Файл: Налоги как цена услуг государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги – одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

В соответствии с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Целью данной работы является анализ роли налогов и налогообложения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить понятие и принципы налогообложения;

- определить теоретические аспекты прямого и косвенного налогообложения;

- рассмотреть поступления основных налогов в бюджетную систему РФ;

- провести анализ структуры налоговых доходов бюджета РФ.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения

1.1. Понятие и принципы налогообложения

Налоги - сложная и многофункциональная стоимостная экономическая категория, прошедшая длительный исторический путь становления, как в теории, так и на практике.

Налог являются одним из основных понятий финансовой науки. Поскольку на практике реальный процесс налогообложения осуществляется государством, то он зависит от степени развития его демократических форм. Поэтому финансовая наука исследовала экономическую природу налога в рамках учения о государстве.


Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях.

В юридической литературе под принципами понимаются закрепленные в действующем законодательстве основополагающие идеи и начала, в которых воплощается сущность норм права, а также основные магистральные направления государственной политики в области правового регулирования, которые выступают во многих случаях высшими ориентирами правомерного поведения участников регулируемых отношений.

В юридической науке распространена следующая классификация принципов: общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

Общеправовые принципы закрепляются в нормах Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (далее - Конституция РФ), относятся к праву в целом, выделяются во всех его отраслях. К ним относятся законность, гуманизм, презумпция невиновности, свобода, равенство и др.

Межотраслевые и отраслевые принципы изучаются и раскрываются отдельными отраслями права, производны от общеправовых принципов, развивают и конкретизируют их применительно к двум пли нескольким отраслям права или какой-либо одной из них. Принципы именуются межотраслевыми, если распространяют свое действие на две или более отрасли права. В свою очередь, отраслевые принципы действуют в пределах одной отрасли.

Представляется, что принципы налогообложения являются отраслевыми, поскольку они получили свое развитие в связи с формированием теоретических основ налогового права, законодательства о налогах и сборах и правоприменительной практики. Общими их можно назвать лишь применительно к системе налогообложения, а не к праву в целом.

Некоторыми учеными отмечается проблема отсутствия систематизации принципов налогообложения, которые способствовали бы построению логичной, внутренне согласованной, стабильной и справедливой системы налогового законодательства, обеспечивающей права и свободы человека и гражданина, а также сочетающей интересы органов власти различных уровней, учитывая федеративную форму государственного устройства Российской Федерации.

В налоговом законодательстве не определен перечень принципов налогообложения, но в юридической и экономической науке выделяют такие, как законность, справедливость, определенность, всеобщность и равенство, экономическая обоснованность, единое экономическое пространство, презумпция невиновности, соразмерность, единство налоговой системы, самоначисление, равное налоговое бремя и др.


Чтобы понять, как проявляется действие принципов налогообложения на общественные отношения в сфере налогообложения, раскроем содержание некоторых из вышеназванных.

1. Принцип законности налогообложения. Реализуется в двух аспектах. Во-первых, нормы права соблюдаются всеми участниками налоговых правоотношений, в том числе государством (сфера реализации права). Во- вторых, правотворчество должно осуществляться законодателем в соответствии с требованиями к форме и содержанию, а также в соблюдении процессуального порядка подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов. Принятые нормативные правовые акты не должны противоречить вышестоящим по юридической силе (сфера правотворчества).

В ст. 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Так, законно установленными считаются налог или сбор, взимаемые только на основе закона. Лишь закон, отличный качествами определенности, стабильности и особым порядком принятия, может служить источником достоверных данных для исполнения налоговой повинности налогоплательщиком.

- Принцип всеобщности и равенства, пли принцип недискриминации. Суть данного принципа состоит в том, что право распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации, всех физических и юридических лиц.

Всеобщей декларацией прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») 10 декабря 1948 г., и Конституцией РФ установлен запрет на любую форму дискриминации человека (в отношении расы, цвета кожи, национальности, религии, пола и др.), а также провозглашается равенство всех перед законом и судом.

Статья 56 Налогового кодекса РФ регламентирует запрет на установление налоговых льгот индивидуального характера, так как налоговое бремя, сниженное для одних налогоплательщиков, автоматически возрастает для других.

- Справедливость налогообложения. Закреплена в ст. 56 Налогового кодекса РФ. Так, принцип справедливости означает, что при установлении налогов и сборов должна учитываться фактическая способность их уплаты налогоплательщиком.

- Принцип единства системы налогов и сборов. Происходит из принципа единства экономического пространства, согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.

Единство системы налогов и сборов обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Так, федеральные налоговые органы относятся к ведению Российской Федерации, в свою очередь, региональные налоговые органы являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами субъектов РФ.


Следует отметить, что исчерпывающий перечень налогов и сборов закреплен Налоговым кодексом РФ. Так, не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

- Принцип определенности налогообложения. В законодательстве должны быть четко сформулированы все элементы налогообложения, т.е. определены конкретный налог пли сбор, время уплаты, а также порядок его исчисления и уплаты. Взимание налога, не соответствующего принципу определенности, не допускается.

Данный принцип обеспечивает контролируемость системы налогов и сборов: с одной стороны, способствует добросовестному исполнению налогоплательщиками своих обязанностей, а с другой - предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов.

6. Принцип самоначисления заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно определяет налогооблагаемую базу при налогообложении, рассчитывает размер налога и уплачивает его в бюджет, а налоговые органы контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.

Таким образом, принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.

1.2. Прямые налоги в РФ, их характеристика

Все существенные моменты, входящие в определение налога, наиболее ясно выступают в прямых налогах.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения. Прямые налоги являются обязательными.

Прямые налоги делятся на реальные и личные налоги.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога — относительно сложный расчет его суммы. Прямые налоги — налог на прибыль; налог на имущество; налог на доходы физического лица. Налог на прибыль — налогом облагается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налог на имущество организаций — облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС.


Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.

Прямые налоги обнимают собой налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых эти доходы получаются. Такими источниками являются труд, земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств.

Самым идеальным налогом представляется налог, взимаемый непосредственно с доходов плательщиков. Но, к сожалению, это далеко не всегда возможно.

В тех случаях, когда доходы, получаемые частными хозяйствами, очевидны и поддаются точному измерению, как, напр., жалованья чиновникам, проценты по ценным бумагам и т. п. - налоги могут быть взимаемы с этих действительных или хозяйственных доходов. Но такие случаи сравнительно редки, а большинство налогов соразмеряется с вероятными, так называемыми финансовыми, доходами частных хозяйств. Все эти прямые налоги, при которых масштабом обложения служат истинные или предполагаемые доходы, составляют группу налогов подоходных, в узком значении этого слова, тогда как в широком смысле все налоги подоходные.

Часто же стараются обойти затруднения, встречающиеся при определении облагаемых доходов, тем, что устанавливают налоги не на доходы, а на источники таковых.

Так получаются 2 категории прямых налогов:

1) налоги на доходы,

2) налоги на источники доходов.

Прямые налоги распадаются также на налоги личные и налоги вещные или имущественные.

Каждый из этих видов налогов, в свою очередь, распадается на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному и т. д., - имущественные налоги могут простираться:

1) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома,

2) на движимые имущества.

При устройстве прямых налогов самым существенным моментом является оценка объектов обложения. Эта операция называется податным кадастром, который всегда должен предшествовать распределению и взиманию прямых налогов.

1.3. Косвенные налоги в РФ, их характеристика

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.