Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФАС для оценки барьеров использует методику, согласно которой прео- долимость барьеров входа на товарный рынок оценивается (путем экспертных опросов) на основе таких индикаторов, как сроки и величина затрат на преодоление барьеров.

Барьеры считаются преодолимыми, если затраты на преодоление экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

Анализ проводится как с позиций возможности потенциальных продавцов стать участниками рассматриваемого товарного рынка, так и с позиций возможности уже действующих на рынке хозяйствующих субъектов расширить производственные мощности или объем продаж.

При этом учитывается возможность наличия барьеров входа на товарный рынок для крупных хозяйствующих субъектов при отсутствии таких барьеров для малых хозяйствующих субъектов, и наоборот, что крайне важно для анализа, поскольку доступность и целесообразность тех или иных инструментов сдерживания входа либо преодоления барьеров неодинакова для разных по величине фирм.

В качестве дополнительных индикаторов оценки барьеров для антимонопольных целей часто используются и такие показатели, как индекс развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг, количество новых предприятий на тысячу человек населения в регионе, оценка состояния конкурентной среды (опрос руководителей фирм).

Вместе с тем экспертные опросы, осуществляемые антимонопольным ведомством и позволяющие получить отдельные оценки, носят весьма субъективный и приблизительный характер. Так, например, мнения представителей отраслевых союзов, экономических ведомств и бизнеса относительно уровня барьеров могут существенно различаться. Опросные оценки не формализованы, не подтверждаются соответствующим математическим аппаратом, часто они не учитывают тот факт, что барьеры по своей сути весьма динамичны, и их оценка должна учитывать такие обстоятельства, как характеристика продукта, общее состояние рынка, степень государственного регулирования и др.

2.3. Борьба с административными

барьерами на отраслевых рынках России

Борьба с административными барьерами является одним из аспектов деятельности по совершенствованию и развитию правовой базы. В то же время это достаточно специфичная область деятельности, напрямую затрагивающая интересы коррумпированных чиновников и поэтому она заслуживает отдельного рассмотрения.


Административные барьеры отрицательно сказываются на формировании рыночных отношений в масштабах страны:

- усиливается регионализация местных рынков и укрепляется локальный монополизм товаропроизводителей;

- ограничивается самостоятельность хозяйствующих субъектов, ущемляется свобода экономической деятельности;

- возникают препятствия для межрегионального перетока товаров, услуг, финансовых средств;

- снижаются общие объемы производства при росте цен в результате введения дополнительных налогов, запретов или квот на продажу продукции;

- усложняются начальные условия для создания новых предпринимательских структур.

По мнению ТПП РФ и территориальных палат, возможность преодолеть административные барьеры появится в том случае, если удастся обеспечить:

- равные возможности хозяйствования на товарных рынках, включая правовую регламентацию вопросов порядка и процедуры предоставления лицензий, а также государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов;

- повсеместное использование конкурсных принципов размещения государственного и муниципального заказов;

- устранение региональной обособленности товарных рынков и расширение товарообмена путем ликвидации созданных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и развитие системы, не допускающей принятия антирыночных административных решений;

- усиление контроля за принятием решений исполнительными органами власти по реализации актов своих законодательных органов.

Таким образом, на современном этапе существует проблема снижения негативного эффекта административных барьеров на товарных рынках, ее политическая и социальная значимость, рост теневых доходов вследствие нерешенности проблемы роли и границ вмешательства государства в этой сфере.

Заключение

В ходе выполнения реферата рассмотрена сущность и российские формы административных барьеров на отраслевых рынках.

В результате можно сделать следующие выводы.

Теоретическое обоснование термина «административные барьеры» вызывает много споров и обсуждается на многих уровнях.

Наиболее корректное определение административных барьеров дает П. Крючкова. Административные барьеры - это «формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров или услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки от ведения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от введения с учетом эффекта дохода». Ситуация получения рентного дохода от монопольного владения административным ресурсом представляется классической ситуацией силового доминирования.


В России введение в деловой и правовой оборот термина «административные барьеры» произошло на рубеже 1995-1998 годов.

Среди административных барьеров в России можно выделать следующие:

- Административные барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности (запреты на занятие предпринимательской деятельностью).

- Административные барьеры при получении доступа к материальным ресурсам (административные ограничения на свободное приобретение сырья, которые отражаются на себестоимости готовой продукции и делают ее неконкурентоспособной (зачастую именно в ценовом плане), проблема двойной уплаты НДС и др.).

- Административные барьеры при осуществлении текущей хозяйственной деятельности. Немалые издержки несут предприниматели в связи с текущим контролем хозяйственной деятельности. Это и прямые затраты на уплату штрафов, и «отступные» проверяющим, и непроизводительные затраты времени. Немалые трудности имеются и с получением наличных денег со счета в банке.

Таким образом, на современном этапе развития задача «преодоление административных барьеров» не является четко выделенной задачей какого-либо органа федеральной исполнительной власти.

Борьба с административными барьерами является одним из аспектов деятельности по совершенствованию и развитию правовой базы. В то же время это достаточно специфичная область деятельности, напрямую затрагивающая интересы коррумпированных чиновников и поэтому она заслуживает отдельного рассмотрения.

Список использованной литературы

1. Авдашева С.Б. Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений: Докл. Центра фундаментальных исследований в Инсти-туте анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ. Москва: НИУ ВШЭ, 2011.

2. Алейникова И.С., Евтюхов С.А., Лукьянов С.А. Определение входных барьеров в экономической теории и практике антимонопольной политики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Т. 11. №2.

3. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 2010.

4. Дегтяров А., Маликов Р. Институциональные факторы создания механизмов преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства // Вестник МГУ. С. 6. Экономика. 2009. №6.

5. Материалы форума по развитию предпринимательства и предприятий в РФ. Интернет-источник: //http:www.rcmse.ru.


6. Авдашева С.Б. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков: учебник. – СПб.: Эконом. шк., 2013. – 327 с.

7. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. – М.: Магистр, 2011. – 320 с.

8. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в Российской экономике. – М.: Эконом. фак., 1998 – 81 с.

9. Авдашева С.Б. Теория отраслевых рынков: учебник. – СПб.: Эконом. шк., 2015. – 624 с.

10. Бойцова Е.Ю. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 156 с.

11. Бутыркин А.Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования: учебник. – М.: Новый век, 2013. – 324 с.

12. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. – М.: Эконом. фак. МГУ; ТЕИС, 2011. – 253 с.

13. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – СПб.: Эконом. шк., 2012. – Т. 2. – 503 с.

14. Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 253 с.

15. Кабраль Л.Н. Организация отраслевых рынков: учебник. – Минск: Новое Знание, 2013.

16. Коуз Р.Г. Природа фирмы. Вехи экономической мысли / под ред. В.М. Гальперина // Теория фирмы. – СПб.: Эконом. шк., 2014. – Т. 2. – 321 с.

17. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. – М.: Бослен, 2012. – 528 с.

18. Микроэкономика: Теория и российская практика: учебник для студентов вузов эконом. специальностей / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2016. – 624 с.

19. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник. – М.: Экономика, 2012. – 815 с.

20. Пелих А.С. Экономика отрасли: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 321 с.

21. Порезанова Е.В. Экономика отраслевых рынков. – Саратов: Лотос, 2013. – 54 с.

22. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник. – М.: Юрайт, 2012. – 912 с.

23. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 442 с.

24. Степанов И.С. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. – 3-е изд. доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2014. – 221 с.

25. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 640 с.

26. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): учебно-метод. пособие. – М.: Дело и сервис, 2012. – 240 с.

27. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 375 с.

28. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: В 2 т. – СПб.: Эконом. шк. 2012. – 780 c.

29. Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм: учеб. пособие. Пер. с англ. Хитер Кен / под ред. В.В. Герасименко. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 723 с.