Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы налоговой политики РФ
1.1 Понятие и сущность налогов и налоговой политики государства
1.2 Цели и задачи налоговой политики
2 Особенности налоговой политики РФ
2.2 Проблемы и анализ развития современной налоговой политики РФ
3 Основные направления налоговой политики на современном этапе
Структура поступления налогов и сборов за 2018 год представлена на рисунке 1.
Об огромном значении налога на доходы физических лиц свидетельствуют данные о налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за период с 2016 по 2018 год.
Динамика налоговых поступлений в период 2016 по 2018 год была незначительной, доля НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов РФ составила от 20,5 %до 18,9%. Значимость налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете субъекта РФ достаточно высока, т.к. его доля составляет практически 40% за рассматриваемые периоды.
Рисунок 4 - Структура поступления налогов и сборов за 2018 г. [41]
Далее рассмотрим динамику поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет.
В таблице 3 приведена структура поступлений в федеральный бюджет за 2016-2018 гг. [38].
Таблица 3 - Доходы федерального бюджета за 2016-2018 годы, млрд.руб.
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
2018 в % к 2016 |
Всего |
13251,3 |
13738,5 |
14720,3 |
113,1 |
Нефтегазовые доходы |
7520,6 |
7516,1 |
7590,9 |
116,2 |
Налог на прибыль |
380,6 |
403,8 |
449,6 |
127,7 |
НДС |
4202,4 |
4704,3 |
5283,9 |
149,3 |
Акцизы |
797,0 |
933,7 |
1036,5 |
197,7 |
НДПИ |
22,4 |
23,0 |
23,8 |
115,0 |
Таможенные пошлины |
707,8 |
686,2 |
664,7 |
92,0 |
Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ |
229,1 |
152,1 |
167,3 |
124,1 |
Прочие доходы |
1064,0 |
1074,0 |
1056,0 |
88,6 |
По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Так, и за период 2016-2018 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.
Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2016–2018 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %.
Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.
Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.
Рассматривая налоговую политику как инструмент формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации, важно рассмотреть задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему.
В таблице 4 представлена задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему РФ по видам задолженности [39].
В ходе рассмотрения таблицы 5 можно отметить, что на 1 января 2018 года большинство из задолженностей увеличилось. Так, совокупная задолженность в бюджетную систему РФ составила 1402,1 млрд. рублей, а темп роста составил 121,4 %, то есть задолженность увеличилась на 21,4 %. В 2017 году задолженность была ниже, чем в 2016 году на 246,9 млрд. рублей и составляла 1155,2 млрд. рублей, а темп роста к прошлому году составлял 97,8 %, то есть задолженность была ниже на 2,2 %. На 1 января 2016 года задолженность составляла 1 181,5 млрд. рублей, это выше, чем в 2017 году на 26,3 млрд. рублей.
Таблица 4 - Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему РФ по видам задолженности
Вид задолженности |
2016 |
2017 |
2018 |
Изменение (темп роста), млрд. руб. |
|||
2017 к 2016 |
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
2018 к 2017 |
||||
млрд. руб. |
% |
+/- |
% |
+/- |
|||
Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ (включая пени и налоговые санкции) |
1 181,5 |
1 155,2 |
1 402,1 |
97,8 |
-26,3 |
121,4 |
246,9 |
Неурегулированная задолженность |
640,6 |
643,4 |
834,3 |
100,4 |
2,8 |
129,7 |
190,8 |
Не подлежит взысканию налоговыми органами |
540,9 |
511,8 |
567,8 |
94,6 |
-29,1 |
110,9 |
56,0 |
Отсроченная, реструктурированн ая задолженность |
18,5 |
18,0 |
21,6 |
97,2 |
-0,5 |
120,1 |
3,6 |
Взыскивается судебными приставами |
166,3 |
145,0 |
156,8 |
87,2 |
-21,3 |
108,2 |
11,8 |
Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа |
55,3 |
55,6 |
49,3 |
100,5 |
0,3 |
88,7 |
-6,3 |
Приостановленная к взысканию по банкротству |
288,9 |
284,4 |
334,2 |
98,4 |
-4,5 |
117,5 |
49,7 |
Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит списанию налоговыми органами) |
14,7 |
11,4 |
10,9 |
77,5 |
-3,3 |
96,2 |
-0,4 |
Исходя из этого, можно сказать, что в течение 2016 года или на 1 января 2017 года налоговая политика в РФ была эффективнее, чем в течение 2017 года или на 1 января 2018 года. Это обусловлено многими причинами. Одна из них нестабильность политической ситуации в стране, а также то, что страна находится в непростом положении в плане экономики.
Не менее важно рассмотрение задолженностей по налогам и сборам, администрируемым Федеральной налоговой службой, в консолидированный бюджет Российской Федерации, данные представлены в таблице 5 [39].
Таблица 5 - Задолженность по налогам и сборам, администрируемым Федеральной налоговой службой, в консолидированный бюджет РФ
Виды налогов |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Всего |
770,3 |
802,7 |
827,3 |
в том числе: |
|||
по федеральным налогам и сборам |
610,2 |
613,6 |
602,5 |
из них: |
|||
налог на прибыль организаций |
165,6 |
137,7 |
113,6 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
332,6 |
368,0 |
374,2 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
60,9 |
53,7 |
45,5 |
из них на: |
|||
табачную продукцию |
0,6 |
1,7 |
5,0 |
автомобильный бензин |
0,1 |
0,1 |
0,6 |
легковые автомобили и мотоциклы |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
дизельное топливо |
0,0 |
0,4 |
0,6 |
алкогольную продукцию (за исключением пива) |
59,0 |
49,5 |
35,7 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
4,6 |
4,7 |
13,8 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
3,7 |
3,9 |
13,0 |
остальные федеральные налоги и сборы |
45,6 |
49,4 |
54,0 |
по региональным налогам и сборам |
96,6 |
113,7 |
136,8 |
по местным налогам и сборам |
39,3 |
49,6 |
60,2 |
по налогам со специальным налоговым режимом |
24,3 |
25,7 |
27,9 |
Исходя из таблицы 5 и по данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения, в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2019 г. составила 827,3 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2018 г., она увеличилась на 24,6 млрд. рублей.
Основной частью задолженности является задолженность по федеральным налогам и сборам, в 2016 году она составляла 610,2 млрд. рублей, в 2017 году эта сумма увеличилась – 613,6 млрд. рублей, а в 2018 году произошло понижение – 602,5 млрд. рублей.
Также, по данным таблицы 6, задолженность по региональным налогам и сборам в 2016 году составляет – 96,6 млрд. рублей, в 2017 году – 113,4 млрд. рублей, а в 2018 – 136,8 млрд. рублей. Таким образом, с каждым годом мы наблюдаем повышение задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ.
Рассматривая местные налоги и сборы, также наблюдается повышение задолженности. В 2016 году она составляла 39,3 млрд. рублей, в 2017 году на 10,3 млрд. рублей выше – 49,6 млрд. рублей, на 1 января 2019 года задолженность возросла до 60,2 млрд. рублей.
Задолженность по специальным налоговым режимам на 1 января 2017 года составляла 24,3 млрд. рублей, на 1 января 2018 года она увеличилась до 25,7 млрд. рублей, а на 1 января 2019 года задолженность составила 27,9 млрд. рублей, то есть выше чем в прошлом году на 2,2 млрд. рублей.
В результате проведенного анализа, можно сделать следующий вывод: основными доходообразующими налогами бюджетной системы Российской Федерации являются налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых, их совокупная доля в целом составляет больше 90 % всех доходов бюджетной системы Российской Федерации. Во все уровни бюджетов РФ наблюдается постоянный рост поступлений по налогам и сборам. Так, наблюдается стабильный рост НДС, акцизов, НДФЛ и НПО, в отношение НДПИ наблюдается снижение поступлений.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно выделить проблемы макроэкономического и микроэкномического характера. Проблемами налоговой политики России на макроэкономическом уровне являются:
- неравномерное распределение налогового бремени между добросовестными и уклоняющимися налогоплательщиками;
- отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
- высокая нагрузка на фонд оплаты труда;
- отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной переложения налогов на производственную сферу.
Проблемами налоговой политики России на микроэкономическом уровне являются:
- запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы;
- расхождения между стандартами налогового и бухгалтерского учета, приводящие к трудоемкому исчислению налогооблагаемой прибыли;
- ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий;
- множественность налогов.
Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. Структурные изменения позволят преобразовать нынешнею налоговую систему. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно- исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.
Также, исходя из вышесказанного, правительство в качестве одного из своих приоритетных устремлений должно видеть в первую очередь борьбу с налоговыми злоупотреблениями, основанные на культуре уплаты налогов. Поэтому, на сегодняшний день, стране нужна детально проработанная федеральная программа в области налогообложения, направленная на воспитание законопослушного налогоплательщика.
Таким образом, налоговая политика сегодня поддается прогнозированию и стала более устойчивой.
Однако данные действия как положительно, так и отрицательно влияют на совершенствование налоговой системы России.
Итак, в настоящее время главными проблемами налоговой политики России являются именно нестабильность и несовершенство налогового законодательства.
3 Основные направления налоговой политики на современном этапе
Первоочередной задачей налоговой политики на 2019-2020 годы является контроль налоговых поступлений для роста ВВП и эффективное использование собранных налогов на нужды страны.
Правительство РФ пытается обновить налоговую систему для повышения прибыли в бюджет и уменьшения налогов предприятиям. Приоритетные цели налогообложения РФ 2019-2020:
-
- создание условий для удобной оплаты налогов с прибыли для всех категорий субъектов РФ;
- регулирование производств и применений налоговой базы в экономике РФ.[42]