая более высокими свойствами по сравнению с аналогами, имеющимися на рынке, и пользующаяся в результате этого повышенным спросом, а конкурентоспособность - это свойство хозяйствующих субъектов эффективно функционировать, предоставляя конкурентоспособные товары и услуги потребителю.
§2. Содержание и методы ценовой конкуренции
Ценовая конкуренция представляет собой наиболее простой и наиболее изученный вид конкуренции. Минимизируя цену, можно существенно увеличить сегмент рынка, но можно и потерять финансовую устойчивость предприятия торговли и не получить желаемого коммерческого результата в виде прибыли от реализации продукции, и, наоборот, увеличивая цену на товар, остаться позади других конкурентов.