Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Стрессогенность профессий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третий признак заключается в ощутимом снижении самооценки. У человека пропадает желание что-либо делать на работе, так как он перестает адекватно воспринимать свою профессиональную значимость и ценность. При синдроме эмоционального выгорания работа кажется человеку обременительной и бессмысленной. Человеку начинает казаться, что он не способен работать и общаться, как надо, и он замыкается в себе.

Также, симптомы синдрома эмоционального выгорания можно разделить на пять разновидностей:

Симптомы физической сферы: истощение, бессонница, значительные изменения веса (потеря или наоборот увеличение), общая слабость, проблемы с дыханием, тошнота, головокружение, повышенное давление, болезни сердца.

Симптомы эмоциональной сферы: отсутствие эмоций, пессимистичный взгляд на жизнь, циничное отношение к клиентам и близким людям, равнодушие, фрустрированное состояние, повышенная раздражительность, трудности с концентрацией внимания, депрессивные расстройства, нервные приступы, деперсонализация, ощущение собственного одиночества, потеря целеустремленности и жизненной энергии, чувство вины, отчаяние.

Симптомы поведенческой сферы: чересчур большая рабочая нагрузка, отсутствие достаточной физической нагрузки, безразличие к употребляемой пище, желание делать перерывы в течение рабочего процесса, употребление алкоголя, курение, эмоциональная несдержанность.

Симптомы интеллектуальной сферы: потеря интереса к новым идеям и разработкам в профессиональной сфере, скука и тоска, преобладание шаблонного подхода к проблемам над творческим, безразличие к нововведениям на работе, незаинтересованность в саморазвитии.

Симптомы социальной сферы: нехватка времени и сил для участия в социальной жизни, отсутствие интереса к хобби и проведению досуга, отсутствие социальных контактов вне профессиональной сферы, вялые и нежелательные контакты с другими людьми, чувство одиночества и изоляции, чувство нехватки поддержки и понимания со стороны близких людей и членов семьи.

Как правило, у людей с синдромом профессионального выгорания, присутствуют сразу несколько симптомов из каждой сферы, перечисленной выше. Это помогает поставить диагноз эмоционального выгорания с наибольшей точностью. Человек может замечать симптомы сам, на некоторые ему, возможно, укажут коллеги и близкие люди. После этого желательно внимательно следить за собой и изменившимися реакциями на привычные обстоятельства.

2.3Лечение синдрома профессионального выгорания


Если человек замечает у себя многие из перечисленных в предыдущей главе симптомов, он может попытаться помочь себе сам. Для этого психологи дают несколько советов:

  1. Работнику желательно определить цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Цели эти должны быть четко сформулированы и реалистичны.
  2. Необходимо уделять время на профессиональное саморазвитие. Новые методы самосовершенствования помогают работнику по-новому взглянуть на рабочие проблемы.
  3. Отдых от работы. В работе следует делать перерывы и использовать это время с максимальной пользой для расслабления: выходные и отпуск желательно проводить для восстановления сил, заниматься спортом и освоить методы релаксации.
  4. Регулировать общение. Отдыхая от работы, следует общаться с родными и близкими людьми, или, если в этом есть потребность, отдохнуть от людей и побыть в одиночестве.
  5. Необходим полноценный, качественный сон. Для этого, перед сном можно совершить небольшую прогулку.
  6. Желательно находить время, чтобы заняться приятным и интересным хобби. Это помогает отвлечься от рабочих проблем. Занимаясь любимым делом, человек чувствует большую уверенность в себе.
  7. Здоровый образ жизни.
  8. Спокойная семейная жизнь. Конфликты в семье только усугубляют давление на психику и на эмоциональную сферу человека. Хорошая же сексуальная и эмоциональная семейная жизнь позволяет отвлечься от профессиональных проблем и дать психике отдохнуть.

В случае, если руководитель отдела замечает за своими подчиненными признаки надвигающегося эмоционального выгорания, ему следует срочно предпринимать определенные меры. В идеале, желательно, чтобы эти меры были предприняты заранее, в профилактических целях. Итак, что может сделать руководство рабочей организации, чтобы уберечь своих специалистов от выгорания:

  1. Установить предельно четкие и понятные всем сотрудникам правила, разъяснить каждому сотруднику его обязанности и полномочия.
  2. Способствовать благоприятному, дружественному климату в коллективе, поощрять совместные мероприятия.
  3. Устранять ощущение бессмысленности работы сотрудников, четко разъясняя им принципы и способы продвижения по службе, их возможности.
  4. Создать внутрикорпоративные традиции, такие как единая форма, совместные выезды, плановые совещания и обсуждения.
  5. Улучшать условия работы сотрудников, выделять ресурсы для обустройства комфортных рабочих мест, по возможности устранять негативное влияние некоторых факторов (плохое освещение, вентиляция, шум во время работы).
  6. Внимательно подбирать персонал и следить, чтобы каждый человек работал в том направлении, которое ему удается и не отягощает – иначе через некоторое время работник начнет демонстрировать симптомы эмоционального выгорания.
  7. Способствовать легкому и быстрому внедрению новых молодых специалистов.
  8. Продолжать развиваться самостоятельно, и способствовать развитию сотрудников, устраивая семинары, тренинги и т.д.
  9. Изменить стиль управления с авторитарного (если таковой имеется) на демократичный, поощрять инициативных сотрудников и демонстрировать гибкость мышления.

В случаях, когда синдром профессионального выгорания у человека только начинается, и находится не в запущенной стадии, его собственные правильные действия и адекватное поведение руководства организации помогают быстро восстановить силы и продолжить работу в предыдущем темпе и качестве.

Однако, достаточно часто всех перечисленных методов недостаточно для того, чтобы человек мог вернуться к прежней профессиональной и личной жизни и реакциям на происходящее. В таком случае помочь ему может специалист.

Профилактические меры синдрома профессионального выгорания очень похожи на лечебные меры. Поэтому, те действия, которые защищают психику человека от развития этого синдрома, могут применяться и при лечении острой стадии синдрома.

Одним из эффективных способов терапии синдрома эмоционального выгорания является транзактный анализ. В таком случае, обратившийся за терапией человек, заключает «контракт» с психотерапевтом. Контракт – это своеобразный договор, в котором зафиксированы две активные позиции:

Первая, это осознанное признание наличия синдрома профессионального выгорания. Вместе с этим, пациент берет на себя ответственность за то, что он переживает стресс.

Вторая, это признание в том, что изменение необходимо. Пациент должен принять собственное решение изменить ситуацию, искать пути к оздоровлению и улучшению собственной жизни.

Успех всей терапии зависит как от профессионализма психотерапевта, так и от личности обратившегося за помощью пациента. Если его эго-состояния обладают достаточной силой, то он будет в состоянии целенаправленно двигаться вперед, согласно заключенному контракту. К тому же, после достижения необходимых условий, человек с сильными эго-состояниями сможет надолго сохранить полученный результат, а не утратить его вскоре после трудоемкой психотерапии.

Как правило, пациент на момент обращения к психотерапевту за помощью, не в состоянии полностью выполнять условия заключенного контракта, так как ресурсы его истощены, самооценка занижена. Поэтому важной частью работы психотерапевта является диагностика эго-состояний человека и действия по накоплению пациентом внутренних ресурсов для достижения поставленных в контракте целей. Следует упомянуть, что подобная работа также очень действенна при профилактике синдрома профессионального выгорания.

Существует методика балинтовских групп, как предупредительная мера синдрома эмоционального выгорания. В данном случае в группе делается акцент на специфике терапевтических взаимоотношений и реакциях. Как правило, в таких группах от 8 до 12 человек, которые собираются несколько раз в месяц. Ведет такую группу психолог или психотерапевт недерективно.


Следует помнить, что сами психотерапевты и психологи, работающие с людьми, пострадавшими от синдрома эмоционального выгорания, сами больше подвержены данному синдрому, чем другие представители данной профессии. Именно поэтому каждый работающий с пациентами психотерапевт, психолог или консультант, после работы должен «очищать» психику самостоятельно, для собственного блага. Это может быть визуализация переключения между работой и домом, очищение головы от мыслей, накопившихся в течение дня во время терапии и консультаций. Может помочь краткая медитация, или даже такой способ, который используют американские психотерапевты, возвращаясь домой после трудового дня: на пороге дома они делают несколько глубоких вдохов и отряхиваются, представляя, что все профессиональные проблемы и вопросы остались на работе. Умение расслабиться дома и очистить голову от навязчивых мыслей о работе является одним из самых важных для работников эмоциональной сферы, особенно для психотерапевтов и психологов, работающих с людьми с синдромом профессионального выгорания.

Заключение

Ввиду того, что современный темп жизни все больше ускоряется, повышается и нагрузка на психику специалистов в эмоционально-интеллектуальной сфере. Это особенно заметно по количеству обращающихся в медицинские заведения работников с синдромом эмоционального выгорания и прочими отклонениями, вызванными постоянным давлением профессионального стресса.

В данной работе мы пришли к заключению, что профессиональный стресс – это невротический синдром, от которого можно и нужно избавляться. При длительном воздействии на психику человека, профессиональный стресс разрушительно действует на все аспекты жизни работника. Страдают его физическая, психическая, эмоциональная, социальная и экономическая сферы жизни.

Также научно подтвержден тот факт, что профессиональному стрессу, как и синдрому эмоционального выгорания, наиболее подвержены представители определенных профессий. Это психотерапевты и психологи, врачи, преподаватели, офисные работники, актеры, политики. Также профессиональный стресс часто наблюдается у пожарных, авиадиспетчеров и пилотов, спасателей. Такая подверженность стрессу обусловлена самим характером работы и некоторыми дополнительными факторами, такими как рваный темп работы, чрезмерные нагрузки, монотонность и излишняя интенсивность, высокая степень ответственности и малая материальная и моральная ценность выполняемой работы. Поэтому, представителям перечисленных профессий необходимо особенно внимательно отслеживать у себя признаки приближающегося стресса или синдрома профессионального выгорания. Это поможет своевременно предпринять меры по восстановлению прежнего отношения к работе и к окружающим людям. Также крайне важным фактором в вопросе профилактики эмоционального выгорания является своевременный и полноценный отдых от работы. Если специалист работает сверх меры и не умеет расслабляться, отпускать мысли о работе, переключаться между работой и другими сферами своей жизни, то он наиболее склонен к профессиональному стрессу. Важно, чтобы работник проводил выходные и отпуск не в мыслях о профессиональных вопросах, а отвлекаясь от своей основной деятельности. В этом деле очень помогают активные занятия спортом, эмоциональная стабильность в семье и наличие интересных занятий помимо работы.


Как видно из последних частей работы, скорость возвращения к нормальной жизни после пережитого синдрома профессионального выгорания напрямую зависит от силы личности человека. Это означает, что чем крепче сила воли человека, его стремление к улучшению собственной жизни и понимание негативного влияния профессионального выгорания на его жизнь, тем больше вероятность, что человек сможет быстро вернуться к своей привычной здоровой жизни. Из этого следует, что в целом, в процессе общения, труда и других жизненных аспектах, человеку крайне важно продолжать самосовершенствоваться и укреплять «мышцы своей личности».

Также знать все факторы зарождающегося стресса очень полезно и нужно руководителям фирм, подразделений. Эти знания и предпринятые правильные действия по профилактике стресса у работников помогут сберечь огромное количество рабочего времени и ресурсов компании. Эмоциональное выгорание работника и другие профессиональные деформации в итоге крайне негативно влияют на качество и эффективность его работы. Если руководитель относится к своим подчиненным, как к ценному ресурсу, который нужно использовать с умом, то он будет активно изучать меры профилактики профессионального стресса. К таким действиям относится налаживание позитивных отношений в группе работников, проведение дебрифингов и консультаций, повышения квалификации работников, различные корпоративные выезды. Руководство должно относиться бережно к эмоциональному ресурсу своих подчиненных, и это поможет сохранить стабильную и эффективную работу компании.

Список использованной литературы:

  1. А.А. Реан, Я.П. Коломинский. Социальная педагогическая психология. — СПб: Прайм-Еврознак, 2008. — 576 с. 
  2. В. Бойко. Психоэнергетика. – Питер Пресс, 2008, Санкт-Петербург.
  3. М.В. Каймакова.Антикризисное управление: текст лекций –УлГТУ, 2009, Ульяновск.
  4. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами– М.: Либроком, 2009. – 264 с.
  5. Арутюнова Д.В.Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 122 с., Таганрог.
  6. Под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 512 с. 
  7. Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко.Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
  8. Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. ст.
    В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; науч. ред. К.В. Карпинский. –
    ГрГУ, 2012. – 405 с.
  9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009.
  10. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М: Смысл, 2009.
  11. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009.
  12. Н.Непопалов, В.Ф.Сопов, А.В.Родионов и др.; под ред. А.Н.Блеера Психология деятельности в экстремальных условиях. – М.:Издательский центр «Академия», 2008.
  13. В.Б. Шапарь. Психология кризисных ситуаций– Ростов н/Д: Феникс, 2008. 
  14. Е.П.Ильин. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Издательство «Питер», 2011.
  15. Н.В.Севастьянова. Взаимосвязь профессионального выгорания и творческого потенциала педагога. «Воспитание школьников», 2009.