Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках в России).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Административные барьеры на отраслевых рынках
1.1 Понятие административных барьеров на отраслевых рынках
1.2 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках
1.3. Экономическое содержание отраслевых барьеров и их роль в функционировании рынка
2. Российские формы административных барьеров на отраслевых рынках
2.1 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках в России
2.2. Подходы к оценке уровня отраслевых барьеров
2.3. Борьба с административными
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одним из ведущих факторов реализации монополистической власти в системе экономических отношений выступают возможность установления субъектом власти барьеров на пути развития конкуренции.
Сложность или невозможность их преодоления создает субъекту монополистической власти максимально комфортные условия хозяйствования и способствует усилению его влияния. Такими барьерами выступают условия объективного и субъективного характера, ограничивающие или не позволяющие новым хозяйствующим субъектам начать работу в пределах поля власти монополии. Их наличие способствует ограничению потенциальной конкуренции, посредством повышения уровня риска деятельности и в самом поле власти, т.е. ограничивающие условия, обеспечивают субъекту монополистической власти защиту, как от внешней конкуренции, так и от изменений во внутренней среде ее функционирования.
Отличительной чертой современных российских рынков являются существенные ограничения конкуренции всех его агентов. Так, в последние годы в российской научной экономической литературе были выявлены существенные структурно-технологические и поведенческие барьеры входа для рынков автомобильного бензина, рынка алюминия, лесопромышленного комплекса, рынка сахара; машиностроения; рынка авиационных пассажирских перевозок; сектора общественного питания и услуг и др. Важнейшими инструментами такого ограничения конкуренции признают высокие входные барьеры, отсутствие динамичности структуры большинства отраслей, высокую концентрацию отраслей, а также второстепенность отечественного рынка для крупнейших национальных продавцов, активно конкурирующих на глобальном рынке, что объективно осложняет задачи развития конкуренции. На подобных рынках выше стимулы участников к отказу от соперничества, выше и возможности крупных компаний ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке.
Целью данной работы является характеристика и рассмотрение российских форм административных барьеров на отраслевых рынках.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Раскрыть сущность административных барьеров на отраслевых рынках.
2. Охарактеризовать российские формы административных барьеров на отраслевых рынках, в т.ч. выявить меры по борьбе с административными барьерами на отраслевых рынках России.
Объектом исследования в работе являются административные барьеры на отраслевых рынках.
Предметом исследования являются современные методы сбора, обработки и анализ данных об уровне барьеров на конкретном рынке, а также методика построения теоретических моделей поведения фирм при угрозе входа конкурентов.
Основными методами исследования являются: метод экспертных оценок, статистический метод, табличный и графический методы, системный анализ, сравнительный анализ, факторный анализ структурный анализ и трендовый анализ.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанные направления помогут:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе ситуаций, связанных со входом фирм на товарный рынок, предлагать способы их решения с учетом критериев экономической эффективности, оценки рисков и возможных последствий для фирм;
- строить на основе описания ситуаций стандартные экономические модели действия барьеров на товарных рынках, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цели и задачи, предмет и объект исследования, описана теоретическая и методическая основа исследования, раскрыта информационная база и обозначена практическая значимость работы.
В заключении подведены итоги курсовой работы, сформулированы основные выводы по результатам исследования административных барьеров входа на российских рынках.
Список использованных источников и литературы включает в себя 37 наименований.
1. Административные барьеры на отраслевых рынках
1.1 Понятие административных барьеров на отраслевых рынках
Отличительной чертой современных российских рынков являются существенные ограничения конкуренции всех его агентов. Так, в последние годы в российской научной экономической литературе были выявлены существенные структурно-технологические и поведенческие барьеры входа для рынков автомобильного бензина, рынка алюминия, лесопромышленного комплекса, рынка сахара; машиностроения; рынка авиационных пассажирских перевозок; сектора общественного питания и услуг и др. Важнейшими инструментами такого ограничения конкуренции признают высокие входные барьеры, отсутствие динамичности структуры большинства отраслей, высокую концентрацию отраслей, а также второстепенность отечественного рынка для крупнейших национальных продавцов, активно конкурирующих на глобальном рынке, что объективно осложняет задачи развития конкуренции. На подобных рынках выше стимулы участников к отказу от соперничества, выше и возможности крупных компаний ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке.
В зависимости от причин, вызывающих возникновение барьеров принято выделять:
1) стратегические (субъективные) барьеры, появление которых вызвано сознательным поведением компаний, уже действующих на рынке (фирмы-старожилы), по недопущению на рынок новых компаний (фирмы-новички);
2) нестратегические (объективные) барьеры, появление которых вызвано действием объективных факторов, независящих от поведения компаний, уже действующих на рынке.
1.2 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках
Государство законодательно определяет организационно-экономический уровень и направления развития, правил функционирования отраслевых. Выполняя свои функции по управлению национальной экономикой реализует в каждый определенный период времени инвестиционную, налоговую, таможенную политику, правила разработки недр, использования угодий, запасов, земли; вводит нормы обязательного страхования, устанавливает показатели срока окупаемости капитала, формирует среднюю прибыль, воздействует на ценообразование. Реализация данных мероприятий усиливает устойчивость и непреодолимость барьеров, формируя «барьерный» характер регулирования, что влечет ряд существенных негативных последствий для экономики.
Во-первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за неэффективного использования ресурсов. Экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности складываются из двух составных частей: трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен, т.е. прямые потери; и снижения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости, т.е. косвенные потери. Наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок, прежде всего малого и среднего бизнеса, что снижает уровень конкуренции и, соответственно, общей эффективности экономики. Например, по данным исследования совокупных прямых потерь экономики России от наличия административных барьеров, проведенного под руководством В.Л. Тамбовцева, ежемесячные дополнительные издержки от преодоления административных барьеров в сфере торговли и производства составили от 18 до 19 млрд. руб. Во-вторых, барьеры не решают тех проблем, ради решения которых они, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективных методов государственного регулирования. В-третьих, «барьерный характер экономики создает благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в «барьерный» бизнес.
Административные барьеры в краткосрочном периоде приносят доход в казну государства, но в долгосрочном способствуют сдерживанию экономической активности и формируют базу для коррупции, ибо там, где есть возможность что-то разрешать в деятельности субъектов рынка, всегда возникает вполне объяснимое ожидание благодарности.
Количественно уровень высоты административных барьеров Можно оценить как функцию двух переменных: временных и денежных затрат. Время, потраченное на различные бюрократические процедуры (регистрация предприятия, лицензирование и т.д.), можно рассматривать с точки зрения упущенной выгоды. Денежные же затраты по преодолению административного барьера можно оценить как суммы обязательных платежей. Сравнивая функции по различным отраслевым рынкам, можно получить картину уровня административных барьеров в экономике.
Вместе с тем в качестве тактической (чрезвычайной) меры введение административных барьеров может быть оправдано на несостоятельных рынках. В качестве таких барьеров могут выступать:
- лицензирование коммерческой деятельности фирм;
- выдача разрешений на определенные виды бизнеса;
- распределение квот для фирм;
- принудительная сертификация продукции, оборудования;
- установление норм экологического контроля за состоянием окружающей среды;
- всевозможные ограничения на ввоз или вывоз ресурсов.
Административные барьеры являются составной частью инструментария государственного регулирования, которым можно творчески воспользоваться и в итоге повысить состязательность на данном отраслевом рынке, а можно применить напрямую и добиться сужения или исчезновения этого рынка.
Кроме введения административных барьеров любое государство законодательно формулирует правила функционирования отраслевых рынков и тем самым определяет их организационно-экономический уровень. Государство проводит в каждый период времени определенную инвестиционную, налоговую, таможенную политику, формулирует правила использования ресурсов на своей территории, в первую очередь порядок разработки недр, использования угодий, запасов, земли. Оно может вводить нормы обязательного страхования, устанавливать показатели срока окупаемости капитала, нормировать среднюю прибыль фирм, воздействовать на формирование ценообразования. Все перечисленные факторы также могут способствовать росту барьеров на отраслевом рынке.
Хозяйственная практика знает немало случаев, когда под грузом административных и организационно-экономических барьеров многие виды гражданской деятельности исчезали или влачили жалкое существование. Именно поэтому следует приветствовать инициативу российского правительства по сужению количества видов лицензируемой деятельности с нескольких сотен до нескольких десятков. Это, с одной стороны, позволит ослабить зависимость экономически активного населения от чиновничества, сузит основу для коррупции, но, с другой стороны, может привести к вседозволенности и бесконтрольности развития предпринимательской деятельности, которая дает не только положительные результаты.
1.3. Экономическое содержание отраслевых барьеров и их роль в функционировании рынка
Большинство современных массовых потребительских рынков характеризуется высокими значениями концентрации, а спрос обеспечивается сравнительно небольшим количеством фирм. Помимо объективных экономических процессов укрупнения и концентрации капитала, значительного числа сделок слияний и поглощений компаний, эти тенденции на зрелых рынках объясняются и достаточно редким появлением новых фирм.
Эмпирические наблюдения за развитием товарных рынков еще в середине XX в. показывали, что на отдельных из них уровень доходности устойчиво выше, чем на других рынках, хотя высокая прибыль должна привлекать новых участников, что, в свою очередь, должно сказываться на снижении доходности из-за обострения ценовой конкуренции. Это привело к предположению о существовании объективных обстоятельств, серьезно затрудняющих вход новых фирм, что впоследствии оформилось в теорию о барьерах входа, занимающую важное место в современной науке об отраслевых рынках.
С точки зрения экономической теории под барьерами входа следует понимать определенные факторы объективного или субъективного характера, не позволяющие новым компаниям организовать прибыльную деятельность, а также получить желаемую долю рынка.
Несмотря на множество подходов к определению понятия «барьеры входа», встречающихся в экономической литературе, все их объединяют следующие принципиальные аспекты:
- барьеры позволяют действующим операторам (фирмам) получать дополнительную прибыль;
- барьеры не дают новым участникам использовать благоприятные экономические и организационные условия в отрасли и на рынке, одновременно с этим обеспечивают конкурентные преимущества для действующих фирм;
- наличие барьеров всегда трансформируется в издержки для новых участников на их преодоление — чем выше барьеры, тем выше величина издержек.
Согласно российскому антимонопольному законодательству, под барьерами входа понимаются «обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке».