Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы налоговой политики РФ
1.1 Понятие и сущность налогов и налоговой политики государства
1.2 Цели и задачи налоговой политики
2 Особенности налоговой политики РФ
2.2 Проблемы и анализ развития современной налоговой политики РФ
3 Основные направления налоговой политики на современном этапе
Цели базируются на единых принципах для всех категорий власти:
- одинаковые условия налогообложения для различных уровней власти;
- однократность налогообложения;
- стабильность и понятность налоговой системы;
- гибкость системы налогообложения для эффективности взаимодействия бизнеса и государства;
- простота;
- доступность.
Россия – огромное поле для предпринимательской деятельности, но из-за налоговой нагрузки, которая значительно выше по сравнению с другими странами российские предприниматели не создают конкуренции друг другу. Плановый период по регулированию налоговой системы в 2019-2020 годах пока не предусматривает сокращения налоговой нагрузки на предпринимателей. [38]
Целевые направления и шаги к совершенствованию налогообложения:
- корректировка системы налогового федерализма;
- корректировка налоговой системы, как единый понятный и неизменный механизм для оплаты различных платежей в отчетный годовой период;
- консолидирование мелких налогов;
- внедрение новых налоговых ставок для российских предпринимателей;
- урезание некоторых льгот и послаблений из налоговой системы;
- повышение экологических штрафов и налогов.
Налоговая политика на ближайшие два года обосновывает решения инфляцией, санкциями, необходимостью вывода экономики из тени. Вопрос в верности принимаемых мер, не произойдет ли упадок среднего и малого бизнеса России, которая по предпринимательской деятельности и так находится только на 62 строчке в мире.
Одной из острых экономических проблем в России является обход уплаты налогов с получаемого дохода. Юридические и физические лица, сознательно обходя налоговые платежи, не участвуют в росте бюджета и ВВП страны. Министерство финансов принимает меры для вывода экономики РФ из тени, применяя всевозможные методы вплоть до корректировки налогового законодательства.
Минфин упрощает сбор налогов, для этого введены:
-
-
- ревизия действующих сборов с целью выявления налоговых платежей, не учтенных в НК РФ для их внесения;
- процедура отмены контроля за стоимостью по договорам организаций, работающих в пределах одного региона России;
- льготная система налогообложения для организаций в некоторых субъектах России;
- совершенствование системы оплаты НДС;
- повышение акцизов;
- налог на недвижимость физических лиц при некорректно оформленном праве собственности;
- план работы над налогом на добычу полезных ископаемых для аккумулирования налогов от деятельности в бюджет без повышения налогов;
- меры по перерасчет пеней для юридических лиц;
- разработка отмены существующих льгот. [39]
-
Информацию о вводимых налогах Министерство Финансов публикует в открытом доступе на своем сайте. Исходя из этого понятно, какие меры будут приняты для вывода бизнеса из тени и какая поддержка будет оказана бизнесу для развития. Текущие планы Минфина не одобряются предпринимателями, которые ожидали послабления налогов, поэтому прогнозируемая эффективность мер может не совпасть с результатом.
Новые виды налогов:
-
-
-
- использование онлайн-касс для розницы, что позволит ФНС видеть все продажи;
- курортный сбор;
- экологические налоги;
- транспортный налог;
- налог на имущество;
- самозанятые граждане обязаны отчислять в определенные законом фонды сумму по фиксированной ставке от своего дохода.
-
-
Медведев и Путин об увеличении налоговых ставок Дмитрий Медведев с экспертами при обсуждении вопроса об увеличении НДФЛ пришли к выводу, что нет необходимости принимать такие меры. Согласно поручению президента РФ Владимира Путина, все изменения налогообложения должны быть проработаны экспертами и общество должно быть проинформировано о нововведениях.
В. Путин давал обещание не увеличивать налоги и говорил он о неиндексируемых федеральных налоговых ставках: НДФЛ, НДС, взносы, налог на прибыль. Но с 01.01.2019 истек срок обещания. [38]
Поэтому разработанные ранее изменения в налоговой политики снова рассматриваются экспертами:
- увеличение минимального размера оплаты труда;
- увеличение ставки по обязательным страховым взносам;
- изменение ставки НДФЛ с учетом разницы суммы годового дохода физического лица.
В малом и среднем бизнесе наблюдается снижение деловой активности на ряду с оттоком капитала в предыдущем году почти в три раза. Предприниматели налоговые нововведения 2019-2020 воспринимают как угрозу бизнесу.
Решения для выхода бизнеса из тени нужно принимать в отношении бизнеса и очень аккуратно. Э. Набиуллина порекомендовала депутатам понимать, что наполнение бюджета новыми налогами краткосрочно. Введение и увеличение налогов уменьшит доходы населения, что влечет за собой еще большую социальную напряженность. Уменьшится покупательский спрос, за ним и предложение товаров и услуг, что приведет к упадку производства, сокращению зарплат, штата и, в итоге, к спаду экономику. [39]
Таким образом можно сказать, что с 2019 года вступили следующие изменения:
- НДС увеличен с 18 до 20%;
- отмена подачи декларации о доходах при применении онлайн-касс;
- налог на движимое имущество юридических лиц отменяется;
- при регистрации предприятия в электронном виде отменяется госпошлина;
- фиксированные страховые взносы и отмена налогов на компенсации проезда до пункта отпуска рабочим Крайнего Севера;
- расширение списка сферы деятельности для применения патента ИП;
- индексация акцизов на 2021 год по уровню инфляции;
- введение функции оплаты налогов в МФЦ.
Стратегия правительства РФ на 2019-2020 год – это разумный подход к налоговой системе для успешного внедрения цифровых технологий и ведения честного бизнеса.
Разработкой направлений занимается Министерство финансов России, которое анализирует рациональную налоговую нагрузку, опираясь на мировую и внутреннюю экономику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Так же налоговая политика является одним из инструментов государственного воздействия на экономические процессы и представляет собой систему государственных мероприятий в области налогов и сборов.
Основными доходообразующими налогами бюджетной системы Российской Федерации являются налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых, их совокупная доля в целом составляет больше 90 % всех доходов бюджетной системы Российской Федерации. Во все уровни бюджетов РФ наблюдается постоянный рост поступлений по налогам и сборам. Так, наблюдается стабильный рост НДС, акцизов, НДФЛ и НПО, в отношение НДПИ наблюдается снижение поступлений.
Проблемами налоговой политики России на макроэкономическом и микроэкономическом уровне являются:
- неравномерное распределение налогового бремени между добросовестными и уклоняющимися налогоплательщиками;
- отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
- высокая нагрузка на фонд оплаты труда;
- отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной переложения налогов на производственную сферу.
- запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы;
- расхождения между стандартами налогового и бухгалтерского учета, приводящие к трудоемкому исчислению налогооблагаемой прибыли;
- ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий;
- множественность налогов.
Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны.
Структурные изменения позволят преобразовать нынешнею налоговую систему. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно- исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.
Таким образом, налоговая политика сегодня поддается прогнозированию и стала более устойчивой. Но несмотря на это, налоговая система России на данный период времени является несовершенной. Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба постоянно вносят поправки и изменения в налоговый кодекс, надеясь на улучшение уровня налогообложения и финансового состояния страны. Однако данные действия как положительно, так и отрицательно влияют на совершенствование налоговой системы России.
Россия – огромное поле для предпринимательской деятельности, но из-за налоговой нагрузки, которая значительно выше по сравнению с другими странами российские предприниматели не создают конкуренции друг другу. Плановый период по регулированию налоговой системы в 2019-2020 годах пока не предусматривает сокращения налоговой нагрузки на предпринимателей.
Налоговая политика на ближайшие два года обосновывает решения инфляцией, санкциями, необходимостью вывода экономики из тени. Вопрос в верности принимаемых мер, не произойдет ли упадок среднего и малого бизнеса России, которая по предпринимательской деятельности и так находится только на 62 строчке в мире.
Одной из острых экономических проблем в России является обход уплаты налогов с получаемого дохода. Юридические и физические лица, сознательно обходя налоговые платежи, не участвуют в росте бюджета и ВВП страны. Министерство финансов принимает меры для вывода экономики РФ из тени, применяя всевозможные методы вплоть до корректировки налогового законодательства.
Стратегия правительства РФ на 2019-2020 год – это разумный подход к налоговой системе для успешного внедрения цифровых технологий и ведения честного бизнеса.
Разработкой направлений занимается Министерство финансов России, которое анализирует рациональную налоговую нагрузку, опираясь на мировую и внутреннюю экономику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принято на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 19, ст. 230.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000. - №32, ст. 3340.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
- Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.И. Теоретические основы налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 - 159 с.
- Алексейчева, Е. Ю. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Алексейчева Е. Ю., Магомедов М. Д., Куломзина Е. Ю. - Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2018. - 310 с.
- Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия) [Текст]: учебник / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 291 с.
- Аронов, А. Налоговая политика и налоговое администрирование. Учебное пособие [Текст] / А.В.Аронов, В.А.Кашин. – Магистр, 2014. - 229 c.
- Баташева Ф.А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. - 2018. - № 17. - с. 436-438.
- Бондаренко Т.Н., Печенкина Ю.Е. Налоговая политика как элемент развития взаимодействия государства и бизнес-сообщества // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-3 – с. 58-63.
- Васильев, Ю.А. Основные направления налоговой политики РФ на 2018 год и плановый период 2018 и 2019 годов [Текст] / Ю.А. Васильев // Промышленность, бухгалтерский учет и налогообложение (журнал) / Издательский дом Аюдар-Инфо, 2018. – 257 с.
- Гажиев Г.А., Пепеляв С.Г. Предприниматель. Налогоплательщик. Государство. М.: ФБК-Пресс, 2014 -. 221 с.
- Закупень, Т.В. «Некоторые аспекты налоговой политики» [Текст]: - // Финансы. - 2016. - № 5. - с. 30.
- Зозуля, В. В. Налогообложение природопользования [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 257 с.
- Калашникова, Н.Ю. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций в схемах и таблицах [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Калашникова, Р.Г. Михайлян. – Директ-медиа, 2018. – 208 с.
- Камысовская, С.В. Бухгалтерский учет ценных бумаг [Текст]: учебное пособие / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова. – Директ-Медиа, 2016. – 218 с.
- Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М.: Вершина, 2014 -. 224 с.
- Козырин А.Н. Правовое регулирование налогообложения в РФ, конспект лекций. М: МЦФР, 2016. – 351 с.
- Кондраков, Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. — М.: Проспект, 2017. — 224 c.
- Косов, М.Е. Региональные и местные налоги [Текст]: учебное пособие / М.Е. Косов, Р.Г. Ахмадеев, В.Ф. Шаров. - ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 227 с.
- Майбуров, И.А. Налоговая политика. Теория и практика: Учебник [Текст] / И.А.Майбуров. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 518 с.
- Маршавина, Л.Я. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник для СПО / Л.Я. Маршавина, Л.А. Чайковский. – М.: Юрайт, 2017. – 503 с.
- Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем [Текст]: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 375 c.
- Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 319 с.
- Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 382 с.
- Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., - СПб.: Питер, 2018. - 576 с.
- Романов, Б.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / Б.А. Романов. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 560 с.
- Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса /Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2018. - С. 158-159.
- Тарасова, В.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. — 3е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2017. — 496 с.
- Тедеев, А.А. Налоговое право России: Учебник. [Текст] / А.А.Тедеев, В.А.Парыгина. – М.: Юрайт, 2017. – 250 с.
- Толкушин, А.В. История налогов в России [Текст]: учебник / А.В. Толкушин. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 124 с.
- Ульяненко Д.И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал. 2018. - С 239-248
- Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 364 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
- Шкляр, М.Ф. Экономика кредитных кооперативов [Текст]: учебник / Шкляр М. Ф. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. - 284 с.
- Щепотьев, А.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», 2018. – 161 с.
- Эриашвили, Н.Д. Налогообложение предпринимательской деятельности [Текст]: теория и практика: учебник / Н.Д. Эриашвили, М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко.- Юнити-Дана, 2016. - 431 с.
- Юшаева Р.С. Актуальные проблемы налоговой системы России // Концепт. 2016. - Т. 13. - С. 546–550.
- Ялмаев, Р. А. Налоговая нагрузка как фактор «искажающего» поведения хозяйствующих субъектов: политико-экономический аспект [Текст] / Р. А. Ялмаев, М. А. Эскиев, М. И. Чажаев // Молодой ученый. — 2016. — № 14. — С. 326–328.
- Налоговая политика России на 2019-2020 годы – URL: https://2019- god.com/nalogovaya-politika-rossii-na-2018-2019-gody/
- Основные направления налоговой политики на 2019-2020 годы – URL: http://zakony2018.ru/osnovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki-na-2018-2019-gody/
Приложение 1
Налоговые последствия изменений налогового законодательства
Вид налога, суть изменений |
Период действия |
Налоговые последствия |
||||
до 31.12.2008 г. |
с 01.01.2009 г. |
|||||
Юридические лица |
||||||
Налог на прибыль организаций |
||||||
Включение в расходы «амортизационной премии» |
10 % |
Для третьей- седьмой групп – 30 % |
Позволит уменьшить налогооблагаемую прибыль |
|||
Отмена норматива по размеру суточных расходов во время командировок |
В размере фактических расходов, но не более 100 руб. за сутки |
Учитывается в расходах полностью, в размере фактических затрат |
Позволит уменьшить налогооблагаемую прибыль и увеличить чистую прибыль организаций |
|||
Уменьшение ставки налога |
24 % |
20 % |
Увеличит сумму чистой прибыли, остающуюся в распоряжении организаций |
|||
Упрощенная система налогообложения |
||||||
Учет затрат на приобретение сырья и материалов |
Учитывались в расходах в момент списания в производство при условии оплаты |
Учитываются в расходах после оплаты независимо от даты списания в производство |
Позволит уменьшить облагаемую базу (доходы за вычетом расходов), увеличить чистую прибыль |
|||
Отмена норматива по размеру суточных расходов во время командировок |
В размере фактических расходов, но не более 100 руб. за сутки |
Учитывается в расходах полностью, в размере фактических затрат |
Позволит уменьшить налогооблагаемую прибыль и увеличить чистую прибыль организаций |
|||
Порядок переноса убытков |
В размере фактически полученных, но не более 30 % налогооблагаемой базы |
В размере фактически полученных убытков |
Уменьшит облагаемую базу, повысит финансовую устойчивость предприятий малого бизнеса |
|||
Изменение порядка выбора объекта налогообложения |
Не подлежит изменению три года |
Можно изменять ежегодно |
Повысит конкурентоспособность |
|||
Порядок изменения сдачи налоговой отчетности |
По отчетным периодам: 1 квартал, полугодие и девять месяцев |
По окончании налогового периода |
Позволит уменьшить трудовые затраты и тем самым увеличить финансовую устойчивось |
|||
Вид налога, суть изменений |
Период действия |
Налоговые последствия |
||||
до 31.12.2008 г. |
с 01.01.2009 г. |
|||||
Упрощенная система налогообложения |
||||||
Изменение периода, на который выдается патент |
Патент выдавался на квартал, полугодие, девять месяцев, год |
Патент выдавался от одного месяца до года |
Позволит более гибко вести свою деятельность и получать положительные результаты |
|||
Ограничения по численности при применении патента |
Только индивидуальный предприниматель |
Численность наемных работников не должна превышать 5 человек |
Позволит расширить сферу деятельности и дополнительно создать рабочие места, что снизит уровень безработицы в условиях кризиса |
|||
Физические лица |
||||||
Налог на доходы физических лиц |
||||||
Расчет материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами |
Расчет происходил исходя из 3/4 ставки |
Расчет происходит из 2/3 ставки рефинансирования Банка России |
Уменьшатся налогооблагаемая база и, следовательно, сумма налога |
|||
Изменены размеры и порядок применения стандартных вычетов |
В отношении каждого работника – 400 руб. до величины дохода 20 тыс. руб. В отношении детей – ежемесячно 600 руб. до величины дохода 40 тыс. руб. |
В отношении каждого работника – 400 руб. до величины дохода 40 тыс. руб. В отношении детей – ежемесячно 1000 руб. до величины дохода 280 тыс. руб. |
Уменьшатся налогооблагаемая база и, следовательно, сумма налога |
|||
Изменена величина имущественного налогового вычета, предоставляемого при строительстве, приобретении жилого помещения |
Вычет предоставляется налогоплательщику в сумме фактических расходов, но не более 1 млн. руб. |
Вычет предоставляется налогоплательщику в сумме фактических расходов, но не более 2 млн. руб. |
Повысит социальную защищенность населения России |