Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках в России).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Административные барьеры на отраслевых рынках
1.1 Понятие административных барьеров на отраслевых рынках
1.2 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках
1.3. Экономическое содержание отраслевых барьеров и их роль в функционировании рынка
2. Российские формы административных барьеров на отраслевых рынках
2.1 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках в России
2.2. Подходы к оценке уровня отраслевых барьеров
2.3. Борьба с административными
Однако здесь следует отметить, что само по себе начало деятельности (в разрешенных сферах, с соблюдением всех лицензионных требований и пр.) в большинстве случаев не является проблемой. Принципиальным же обстоятельством является начало именно прибыльной деятельности и получение определенной доли рынка, что на практике зачастую труднодостижимо.
Также выделяют понятие барьеров выхода, т.е. факторов субъективного и объективного характера, препятствующих покиданию отрасли без существенных невосполнимых издержек. Невосполнимые издержки — затраты фирмы, которые не могут либо окупиться в течение сроков деятельности фирмы, либо быть компенсированы при ее продаже.
Подобные невосполнимые издержки могут генерироваться различными обстоятельствами, например:
• весьма длительным производственным циклом создания продукции (отдельные отрасли животноводства, авиастроения, судостроения и пр.);
• низким уровнем рентабельности продукции и отдачи от вложенного капитала;
• низким уровнем ликвидности активов (основных средств).
Быстрый «выход» из таких отраслей также требует предоставления значимого дисконта потенциальному приобретателю активов, что приводит к убыточности и нецелесообразности таких сделок. Понимание и предвидение подобных обстоятельств уже на стадии бизнес-планирования может привести к решению о нецелесообразности инвестирования в подобные отрасли и сферы производства. Таким образом, барьер выхода трансформируется в барьер входа, в чем и выражается основная связь между этими явлениями.
Барьеры входа-выхода являются одной из ключевых характеристик структуры и состояния отраслевого рынка. В свою очередь, изучение и анализ барьеров как инструментов ограничения конкуренции, факторов торможения инвестиционных процессов, снижения рыночного предложения и стагнации рынка в целом занимают значимое место в современной антимонопольной и промышленной политике многих государств.
Рис.1. Классификация барьеров входа
На рис.1 представлена классификация отраслевых барьеров входа по ряду признаков. Отметим, что она не является исчерпывающей, однако отражает характеристики барьеров, важные для понимания их природы в рамках изучаемого курса «Теория отраслевых рынков».
Рассмотрим подробнее отдельные элементы данной классификации.
По источникам возникновения барьеры входа принято подразделять в экономической теории согласно классификации, предложенной Бейном:
• на возникающие в результате абсолютного преимущества в издержках у действующих (укоренившихся) в отрасли операторов, независимо от масштабов деятельности (объема выпуска и продаж товара);
• возникающие как следствие положительного эффекта от масштаба (относительные преимущества в издержках);
• являющиеся результатом дифференциации предложения (особой ценности для покупателей);
• обусловленные высоким уровнем необходимых первоначальных инвестиций (капиталовложений).
По сфере своего возникновения барьеры можно разделить на три крупные группы.
К экономическим, согласно методике Федеральной антимонопольной службы (ФАС), следует относить следующие ограничения:
• низкая доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
• потребность в значительных капиталовложениях при длительных сроках их окупаемости;
• издержки доступа к необходимым ресурсам, правам интеллектуальной собственности, информации;
• преимущества действующих операторов перед потенциальными участниками рынка по затратам на единицу продукции, по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;
• высокие рекламные бюджеты;
• транспортные ограничения и пр.
К административным в Российской Федерации относят ограничения, вводимые органами государственной власти, в частности:
• условия лицензирования отдельных видов деятельности;
• квотирование;
• ограничения ввоза-вывоза товаров;
• требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;
• предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;
• препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;
• условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;
• экологические ограничения, в том числе запрет на строительство производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;
• стандарты и предъявляемые к качеству требования.
К организационным барьерам следует причислить различные ограничения, возникающие в ходе изменения форм общественной организации деятельности (производства) в отрасли отдельных фирм либо отрасли в целом:
• различные формы горизонтального взаимодействия компаний, включая создание формальных и неформальных объединений (отраслевых союзов, картелей, совместных проектов и пр.);
• вертикальные объединения и различные формы вертикальных контрактов, влияющие на состояние конкуренции в отрасли и уровень рыночной власти отдельных фирм;
• сделки слияний и поглощений и пр.
По степени влияния фирм выделяют барьеры:
• нестратегические (структурные) — факторы объективного характера, мало зависящие от поведения действующих фирм, порождаемые фундаментальными условиями функционирования отрасли и конкретного товарного рынка (спросом, характером продукта, ресурсной базой, технологиями, государственным регулированием, традициями и пр.). К таким барьерам следует относить:
- емкость рынка (его капитализацию);
- объем инвестиционных ресурсов в основные средства, необходимых для выпуска продукции;
- различные требования со стороны органов государственной власти (см. административные барьеры), уровень криминализации и коррупции;
- уровень развития инфраструктуры отрасли и пр.;
• стратегические, которые являются следствием активности действующих в отрасли (на товарном рынке) компаний, в частности:
- создания резервных мощностей, для оперативного реагирования на изменение конъюнктуру рынка;
- агрессивных маркетинговых стратегий;
- использования широкого спектра ценовых инструментов, включая координацию ценообразования действующими фирмами для противодействия входу новых участников;
- различных форм недобросовестной конкуренции;
- защиты исключительных прав на технологии производства;
- установления контроля над ресурсной базой и каналами распределения продукции и пр.
Подобные стратегии компаний как инструмент ограничения конкуренции на товарном рынке находятся под пристальным вниманием антимонопольного ведомства и в ряде случаев прямо запрещены законодательством.
2. Российские формы административных барьеров на отраслевых рынках
2.1 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках в России
В России введение в деловой и правовой оборот термина «административные барьеры» произошло на рубеже 1995-1998 годов. В тот период в нашей стране преимущественно писали и говорили о проблемах развития малого предпринимательства: правовых, экономических, политических. Содержание отдельных проблем подразумевало наличие административных барьеров в отечественной экономике.
Массовое проникновение на рынок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие рынка услуг привело к тому, что меры, по сути своей исключительного характера, прежде всего, сертификация и лицензирование, стали применяться для контроля основной массы товаров и услуг. Такие масштабы входного контроля могли иметь только два возможных последствия. Если бы контроль осуществлялся реально, то с высокой вероятностью возникли бы запретительно-высокие издержки ведения хозяйственной деятельности, что, в крайнем случае, могло привести к практически полной остановке товарооборота. Однако на практике оказалось невозможным создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг именно из-за чрезвычайно широкого поля применения подобных механизмов. Реальный контроль качества был подменен контролем за бумагами. То есть фактически административные барьеры превратились в покупку права заниматься той или ной деятельностью или продавать тот или иной товар.
В качестве примера подобного выхолащивания содержания контроля можно привести систему обязательной сертификации. Закон РФ «О сертификации» был принят в 1993 г. Декларированная цель закона - оградить российский рынок от проникновения опасных товаров. В настоящее время под обязательную сертификацию попадают 80% номенклатуры товаров потребительского рынка. При таком объеме товаров, подлежащих обязательной сертификации, система не справляется с возложенными на нее задачами. По официальным данным Госстандарта, ежегодно имеет место порядка 2% отказов в сертификации. При этом более чем 30% продукции в последующем забраковывается уже в торговле. Это показывает, что сертификация сама по себе не является серьезным препятствием для проникновения на рынок некачественных товаров.
Подобная «торговля правом» может принимать различные формы. Во-первых, ее могут осуществлять государственные органы (система регистрации юридических лиц). Во-вторых, «барьерные» доходы могут поступать в частные коммерческие структуры. В большинстве случаев и та, и другая схема предполагает закрытую монополию, конкурентным является только рынок услуг обязательной сертификации. Понятна заинтересованность «операторов барьеров»: закрытая монополия, как правило, предполагает сверхвысокую рентабельность барьерного бизнеса. Себестоимость голограмм, которыми в обязательном порядке маркируется аудио - видео- и компьютерная техника, составляет 0,8 цента (около 2,3 коп.). Предпринимателям голограммы продаются по цене 5 руб. 83 коп. Даже если предположить, что накладные расходы по ввозу и распределению голограмм впятеро превышают себестоимость, несложно подсчитать, что рентабельность этого «бизнеса» составляет более 4000%.
Барьерные платежи носят характер экономической ренты. В значительном числе случаев рента присваивается конкретными экономическими агентами, которым передано эксклюзивное право на доходы от системы. Кроме того, сложность прохождения барьера может приводить к развитию рынка посреднических услуг. Такая ситуация является типичной для регистрации юридических лиц. При этом сложно сказать, являются ли подобного рода услуги рыночным способом снижения трансакционных издержек либо способом извлечения ренты, основанным на эксклюзивной связи с основным «оператором барьера», например, государственным регистрирующим органом.
Стоит также отметить, что создание входных барьеров приводит и к росту издержек предпринимателей, связанных с текущим контролем. Контроль за наличием или отсутствием определенных бумаг представляет собой привлекательное поле деятельности для проверяющих. Соответственно растут и издержки проверяемых, связанные с непроизводительными затратами времени и «теневыми» выплатами
Такая система функционирования барьерного регулирования приводит к «эффекту блокировки» (lock-in effect): любые попытки отменить определенные входные барьеры наталкиваются на сопротивление заинтересованных групп внутри государственного аппарата и коммерческих структур, делающих бизнес на «барьерах». Кроме того, в ведении новых барьеров заинтересованы не только те, кто снимает ренту непосредственно с этого барьера, но и те, кто осуществляет текущий контроль. Так что тенденция к расширению барьерного регулирования связана не только с неэффективностью существующих барьеров, но и с прямой экономической заинтересованностью групп специальных интересов.
Понятно, что фирмы и организации, действующие в этой сфере, заинтересованы в расширении барьеров. Так, первоначально при обсуждении необходимости маркирования продукции защищенными знаками соответствия предполагалось маркирование 12 товарных групп, в окончательном варианте Постановления Правительства №601 осталось только аудио-, видео- и компьютерная техника. При этом в соответствии с текстом Постановления это «первая группа товаров», неоднократно выдвигались предложения о ее расширении.
Неэффективность системы барьерного регулирования и прямая заинтересованность получателей рентного дохода приводит к мультипликации барьеров, введению дополнительных способы контроля и регулирования. Так, недостаточная эффективность системы сертификации привело к тому, что в регионах в дополнение к федеральной системе сертификации (и в нарушение соответствующего федерального законодательства) стали вводиться местные дополнительные системы идентификации некоторых товаров, затем было введено общегосударственное голографическое маркирование отдельных видов продукции (Постановление Правительства №601), Однако новые барьеры также оказываются неэффективными по изложенным выше причинам.