Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы налоговой политики РФ
1.1 Понятие и сущность налогов и налоговой политики государства
1.2 Цели и задачи налоговой политики
2 Особенности налоговой политики РФ
2.2 Проблемы и анализ развития современной налоговой политики РФ
3 Основные направления налоговой политики на современном этапе
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая политика – это область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
На современном этапе развития общества проблемы и особенности налоговой политики России являются наиболее актуальными и значимыми, так как государственные органы заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество исследований и научных работ.
Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее исследование налоговой политики Российской Федерации, ее значение и современной состояние в России, а также проблемы и перспективы развития.
Достижение данной цели потребует решения следующих задач исследования:
-
- раскрыть понятие и сущность налогов и налоговой политики государства;
- изучить цели и задачи налоговой политики;
- изучить налоговые реформы РФ;
- рассмотреть проблемы и провести анализ развития современной налоговой политики РФ;
- предложить перспективы развития налоговой политики РФ;
- рассмотреть возможность применения зарубежного опыта налоговой политики в российской практике.
Объект исследования – государственная налоговая политика Российской Федерации.
Предметом исследования являются теоретический анализ процесса выработки и реализации современной налоговой политики России.
Для решения поставленных в работе задач в качестве инструментария применялись исторический, функциональный и сравнительный методы анализа, методы графического, факторного, экономико-статистического анализа, приемы абстрагирования, классифицирования, аналогии, синтеза и другие.
В работах А.М. Алиева, А. Гончарова, рассматриваются организация и функционирование налоговой системы, региональный уровень налоговой политики в современной России исследуют Т.В. Бушинская, Д.Ю.Дойхен, А.М. Гринкевич. Т.М. Гамзатов, И.В. Караваева рассматривают влияние налоговой политики на социальную ситуацию в Российской Федерации, анализируя социальные аспекты государственной налоговой политики.
Теоретической и информационной базой исследования являются учебные пособия, научная литература, нормативно-правовые акты Министерства Финансов и Федеральной налоговой службы России, статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, законодательные акты РФ, а также иные информационные материалы, нормативные документы, опубликованные в экономической литературе.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.
1 Теоретические основы налоговой политики РФ
1.1 Понятие и сущность налогов и налоговой политики государства
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную или налоговую. Важно отметить такие понятия, как «финансовая политика» и «налог». Эти понятия являются неотъемлемой частью налоговой политики. [36, с. 127]
Финансовой политикой принято считать совокупность определенных мероприятий государства по использованию финансовых отношений с целью распределения, использования и мобилизации финансовых ресурсов, в соответствии с законодательством.
Финансовая политика государства выполняет вспомогательную роль и является только лишь средством осуществления социально-экономической политики.
Финансовая политика включает в себя следующие компоненты:
- налоговая политика;
- бюджетная политика;
- денежно-кредитная политика;
- социальная политика;
- таможенная политика и так далее.
Посредством налоговой политики осуществляется взаимодействие бюджетов всех уровней, обеспечивается единство бюджетной системы государства [12, с. 30].
Бюджет является фундаментом финансовой системы страны и выражает денежные отношения, возникающие у государства и местных органов самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу образования и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований.
В соответствии со ст. 8 НК РФ, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [2].
Налоги являются одним из основных источников финансирования различных сфер деятельности государства, а также они являются неким инструментом в реализации государственных приоритетов. [15, с. 94]
В Российской Федерации определены следующие типы налоговых сборов: федеральные, региональные и местные.
Также существуют специальные налоговые режимы. Перечень федеральных налогов и сборов:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизный налог;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения, а также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [2].
Налоговая политика, являясь частью финансовой политики, обязана осуществляться только на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основываются на принципе достаточности налогообложения.
В экономической литературе существуют различные концепции налоговой политики. К сожалению, независимо от ее абсолютной важности, понятие «налоговая политика» не имеет в нашем государстве юридического признания и подтверждения. Этот термин не наблюдается в проекте любого 8 налогового или бюджетного законодательствах. Единственным исключением является упоминание о нем в статье 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», в котором представляется, что правительство Российской Федерации вырабатывает и осуществляет налоговую политику. Этот термин используется также и в других подзаконных актах, однако, не раскрывая саму его суть.
Итак, принято считать, что налоговая политика – это комплекс мер в области налогового регулирования, которые направлены на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Также можно отметить, что налоговая политика - это система определенных целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационноконтрольных мероприятий. [7, с. 39]
Налоговая политика — это составляющая фискальной политики государства, нацеленная на создание налоговой системы, оптимальной для текущей экономической ситуации. [13, с.38]
Это система правительственных мер в сфере взыскания налогов. Реализуется путем:
- изменения соотношения прямых и непрямых налогов;
- коррекции налогового механизма и его составляющих — базы, ставок и льгот;
- регулирования налогового бремени.
Долгое время налоговая система в России была основана на законах, изданных отдельно для каждого вида налога. Прекращение подобной практики произошло только в 1998 году, когда была принята первая часть НК РФ. Она стала лишь первым шагом к выстраиванию функционирующей на данный момент налоговой политики и регулировала лишь некоторые общие положения:
- классификацию налогов;
- определение их плательщиков;
- порядок налогового администрирования;
- виды налоговых преступлений.
Конкретные условия начисления, уплаты и предоставления льгот по каждому отдельному налогу появились только во второй части НК. Каждому налогу в ней отводилась отдельная глава, в которой четко описывался процесс взимания: база обложения, обязанные его уплачивать субъекты, порядок расчета и сроки перечисления в бюджет.
Новый этап развития налоговой политики можно связать с введением гл. 25 НК РФ, вступившей в силу в январе 2002 года и направленной на регулирование вопросов взимания налога на прибыль. Это событие можно считать началом выделения обособленного вида хозяйственного учета, а именно налогового. С этого момента в нем появились первые отклонения от бухгалтерского учета в порядке принятия активов, включения в себестоимость затрат, в вариантах расчета обязательств, в деловой оборот были введены понятия ОНА, ОНО. [2]
На сегодняшний день Налоговый кодекс — это базовый нормативный акт, на основе которого выстраивается вся система налоговых отношений в РФ. При изменении вектора налоговой политики именно в его текст вносятся изменения и корректировки.
Проанализировав существующую нормативную базу, систему администрирующих и надзорных институтов, влияние отчислений в бюджет на предпринимательский климат, можно сделать вывод, что налоговая политика эволюционирует, и выделить ряд важных изменений, к которым относятся:
- утверждение достаточно статичного, не изменяющегося перечня налоговых платежей со строго ограниченным числом их видов;
- ликвидация перекосов и неясностей в области расчета налогов, внесение изменений только в строгой увязке с иными актами законодательства, введение более корректных, не взывающих двоякого толкования определений;
- уменьшение размеров ставок налогов;[2]
- оптимизация, упрощение, сокращение сроков налогового контроля;
- публикация в печати правил осуществления налоговых проверок;
- появление возможности введения режима налоговых каникул.
Идеологической основой современной налоговой политики становится постепенная модернизация без коренных изменений и разрушительных, пугающих население нововведений. целом можно констатировать, что налоговая политика сегодня поддается прогнозированию и стала более устойчивой.
Таким образом, налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
1.2 Цели и задачи налоговой политики
Субъектом налоговой политики выступает государство в лице органов законодательной и исполнительной власти. С учетом государственного устройства субъектами налоговой политики могут быть общегосударственные органы власти и управления, а также органы законодательной и исполнительной власти территориальных образований.
В Российской Федерации субъектами налоговой политики выступают Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также муниципальные образования.
Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах своих полномочий, которые установлены налоговым законодательством [16, с. 107].
Объектами налоговой политики принято считать социально-экономические процессы. Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение такого важного требования может привести к большим потерям в народном хозяйстве.