Файл: Налоги как цена услуг государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расходы федерального бюджета за 2016 г. составили 19,1% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП выше уровня 2015 г. (в номинальном выражении расходы увеличились на 5%). Рост расходов происходил за счет как процентных, так и непроцентных статей: рост расходов на обслуживание долга составил 19,8%, а непроцентных - 4,6%. Подробнее динамика расходов по отдельным направлениям рассмотрена ниже.

В 2016 г. продолжилось наращивание объема дефицита федерального бюджета, который достиг 3,4% ВВП, что на 1,0 п. п. ВВП превышает уровень 2015 г. Одновременно продолжилось начатое в 2015 г. сокращение ненефтегазового дефицита: его объем составил 9,1% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП ниже значения 2015 г. Другими словами, в последние годы де-факто происходит снижение зависимости федерального бюджета от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей. Так, доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов последовательно снижалась с 51% в 2014 г. до 43% в 2015 г. и 35% в 2016 г. Наметившийся тренд в значительной степени связан с существенным падением объема (и, соответственно, доли) нефтегазовых доходов и сокращением доли нефтегазового сектора в ВВП страны. Так, при номинальном росте ВВП за 2016 г. на 3,2%, по разделу «Добыча полезных ископаемых» произошло увеличение производства лишь на 1,4%, что повлекло снижение его доли в структуре ВВП на 0,2 п. п. В то же время физический объем валовой добавленной стоимости по разделу «Добыча полезных ископаемых» за 2016 г. вырос на 0,2%, притом что физический объем ВВП за аналогичный период сократился на 0,2%. Таким образом, падение доли раздела «Добыча полезных ископаемых» в ВВП обусловлено неблагоприятной ценовой конъюнктурой на экспортируемые энергоносители.

Традиционно при планировании нового бюджета используется наиболее консервативный вариант макроэкономического прогноза, что, с одной стороны, облегчает его последующее исполнение, а с другой - несколько ограничивает возможности влияния бюджетной политики на экономическое развитие. Однако в 2016 г. даже наиболее консервативный вариант прогноза оказался излишне оптимистичным. Значения ряда базовых макроэкономических параметров оказались ниже прогнозных: цена на нефть (41,6 долл. за баррель вместо 50 долл.), темпы роста ВВП (-0,2% вместо +0,7%), инфляция (5,4% вместо 6,4%). Это привело к необходимости корректировки всех базовых параметров федерального бюджета, причем дефицит бюджета превысил изначально планировавшиеся 3% ВВП (табл. 7). В итоге это позволяет предположить, что макроэкономический прогноз может отчасти использоваться в качестве инструмента формирования целевых параметров бюджета и его балансировки на этапе принятия (для соблюдения всех норм Бюджетного кодекса) с последующей корректировкой уже в ходе исполнения бюджета, что снижает прозрачность бюджетного процесса в целом.


Рассматривая проблему сбалансированности федерального бюджета, важно отметить, что цена на нефть, при которой бюджет 2016 г. был бы сбалансирован, должна была составлять 107-110 долл./барр. Напомним, что сбалансированность бюджета в 2008 г. была бы достигнута при цене нефти в 57,5 долл./барр. Это свидетельствует об активном наращивании расходов за рассматриваемый период и об увеличении бюджетных рисков, связанных с изменчивостью и трудной предсказуемостью мировых цен на энергоносители.

Рассмотрим основные доходные источники бюджета РФ.

Параметры исполнения доходной части федерального бюджета за 2016 г. по объемам и структуре представлены в табл. 8. Совокупные доходы федерального бюджета в 2016 г. снизились на 0,7 п.п. ВВП относительно уровня 2015 г. Динамика доходов федерального бюджета продолжает определяться объемами поступления нефтегазовой составляющей, несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению зависимости бюджета от НДПИ и экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Так, сокращение нефтегазовых доходов достигло 1,4 п.п. ВВП к уровню 2015 г. При этом ненефтегазовая компонента доходов федерального бюджета выросла на 0,7 п. п. ВВП, что позволило частично компенсировать падение нефтегазовой составляющей.

Таблица 8

Поступления основных налогов в федеральный бюджет в 2012-2016 гг.[10]

% ВВП

Изменение в 2016 г. от­носительно 2015 г., п.п. ВВП

2012

2013

2014

2015

2016

Доходы, всего

19,2

18,3

18,3

16,4

15,7

-0,7

Нефтегазовые доходы

9,6

9,2

9,4

7,0

5,6

-1,4

Из них:

НДПИ

3,6

3,5

3,6

3,8

3,3

-0,5

вывозные пошлины

6,1

5,7

5,8

3,3

2,3

-0,9

Ненефтегазовые доходы

9,6

9,1

8,9

9,4

10,0

+0,7

Из них:

налог на прибыль организаций

0,6

0,5

0,5

0,6

0,6

0,0

НДС на товары, реализуемые на терри­тории РФ

2,8

2,6

2,8

2,9

3,1

+0,2

НДС на товары, ввозимые на террито­рию РФ

2,5

2,4

2,2

2,1

2,2

+0,1

акцизы на товары, производимые на территории РФ

0,5

0,6

0,7

0,6

0,7

+0,1

акцизы на товары, ввозимые на терри­торию РФ

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,0

ввозные пошлины

1,1

1,0

0,8

0,7

0,6

0,0

вывозные пошлины

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,0


В целом снижение нефтегазовых доходов в 2016 г. вызвано заметным падением цен на нефть, причем эти бюджетные потери частично были компенсированы ослаблением курса рубля к доллару США. В структуре нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2016 г. доминирующая роль принадлежит поступлениям от НДПИ на фоне снижающейся с 2015 г. доли вывозных пошлин (в результате реализации «налогового маневра»). Объем поступлений от НДПИ снизился на 0,5 п.п. ВВП против уровня 2015 г., а сокращение поступлений вывозных пошлин оказалось почти в 2 раза больше - 0,9 п.п. ВВП. Снижение поступлений вывозных пошлин на энергоносители могло оказаться еще больше в случае непринятия решения о сохранении базовой ставки на уровне 2015 г. (о чем уже говорилось выше). Данные законодательные изменения, по сути, нарушившие логику проведения «налогового маневра», способствовали снижению потерь федерального бюджета вследствие падения нефтяных цен.

Рост ненефтегазовых доходов федерального бюджета связан с увеличением как поступлений по ряду налогов, так и неналоговых доходов в результате поступления дополнительных доходов по операции частичной приватизации ПАО «Роснефть» (около 700 млрд руб. Данные доходы отражаются в доходной части бюджета вследствие многоуровневой структуры владения государством акциями ПАО «Роснефть» (через ОА «Роснефтегаз»; все доходы от продажи поступили в федеральный бюджет в декабре 2016 г. в счет выплаты дивидендов по акциям в 2017 г. по итогам 2016 г.). В части налоговых доходов поступления от НДС на товары, реализуемые на территории РФ, увеличились на 0,2 п.п. ВВП, а доходы от НДС на импортные товары, как и от «внутренних» акцизов, выросли на 0,1 п.п. ВВП. Объем поступлений по ввозным пошлинам, налогу на прибыль организаций, акцизам на импортные товары и вывозным таможенным пошлинам (кроме нефтегазовой составляющей) в 2016 г. оказался на уровне 2015 г.

Заключение

В настоящее время прямые налоги в РФ являются основным стабильным и постоянным источником формирования бюджетов всех уровней.

Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К прямым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на наследство; налоги на доход с недвижимого имущества; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж, ресурсные платежи и др.


Роль косвенных налогов в налоговой системе РФ велика. Можно говорить о том, что за годы экономических реформ в России сложилась налоговая система с ярко выраженной ориентацией на косвенное налогообложение, и основное место в ней занимают НДС, акцизы, таможенная пошлина. Это обусловливается «функциональной специализацией» косвенных налогов - обеспечение стабильных доходных поступлений в бюджет в условиях незначительного экономического роста, низких доходов населения.

Направления развития косвенного налогообложения в РФ вполне соответствуют международным тенденциям. При этом специфика российских социально-экономических условий обуславливает особенности налоговых преобразование в целом и косвенных налогов в частности.

Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.

Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.

Список литературы

1. Владимирова М.П. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Владимирова, Маргарита Петровна. - М.: КНОРУС, 2014. - 232c.

2. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Евстигнеев, Евгений Николаевич. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 288c.

3. Кириллова О.С. Налоги и налогообложение: курс лекций / Кириллова, Ольга Святославовна, Муравлева, Татьяна Витальевна. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2016. - 317c.


4. Климова М.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Климова, М. А. - М.: РИОР, 2015. - 160c.

5. Ковалева А.М. Финансы : учеб. пособие / под peд. А. М. Ковалевой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2017. - 416 с.

6. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Косолапов, Александр Ильич. - М.: Дашков и К, 2016. - 872c.

7. Майбурова, И.А. Налоги и налогообложение. - М. : ЮНИТИ, 2016. - 519 с.

8. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: Курс лекций / Мамрукова, Ольга Ильинична. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2015. - 330c.

9. Миляков Н.М. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Миляков, Николай Викторович. - М.: КНОРУС, 2015. - 656c.

10. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учеб. / Пансков, Владимир Георгиевич. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 464c.

11. Паскачев, А.Б. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А. Б. Паскачев. - М. : Высшее образование, 2015. - 384 с.

12. Перов А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Перов, Александр Владимирович, Толкушкин, Александр Владимирович. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 720c.

13. Петров, М.А. Налоговая система и налогообложение в России: учеб. пособие / М. А. Петров. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 404 с.

14. Романовский, М.В. Налоги и налогообложение. - СПб. : Питер, 2015. - 522 с.

15. Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Сердюков, Анатолий Эдуардович, Вылкова, Елена Сергеевна, Тарасевич, Алексей Леонидович. - СПб.: Питер, 2015. - 752c.

16. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Тарасова, В. Ф., Савченко, Т. В., Семыкина, Л. Н. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 288c.

17. www.gks.ru - Федеральная Служба Государственной Статистики

  1. www.gks.ru - Федеральная Служба Государственной Статистики

  2. www.gks.ru - Федеральная Служба Государственной Статистики

  3. www.gks.ru - Федеральная Служба Государственной Статистики

  4. www.gks.ru - Федеральная Служба Государственной Статистики

  5. www.gks.ru - Федеральная Служба Государственной Статистики

  6. www.gks.ru - Федеральная Служба Государственной Статистики

  7. www.gks.ru - Федеральная Служба Государственной Статистики

  8. www.gks.ru - Федеральная Служба Государственной Статистики

  9. www.gks.ru - Федеральная Служба Государственной Статистики

  10. www.gks.ru - Федеральная Служба Государственной Статистики