Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с работой по упорядочиванию налоговой системы государством проводилась налоговая политика по снижению налогового бремени налогоплательщиков, что выражалось в снижении налоговых ставок. Налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 24%, по налогу на добавленную стоимость - с 28 в 1992 г. до 20% с 1 января 1993 г. и 18 % с

1 января 2004 г. По налогу на доходы физических лиц применялась прогрессивная шкала налогообложения: в 1992 г. максимальная ставка составляла 60%, в 1998 г. - 35%, а с 2000 г. главой 23 НК РФ введена единая ставка 13%. Это так же способствовало выводу доходов организаций и физических лиц из теневой экономики. [33, с. 111]

Посредством налогообложения активно проводилась и социальная политика государства. Например, с 1 января 2000 г. главой 23 «налог на доходы физических лиц» НК РФ вводилась в действие система налоговых вычетов, которые уменьшают облагаемую базу и имеют тенденции к увеличению. Так, размер социального вычета за обучение в образовательных учреждениях увеличился с 25000 до 38000 руб. с 1 января 2003 г. и до 50 000 руб. с 1 января 2006 г.

Принятые меры области налогообложения явились одним из факторов стабилизации экономики страны и в дальнейшем увеличение темпов её развития. Поступательное развитие экономики РФ было приостановлено в связи с возникшим мировым финансовым кризисом. На государственном уровне был принят ряд решений в целях преодоления его последствий, в том числе и в области налогообложения.

Совокупность изменений, направленных на преодоление экономического кризиса, можно сгруппировать по плательщикам налогов, т.е. относительно юридических и физических лиц. В отношении физических лиц - увеличиваются размеры вычетов, что позволит ослабить последствия финансового кризиса, повысит социальную защищенность граждан.

В Приложение 1 представлены налоговые последствия изменения налогового законодательства.

На основании данных из приложения 1 можно сделать вывод, что не все законодательные решения при применении их на практике приводят к положительным результатам. В некоторых случаях они определенным образом ухудшают налоговое положение хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса.

Но все же, следует отметить, что был сделан и ряд важных положительных шагов в части смягчения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес.

Так, субъектам Российской Федерации было предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения по объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.


Таким образом, региональные власти могли стимулировать развитие субъектов малого предпринимательства. Однако не все регионы пошли на такой шаг.

Кроме того, с 2010 г. отменено действие единого социального налога и введена система уплаты страховых взносов. Основное изменение в том, что страховые взносы начисляются на базу только до достижения ею размера 415 тыс. руб. в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода. С доходов свыше 415 тыс. руб. страховые взносы не начисляются. С одной стороны, это можно рассматривать как положительное изменение. С другой стороны, возникнут сложности с выполнением обязательств по пенсионному обеспечению граждан страны, медицинскому обслуживанию и т.д.

Практика применения этих изменений выявила ряд недостатков принятого закона: увеличение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, особенно на субъекты малого бизнеса, применяющие специальные налоговые режимы. Это привело к увеличению ухода деятельности в теневую экономику как посредством не оформления работников в соответствии с трудовым законодательством при выполнении ими работ, услуг, так и частичной выплаты заработной платы в «конвертах».

С 1 января 2010 г. произошло увеличение ставок акцизов, например в среднем на 20% повысились ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно. Это позволит частично снизить последствия кризиса в области формирования доходов бюджетов страны.

С января 2013 г. введена в действие глава 26.5 по специальному налоговому режиму «Патентная система налогообложения», которая может применяться индивидуальными предпринимателями. Произошла реализация налоговой политики в отношении единого налога на вмененный доход, который вводился как временный, и в соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2016 гг. будет отменен в 2018 г.

В области налогообложения в 2016 году произошло некоторое сближение бухгалтерского и налогового учета. В налоговом учете исключили метод ЛИФО, применяемый ранее в целях списания стоимости материально- производственных запасов на расходы. Так же в 2016 году стало возможным использование амортизационных начислений на малоценное имущество. Произошло включение суммовых разниц в состав курсовых разниц.

В 2017 году мероприятия в области налогообложения, направленные на стабилизацию экономики государства, продолжались без изменений.

Еще одним важным нововведением можно считать изменения, коснувшиеся в 2016 году контролируемых иностранных компаний, чьи доходы будут облагаться налогами в размере 20% (компании) и 13% (физические лица). Прибыль таких компаний подлежит налогообложению, если она превысила 50 млн. руб. в 2016 году, 30 млн. руб. – в 2017 году, 10 млн. руб. – в 2018 году.


Развитие налоговой политики государства в соответствии с существующими экономическими условиями внутреннего и внешнего порядка является крайне важной составной частью эффективной экономики государства, инструментом обеспечения достижения основных целей социально-экономической политики, а также экономического роста России.

Таким образом, можно сделать вывод, что налогообложение существует достаточно большое количество времени. Развитие и совершенствование налоговой политики всегда сопровождается налоговыми реформами. Именно на них построена налоговая система Российской Федерации. Поэтому налоговые реформы являются важной и неотъемлемой частью налоговой политики. Социально-экономическое развитие привело к тому, что правительство стало активно развивать налоговую систему государства. Так начало свое зарождение понятие «налоговая политика».

2.2 Проблемы и анализ развития современной налоговой политики РФ

Основными задачами налоговой политики на современном этапе развития России является обеспечение государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме, создания условий для развития и регулирования хозяйства страны, сглаживание неравенства в уровнях доходов населения и повышения в целом его благосостояния. От эффективности государственной налоговой политики зависит экономическое развитие страны, ее конкурентоспособность в системе мировой экономики, а также благосостояние всех граждан России [2].

Выявление проблем существующей налоговой системы состоит главным образом в выбранной налоговой политики Правительства РФ, которая тормозит развитие рыночных отношений в стране.

Существует ряд недостатков и проблем в современной налоговой политике России.

Большой проблемой является то, что налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов.

Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет. Налоги должны стать не только основным источником формирования государственного бюджета, но и мощным стимулом к развитию производства страны.


Главным недостатком действующей налоговой системы является то, что финансово-правовое регулирование и ее совершенствование основано на переориентации налоговой системы в основном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения.

В нашей стране присутствует чрезмерно высокая доля косвенных налогов. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.

Не менее важной проблемой является неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц.

В действующей налоговой системе РФ к одной из насущных проблем налогообложения можно отнести также, например, незаконное возмещение сумм НДС. А другой проблемой при взимании налога на добавленную стоимость является уклонение от его уплаты. Возникает такая проблема когда, недобросовестные предприниматели, импортируя товары, продают их с наценкой в размере ставки налога на добавленную стоимость и присваивают разницу.

Таким образом, налог на добавленную стоимость в бюджет не перечисляется.

К основным причинам уклонения предприятий от уплаты налога можно отнести: тяжесть налогового бремени, узкие знания в области налогового законодательства, корыстный умысел предпринимателей, нежелание исполнять свои обязанности перед государством, последнее на прямую связано с ментальностью российского населения.

Нестабильность российских налогов, постоянное изменение ставок и льгот играют негативную роль на пути развития государства. Нестабильность налоговой системы России это одна из важнейших проблем налогообложения. Налоговая система РФ чрезмерно усложнена, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов.

Явным недостатком налоговой системы РФ к тому же является нестабильность налогового законодательства. Это обусловлено тем, что в НК РФ очень часто вносятся поправки и они необоснованно часты.

Также важно то, что НК принимался поспешно и не может отличаться исключительной качественностью: противоречивости формулировок, наличии терминологических ошибок. Все это, естественно, не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов.


Также существует такая проблема, как не квалифицированные работники в сфере налогообложения, которые не изучают должным образом налоговое законодательство и не основываются в своих действиях на налоговую науку.

И мировой, и отечественный опыт свидетельствует о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет.

Очевидно, что налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Нестабильная политическая ситуация, снижение курса рубля, санкции, снижение потребительской активности, присоединение Крыма – все это привело к серьезному кризису российской экономики и усугубило финансово-экономическое положение бюджетов. В этих условиях первоочередной задачей для государства становится сохранение стабильного уровня поступления доходов в бюджетную систему и необходимость поддержания ее сбалансированности. Поэтому крайне важным является вопрос о способности налоговой системы обеспечить доходы всех уровней бюджетов гарантированными налоговыми поступлениями.

Итак, исходя из вышесказанного, важно рассмотреть динамику поступлений администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в таблице 2 [38].

Таблица 3 - Динамика поступлений администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016-2018 гг., (млрд. руб.) [38]

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Поступило в консолидированный бюджет РФ,

«федеральные налоги и сборы»,всего

12 126,0

12 770,4

15 419,2

Налог на прибыль организации

2 442,2

2 677,9

3 239 ,4

Налог на доходы физических лиц

2 805,2

3 017,2

3 251 ,6

Налог на добавленную стоимость

2 589,4

2 808,3

3 233 ,4

Акцизы

1 020,9

1 297,2

1 523,6

Налог на добычу полезных ископаемых

3 226,8

2 929,3

4 130,4

Остальные налоги и сборы

41,4

40,6

40,7

Из таблицы видно, что основными налоговыми пополнениями в казну государства являются: налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц, у которого мы замечаем устойчивую тенденцию роста поступления.