Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налогообложения
1.1. Понятие и принципы налогообложения
1.2. Прямые налоги в РФ, их характеристика
1.3. Косвенные налоги в РФ, их характеристика
Глава 2. Роль прямого и косвенного налогообложения в пополнении бюджета РФ
В части страховых взносов в 2016 г. были повышены пороговые значения для выплат, облагаемых по основной ставке (ставки при этом не менялись):
- 718 тыс. руб. для взносов в ФСС (вместо 670 тыс. руб. в 2015 г.);
- 796 тыс. руб. для взносов в ПФР (вместо 711 тыс. руб. в 2015 г.).
Данное повышение в сочетании с ростом фонда оплаты труда (ФОТ, оценка по средней начисленной заработной плате) на 2,8 п.п. ВВП в 2016 г. привело к тому, что страховые взносы выросли (рис. 3).
Рис. 3. Поступления страховых взносов и фонд оплаты труда (по начисленной заработной плате) в 2012-2016, % ВВП[6]
Налог на доходы физических лиц. В 2016 г. денежные доходы населения без социальных выплат упали на 1,4 п.п. ВВП, однако поступления НДФЛ все же незначительно выросли - на 0,1 п.п. ВВП. Это произошло в условиях, когда ФОТ в целом по экономике вырос в долях ВВП (как видно из рис. 4) и, соответственно, увеличилась его доля в денежных доходах населения. Дополнительным фактором также могло стать повышение доли «белой» зарплаты, что привело к увеличению налогооблагаемой базы по НДФЛ и в меньшей степени повлияло на макропоказатели Росстата, уже рассчитываемые с учетом теневого сектора экономики.
Рис. 4. Поступления НДФЛ и денежные доходы населения без социальных выплат в 2012-2016, % ВВП[7]
Налог на прибыль. В 2016 г. поступления по налогу на прибыль незначительно выросли (на 0,1 п.п. ВВП), поскольку увеличилась прибыль прибыльных предприятий в долях ВВП с 15,2 до 17,2% (рис. 5). Отчасти это вызвано девальвацией, позволившей за счет ослабления конкуренции с иностранными производителями частично нивелировать эффект от падения совокупного спроса, а также получить «дополнительные» доходы предприятиям-экспортерам. Кроме того, продолжалось снижение доли убыточных предприятий (произошло возвращение к уровню 2013 г. в 31%).
Рис. 5. Динамика поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ, прибыли прибыльных предприятий (% ВВП) и удельного веса убыточных предприятий в 2012-2016 гг.
Как отмечалось выше, расходы бюджетной системы страны увеличились в 2016 г. на 0,8 п.п. ВВП по сравнению с уровнем 2015 г. (табл. 5). При этом можно отметить изменения в объемах финансирования отдельных направлений расходов бюджета расширенного правительства в пределах от -0,1 до +0,6 п.п. ВВП.
Таблица 5
Расходы бюджета расширенного правительства в 2012-2016 гг., % ВВП
Изменение в |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2016 г. относительно 2015 г., п.п. ВВП |
|
Расходы, всего |
34,1 |
35,1 |
34,4 |
35,2 |
36,0 |
0,8 |
Общегосударственные вопросы |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
-0,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,1 |
Национальная оборона |
2,7 |
3,0 |
3,1 |
3,8 |
4,4 |
0,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2,9 |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
2,3 |
-0,1 |
Национальная экономика |
4,9 |
4,6 |
5,7 |
4,5 |
4,5 |
0,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1,6 |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
0,0 |
Охрана окружающей среды |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
Образование |
3,8 |
4,1 |
3,8 |
3,6 |
3,6 |
0,0 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,0 |
Здравоохранение и спорт |
3,7 |
3,6 |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
0,2 |
Социальная политика |
11,0 |
11,8 |
10,6 |
12,1 |
12,2 |
0,1 |
Продолжилось начавшееся еще в 2011 г. увеличение расходов по разделу «Национальная оборона»: в 2016 г. рост составил 0,6 п.п. ВВП, что связано с продолжением реализации мероприятий государственной программы вооружения на период 2011-2020 гг., а также с введением новой системы денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий. Кроме того, в ноябре 2016 г. в Закон о федеральном бюджете на 2016 г. были внесены изменения, согласно которым произошел заметный рост расходов по разделу «Национальная оборона» (на 740 млрд руб.). Кроме того, в 2016 г. выросли расходы бюджета расширенного правительства по статье «Здравоохранение и спорт» (на 0,2 п.п. ВВП относительно 2015 г.). Увеличение расходов по разделу обусловлено номинальным ростом финансирования здравоохранения (на 9,2% к 2015 г.) и физической культуры и спорта (на 2,9%). Наиболее заметный рост расходов на здравоохранение связан с оказанием амбулаторной помощи населению (номинальный рост в 7,4% к 2015 г.). Подробнее факторы, повлиявшие на динамику расходов на здравоохранение, рассмотрены ниже при анализе бюджета Федерального фонда ОМС.
По разделу «Социальная политика» рост государственных расходов за 2016 г. относительно 2015 г. составил 0,1 п.п. ВВП. В 2016 г. можно говорить об ограничении роста социальных расходов, которое связано с однократной индексацией пенсий на 4% (с 1 апреля), тогда как в 2015 г. она была проведена дважды (страховой части на 11,4% с 1 февраля 2015 г. и социальной на 10,3% с 1 апреля 2015 г.). При этом размер других социальных выплат был проиндексирован до фактического уровня инфляции 2015 г.
В 2016 г. также произошло увеличение расходов по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» (на 0,1 п.п. ВВП).
В то же время по ряду статей в 2016 г. зафиксировано незначительное сокращение объема финансирования в долях ВВП: «Общегосударственные вопросы» (на 0,1 п.п. ВВП) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (0,1 п.п. ВВП). По остальным направлениям расходы бюджета расширенного правительства в долях ВВП остались на уровне предыдущего года.
С точки зрения соотношения «производительных» (человеческий капитал и инфраструктура) и «непроизводительных» расходов можно отметить дальнейшее увеличение в 2016 г. доли непроизводительных расходов в бюджете расширенного правительства, в первую очередь за счет наращивания финансирования по статье «Национальная оборона», а также некоторого роста процентных расходов и расходов на социальную политику.
По итогам 2016 г. объем дефицита бюджета расширенного правительства составил 3,7% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП выше уровня 2015 г. (3,4% ВВП). Как отмечалось выше, с 2013 г. происходит наращивание объема дефицита бюджета расширенного правительства. В табл. 6 представлены источники, за счет которых производилось финансирование дефицита бюджета расширенного правительства в 2012-2016 гг.
Таблица 6
Источники финансирования дефицита бюджетной системы РФ в 2012-2016 гг., % ВВП[8]
Млрд руб. |
% ВВП |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Источники финансирования дефицита, всего |
-263 |
849 |
845 |
2814 |
3142 |
-0,4 |
1,2 |
1,1 |
3,4 |
3,7 |
Финансирование дефицита за счет внутренних источников |
-281 |
797 |
992 |
3110 |
3127 |
-0,4 |
1,1 |
1,3 |
3,7 |
3,6 |
Государственные ценные бумаги |
550 |
436 |
1 016 |
9 |
524 |
0,8 |
0,6 |
1,3 |
0,0 |
0,6 |
Кредиты кредитных организаций |
162 |
283 |
217 |
102 |
-103 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,1 |
-0,1 |
Изменение остатков средств |
-923 |
-715 |
-3047 |
1339 |
3492 |
-1,4 |
-1,0 |
-3,8 |
1,6 |
4,1 |
Иные источники |
-70 |
793 |
2805 |
1660 |
-786 |
-0,1 |
1,1 |
3,5 |
2,0 |
-0,9 |
Финансирование дефицита за счет внешних источников |
18 |
52 |
-147 |
-296 |
15 |
0,0 |
0,1 |
-0,2 |
-0,3 |
0,02 |
Государственные ценные бумаги |
164 |
185 |
-47 |
-183 |
110 |
0,2 |
0,3 |
-0,1 |
-0,1 |
0,1 |
Кредиты иностранных государств |
-26 |
-22 |
-25 |
-51 |
-17 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-0,1 |
0,0 |
Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте |
0 |
-1 |
0 |
0 |
-28 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Иные источники |
-119 |
-110 |
-74 |
-63 |
-50 |
-0,2 |
-0,2 |
-0,1 |
-0,1 |
-0,1 |
Большая часть дефицита бюджета расширенного правительства в 2016 г. была профинансирована за счет внутренних источников - порядка 3127 млрд руб. (3,6% ВВП), а за счет внешних источников - лишь 15 млрд руб. (0,02% ВВП). При этом можно отметить, что впервые с 2013 г. сформировалось положительное сальдо как в целом по источникам финансирования дефицита в иностранной валюте, так и по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте.
Значительную часть средств, полученных из внутренних источников финансирования дефицита в 2016 г., - около 3492 млрд руб., или 4,1% ВВП - составило финансирование по статье «Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов». В основном данная статья формируется за счет операций, связанных с использованием средств Резервного фонда.
В целом анализ параметров бюджета расширенного правительства в 2016 г. показывает, что рост государственных расходов несколько замедлился. Тем не менее он, как и в 2015 г., опережал темпы увеличения доходной части, что привело к дальнейшему повышению размера дефицита бюджетной системы. Это актуализирует вопрос об ограничении дальнейшего роста дефицита для предотвращения появления существенных рисков бюджетной и макроэкономической стабильности. Дополнительной проблемой является то, что одновременно с ростом дефицита увеличилась доля «непроизводительных расходов» - в первую очередь за счет наращивания финансирования национальной обороны, а также некоторого роста процентных расходов и расходов на социальную политику.
2.2. Анализ структуры доходов бюджета РФ
Рассмотрим особенности бюджетного процесса на федеральном уровне.
В 2016 г. были внесены изменения в законодательство, определившие особенности бюджетного процесса на федеральном уровне. В частности, поправки, внесенные Федеральным законом от 30 марта 2016 г. № 71-ФЗ «О приостановлении действия абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации», направлены на оптимизацию процедур корректировки государственных (муниципальных) программ. С учетом сложной экономической ситуации было приостановлено еще на один год (до 1 января 2017 г.) действие положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающего приведение до 1 апреля 2016 г. государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете.
В ходе принятия федерального бюджета на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. произошел возврат к трехлетнему бюджетному планированию. При этом на сроки рассмотрения нового законопроекта, а также на внесение изменений в действующий закон о федеральном бюджете на 2016 г. повлияло проведение выборов депутатов Государственной Думы. Для того чтобы обеспечить принятие федерального бюджета на 2017-2019 гг. уже новым составом Государственной Думы, выборы депутатов были перенесены на сентябрь. При этом, как и в 2015 г., правительство Российской Федерации вносило законопроект на месяц позже (к 1 ноября, а не к 1 октября). В частности, именно Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 158-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на оптимальное выстраивание бюджетного процесса и создание условий для эффективной работы Государственной Думы седьмого созыва над проектами законов о федеральном бюджете, а также о бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2017-2019 гг. Этот закон создал правовые основания для внесения правительством Российской Федерации до 1 ноября 2016 г. в Государственную Думу проектов данных федеральных законов. Еще одним важным моментом было то, что рассматриваемый федеральный закон приостановил до 1 января 2017 г. действие положений ст. 199 БК РФ, устанавливающих «бюджетное правило» для федерального бюджета.
Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» был принят в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг., а также для закрепления возможности по оперативному перераспределению бюджетных ассигнований по специальным расходам. Указанный Федеральный закон приостановил до 1 января 2017 г. действие норм абз. 8 п. 3 ст. 184.1, абз. 5 п. 2 ст. 199 и норму ст. 205 БК РФ об утверждении в составе основных характеристик бюджета условно утверждаемых расходов, для обеспечения в установленных ограничениях уровня дефицита федерального бюджета на 2017-2019 гг.
Также отметим, что «Основные направления бюджетной политики на 2017-2019 гг.» были подготовлены Минфином практически перед самым внесением законопроекта в Государственную Думу, что свидетельствует о формальной (технической) роли подобных документов.
Можно выделить и ряд особенностей бюджетного процесса, касающихся Закона о федеральном бюджете на 2016 г. Во-первых, впервые после перехода на трехлетний бюджет на федеральном уровне (начиная с периода 2008-2010 гг.) бюджет изначально принимался только на один год без утверждения параметров планового периода (в 2009 г. бюджет на 2009-2011 гг. стал однолетним уже в ходе его исполнения). Во-вторых, поправки в закон вносились лишь один раз параллельно с обсуждением и принятием нового бюджета на 2017-2019 гг.
Рассмотрим базовые параметры федерального бюджета.
В 2016 г. доходы федерального бюджета составили 15,7% ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже их значения за 2015 г. (в номинальном выражении сокращение не превысило 1,5% - табл. 7). Сокращение совокупных доходов федерального бюджета было вызвано резким падением нефтегазовых доходов, которые в 2016 г. даже в номинальном выражении упали на 17,4%, а в долях ВВП - на 1,4 п.п. При этом более глубокого падения совокупных доходов федерального бюджета удалось избежать благодаря заметному росту ненефтегазовой составляющей: рост ненефтегазовых доходов в долях ВВП составил около 0,7 п.п. ВВП (номинальный рост достиг 10,5%).
Таблица 7
Основные параметры федерального бюджета в 2012-2016 гг., % ВВП[9]
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Изменение в 2016 г. относительно 2015 г., п.п. ВВП |
|||
Закон о ФБ на 2016 г.* |
Закон о ФБ на 2016 г. с поправками** |
факт |
||||||
Доходы |
19,2 |
18,3 |
18,6 |
16,4 |
17,5 |
16,1 |
15,7 |
-0,7 |
В том числе: |
||||||||
нефтегазовые доходы |
9,8 |
9,3 |
9,7 |
7,0 |
7,7 |
5,8 |
5,6 |
-1,4 |
ненефтегазовые доходы |
9,4 |
9,0 |
8,9 |
9,4 |
9,8 |
10,4 |
10,0 |
0,6 |
Расходы |
19,3 |
18,8 |
19,0 |
18,8 |
20,5 |
19,8 |
19,1 |
0,3 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
-0,1 |
-0,5 |
-0,4 |
-2,4 |
-3,0 |
-3,7 |
-3,4 |
-1,0 |
Ненефтегазовый дефицит |
-9,9 |
-9,8 |
-10,1 |
-9,4 |
-10,7 |
-9,3 |
-9,1 |
-0,3 |
ВВП, млрд руб. |
66 927 |
71 055 |
77 893 |
83 233 |
78 673 |
82 815 |
85 881 |
|
Цена за баррель нефти марки Urals, долл./барр. |
110,6 |
108,0 |
97,6 |
51,2 |
50,0 |
41,0 |
41,9 |