Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках в России).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Административные барьеры на отраслевых рынках
1.1 Понятие административных барьеров на отраслевых рынках
1.2 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках
1.3. Экономическое содержание отраслевых барьеров и их роль в функционировании рынка
2. Российские формы административных барьеров на отраслевых рынках
2.1 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках в России
2.2. Подходы к оценке уровня отраслевых барьеров
2.3. Борьба с административными
Рассмотрим основные виды административных барьеров в современной России.
1. Административные барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности.
Прежде всего, речь идет о запретах на занятие предпринимательской деятельностью. Конституция РФ провозглашает, что в нашей стране можно осуществлять любой, не запрещенный законодательством вид деятельности. Однако имеется указание на то, что запретить заниматься тем или иным видом предпринимательской деятельности может любой акт законодательства. Это означает, что норму, закрепленную и гарантированную Конституцией, может ограничить более низкий по юридической силе нормативно-правовой документ.
Кроме того, закон или другой акт законодательства не содержит требований к процедуре установления запрета на занятие тем или иным видом предпринимательской деятельности, нет и единого перечня таких видов деятельности. Имеющиеся же запреты носят преимущественно разрозненный характер и не всегда доступны для предпринимателей.
Сохраняются административные барьеры и при государственной регистрации предпринимательской деятельности. Введена регистрация по принципу «одного окна», что существенно упростило прежний порядок приобретения статуса хозяйствующего субъекта. Однако и новый порядок регистрации обременен определенными издержками, среди которых следует отметить:
- нарушение сроков регистрации;
- трудности с подготовкой отдельных документов, входящих в регистрационный пакет;
- сохраняющуюся практику принудительных выплат на различные социальные нужды.
Чтобы обойти регистрационные барьеры, предприниматель вынужден обращаться к посредникам, в лице которых могут выступать как коммерческие структуры, так и предприимчивые чиновники регистрирующего органа, оказывающие свои услуги за определенную плату.
Такие виды государственного регулирования, как лицензирование и сертификация, носят ограничительный характер, в связи с чем, в идеале, они должны применяться лишь в исключительных случаях, когда какая-либо деятельность или ее продукт несут в себе определенную угрозу для безопасности или жизнедеятельности общества. В действительности же эти инструменты государственного регулирования используются неоправданно широко, в результате чего они в большей своей части превратились в контроль «за бумагами», в способ давления на предпринимателя.
Кроме того, при получении лицензий и сертификатов наши предприниматели вынуждены собирать огромное количество требуемых документов и нести немалые финансовые издержки, включая зачастую и теневые выплаты. Нарекания вызывают также растягивание сроков прохождения процедур, дублирование или подмена инструментов регулирования (например, на один и тот же вид деятельности требуется получить лицензию и пройти обязательную сертификацию).
Наряду с вышеуказанными мерами свободу осуществления предпринимательства ограничивает разрешительная система. В отличие от лицензирования и сертификации процедура введения и применения этого инструментария регулирования законодательно не закреплена. Наиболее широко он используется в сфере торговли, по сути дела подменяя лицензии. Разрешения на торговлю табачными и алкогольными товарами называют лицензиями; сборы, взимаемые за право торговать, называют лицензионными; ответственность за осуществление торговли без разрешительного свидетельства - как за деятельность без лицензии. Здесь присутствуют практически все атрибуты лицензирования: специальные требования и условия, специальный орган контроля, специально устанавливаемая плата за право осуществления деятельности. Однако торговля не включена в перечень лицензируемых видов деятельности, отсутствует и ссылка на уровне закона о легальности применения подобной меры регулирования. В результате торговля на сегодняшний день является у нас одним из самых зарегулированных видов деятельности: к ней предъявляют требования о наличии специальной материально-технической базы и высокого минимального размера уставного фонда, применяют ограничения в реализации и приобретении товаров, высокую степень бумажной волокиты (введение различного рода расписок), постоянный контроль со стороны налоговых и других органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Такого рода меры ведут, как правило, к сокращению поступлений в бюджет налоговых платежей, ликвидации значительного числа предпринимательских структур, уходу большей части капитала «в тень».
2. Административные барьеры при получении доступа к материальным ресурсам.
Предприниматель, осуществляющий производственную деятельность, постоянно нуждается в приобретении сырья, материалов и комплектующих изделий (лес, металл, алюминиевый профиль, электроника, двигатели, ткани, фурнитура, пищевые добавки и т.д.). Однако в последнее время доступ к таким ресурсам существенно усложнился по следующим причинам:
- Существуют административные ограничения на свободное приобретение сырья, которые отражаются на себестоимости готовой продукции и делают ее неконкурентоспособной (зачастую именно в ценовом плане).
- В настоящее время существует проблема двойной уплаты НДС. Так, оптовые торговые предприятия освобождены от уплаты НДС при импорте сырья - его уплата перекладывается на плечи производителя, закупающего этот товар, который облагается НДС дважды: при производстве и при переработке. Это, в свою очередь, увеличивает издержки официальной деятельности покупателей данного ресурса и усиливает выгоды теневой деятельности, где цены ниже.
- Согласно действующему законодательству, хозяйствующие субъекты расчеты между собой могут производить исключительно безналичным путем, хотя реализовывать товар перечислением на территории республики могут только оптовые фирмы. Между тем оптовики сориентированы, прежде всего, на крупных потребителей, а производители - это в основном предприятия малого и среднего бизнеса, работающие с небольшими объемами сырья, но испытывающие потребность в более широком ассортименте. Ни одна оптовая фирма не в состоянии обеспечить производителей необходимым разнообразием сырья, материалов, комплектующих, фурнитуры и т.д. 4 Эти проблемы могли бы решать мелкооптовые фирмы, для деятельности которых правовое поле разработано не до конца.
- Реальный рынок предложений сырья и материалов сосредоточен в сфере наличных платежей. Причем наличные платежи осуществляются через розничную торговлю или через фирмы. Производителю, как известно, запрещено покупать за наличный расчет. Складывается ситуация, когда по закону одни не могут продать, а другие - купить. В результате, чтобы сохранить производство, рабочие места и т.д., производитель вынужден обходить закон, т.е. использовать возможности вне банковского оборота.
3. Административные барьеры при осуществлении текущей хозяйственной деятельности.
Немалые издержки несут предприниматели в связи с текущим контролем хозяйственной деятельности. Это и прямые затраты на уплату штрафов, и «отступные» проверяющим, и непроизводительные затраты времени. Практически все предприниматели считают, что в деятельности проверяемого всегда можно найти нарушение, так как наверняка найдется неправильно заполненный или будет отсутствовать «нужный» контролеру документ. Это признают и контролирующие инстанции. Суммы «отступных» варьируются от характера, степени тяжести правонарушения, а также от финансового состояния проверяемого. Весьма существенными остаются непроизводительные затраты времени. Хотя плановые проверки по закону должны проводиться не чаще одного раза в год и продолжаться не более 30 календарных дней, предприниматели указали в ходе опроса, проведенного в рамках исследования, что в среднем за год они «переживают» более 4 внеплановых проверок, в том числе со стороны налоговых органов (31% опрошенных), со стороны милиции (25%), пожарной службы (35%), санэпидемстанций (27%), прокуратуры (28%), банков (12%).
Немалые трудности имеются и с получением наличных денег со счета в банке. Ограничения по выдаче наличных денежных средств связаны в основном с мерами по сокращению вне банковского оборота. Однако на практике это ведет к сокрытию наличной выручки, наращиванию производства неучтенной продукции и снижению показателей официально реализованной продукции и оказанных услуг, к использованию схем незаконного обналичивания денег. Зная, что существуют такие ограничения, частный производитель постарается держать на банковском счете минимально необходимую сумму, поскольку его деньги на счете могут быть просто «заморожены».
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития задача «преодоление административных барьеров» не является четко выделенной задачей какого-либо органа федеральной исполнительной власти.
Рис.2. Виды отраслевых барьеров
2.2. Подходы к оценке уровня отраслевых барьеров
«Высота» барьеров и их «преодолимость» представляют собой в значительной мере субъективные и относительные понятия. Так, например, для отдельных глобальных транснациональных фирм вход на региональные или локальные рынки (например, территорию отдельной страны или ее административной единицы) вообще не представляет собой никакой сложности. Располагая значительными организационными и финансовыми ресурсами, имея широкую географию продаж и номенклатуру продуктов (следовательно, используя стратегию перекрестного субсидирования), такие фирмы осуществляют эффективную экспансию практически на любой рынок, функционируют в условиях самой агрессивной внешней среды. Зачастую единственным непреодолимым препятствием в таких случаях выступает жесткое ограничение входа со стороны государства.
Знание «высоты» барьеров и их оценка необходимы для следующих субъектов:
• органов государственной власти — им это требуется для проведения корректной промышленной политики, выработки обоснованных мер поддержки и защиты национальных производителей, реализации программ:
— поддержания оптимального уровня конкуренции на товарных рынках,
— пресечения монополистической деятельности,
— повышения качества мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение;
• действующих в отрасли {на товарном рынке) фирм — способность оценивать барьеры является для них необходимым условием проведения политики сдерживания входа (как способа роста конкурентоспособности и укрепления рыночной власти), правильного распределения ресурсов на поддержание своего положения в отрасли, нивелирования претензий со стороны антимонопольных ведомств;
• новых фирм, осуществляющих экспансию в новую для них отрасль с целью:
— диверсификации деятельности и мобилизации резервов роста, лежащих за пределами профильного бизнеса,
— стратегического либо портфельного инвестирования (для последнего исключительно важны перспективы быстрого и ликвидного выхода из отрасли),
— перевода капитала с сужающихся рынков на растущие и перспективные,
— защиты капитала в других юрисдикциях (например, офшорных).
Понимание высоты барьеров снижает для новых фирм потенциальные риски экспансии, позволяет выбрать оптимальные схемы интеграции в отрасль и способы преодоления барьеров.
Измерение и оценка барьеров представляют собой непростую методологическую задачу. Сложность оценки определена тем, что диапазон факторов, препятствующих входу, весьма широк, каждый из барьеров но-своему уникален, а информация об их характере зачастую недостаточна. Одновременно многие из известных видов барьеров с трудом поддаются формализации и количественной оценке.
В свою очередь, количественная оценка может осуществляться на базе множества разнородных измерителей — от денежных и технических параметров до временных рамок, что часто делает невозможным их сопоставление, унификацию или получение неких универсальных интегральных показателей.
Теория отраслевых рынков для измерения высоты барьеров оперирует следующими индикаторами.
Норма входа — рассчитывается как отношение количества вошедших за период фирм к общему числу фирм, действующих в отрасли на конец периода (чем выше норма, тем ниже барьеры).
Норма выхода — отношение количества покинувших за рассматриваемый период фирм к количеству оставшихся фирм на конец периода (чем выше норма, тем выше барьеры).
Норма проникновения — отношение объема выпуска вошедших фирм к совокупному отраслевому выпуску (чем выше норма, тем ниже барьеры). Процент выживаемости — отношение оставшихся из вошедших за определенный период фирм к общему количеству вошедших фирм, умноженное на 100% (чем процент выше, тем ниже барьеры).
Показатель роста — период времени, необходимый для достижения новыми фирмами размеров укоренившихся фирм (чем дольше период, тем выше барьеры).
Индекс барьера входа — отношение добавленной стоимости на одного занятого в крупных фирмах к добавленной стоимости на одного занятого в малых фирмах (чем выше индекс, тем выше барьеры).
Отдельные из приведенных показателей но своей сути неоднозначны и не всегда применимы для целей практической оценки. В частности, использование в качестве базы для сравнения числа действующих в отрасли фирм может искажать оценку, если в отрасли интенсивно осуществляются сделки слияний-поглощений либо юридическая реорганизация хозяйствующих субъектов. То же касается и показателей добавленной стоимости при различиях в формах организации деятельности (например, ряд фирм является участником вертикально интегрированных структур).