Файл: Антикризисное управление: цели и проблемы (на примере Кабардино-Балкарское отделение ОСБ №8631.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления

1.2 Управление персоналом предприятия как элемент антикризисных программ

1.3 Принципы и методы антикризисного управления персоналом

Глава 2. Анализ кадровой политики Кабардино-Балкарского отделения сбербанка России и антикризисных мер в управлении персоналом

2.1. Организационно-экономическая характеристика Кабардино-Балкарского регионального филиала ОСБ №8631

2.2 Анализ проблем в системе управления персоналом Кабардино-Балкарского ОСБ №8631

Глава 3. Направления совершенствования антикризисной стратегии управления персоналом на примере Кабардино-Балкарского ОСБ №8631

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом Кабардино-Балкарский ОСБ №8631

3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию антикризисной стратегии управления персоналом на примере Кабардино-Балкарского ОСБ №8631. и оценка их эффективности

Заключение

Список использованной литературы

В качестве специфических принципов, определяющих управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях можно отнести принципы оптимизации кадрового потенциала предприятия; принципы формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия; принцип комплементарности управленческих ролей на предприятии.

Группу специфических принципов можно разделить на две подгруппы. Принципы, относящиеся к убеждениям, которые создают доверие между работниками; разделяемые работниками этические ценности; политику полной занятости; повышение разнообразия работы; личное стимулирование; развитие неспециализированной карьеры; личное (на основе консенсуса) участие в принятии решений; неявный (установление системы ценностей) контроль вместо явного (основанного на цифровых показателях) контроля; развитие всесторонней культуры; холистический подход к оценке работников включены в первую подгруппу.

Десять «передовых принципов» включены во вторую эту подгруппу: сильная (официально признанная) вера в индивидуализм (уважение к личности); работа с кадрами, позволяющую осуществить на практике эту веру; единый статус всех работников; приглашение на работу в компанию специалистов высочайшего класса; продолжительное обучение работников, особенно высших управляющих; делегирование максимально возложенной ответственности на самые низкие уровни управления; преднамеренные ограничения, накладываемые на деятельность линейных управляющих; поощрение разногласий; развитие горизонтальных связей; институциализация изменений.

Принципы деятельности кадровых служб по отбору, расстановке, селекции, подготовке и переподготовке персонала ряд теоретиков относит к группе частных принципов.[11]

Решение этой проблемы представляет большую сложность, но продвижение к ее решению возможно при выявлении и формулировании общих принципов управления, носящих социально-экономическую и этическую направленность, и принципов, которые могут быть использованы в процессе управления персоналом преимущественно в ситуациях конкретного этапа жизнедеятельности организации (предкризисное состояние, выход из кризиса).

Следующие принципы можно отнести к группе общих принципов антикризисного управления: системности; равных возможностей; уважения человека и его достоинства; командного единства; горизонтального сотрудничества; правовой и социальной защищенности.


Рисунок 3. Целостная система антикризисного управления персоналом[12]

В системе антикризисного управления персоналом предприятия важное место занимают методы антикризисного управления, к которым следует отнести весь спектр мероприятий направленных на совершенствование структуры персонала в целях обеспечения ее соответствия текущим и стратегическим потребностям организации, а также совершенствование состава персонала: оптимизация численности, достижение высокой квалификации и «поливалентности» большинства работников.

Мероприятия по совершенствованию состава и структуры персонала и осуществляются непрерывно и составляют важнейшее содержание современных систем управления трудом. Для этого на предприятии ведется кадровое прогнозирование и планирование, производится наем, движение и высвобождение кадров, создается система ротации, реализуются программы развития персонала и т.п.[13]

Важным элементом оценки кадрового потенциала является проверка уровня компетентности руководящих сотрудников, при котором оцениваются не только их профессиональные знания и практический опыт работы в экстремальных ситуациях, организаторские способности, навыки работы в команде, но и инновационный опыт и одним из критериев оценки руководителей служит результативность (уровень рентабельности) подразделений, находящихся под их руководством.[14]

Программы по выводу предприятия из кризиса в области управления персоналом должны предусматривать своевременную постановку перед трудовым коллективом новых приоритетных целей и задач, предусматривать привлечение стимулирование работников к выработке решений и участию в управлении на разных уровнях, их сплочение.[15].

Весь арсенал методологических инструментов, включающий комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению относя к методам антикризисного управления (рис. 4).

Рисунок 4. Методы диагностики кризиса в организации[16]

Причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных показателей деятельности - диагностика кризисов в организации являются совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых и «узких» мест в системе управления. Как оценку деятельности компании с точки зрения получения общего управленческого эффекта, и как определение отклонений, существующих параметров системы от первоначально заданных, и как оценку функционирования организации в подвижной, изменяющейся внешней среде с целью предупреждения кризисов можно понимать диагностику.


Статистика, моделирование, прогнозирование, эксперимент, экспертиза, маркетинговые исследования и т. д. - инструменты диагностирования кризисного состояния, применяются в зависимости от типа кризиса и формы его проявления. Системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы позволяет рассматривать в совокупности целый ряд параметров, которые служат индикаторами кризисных явлений, нарастания угроз выполнению миссии фирмы, или, напротив, могут свидетельствовать о расширении возможностей организации. Когда ставится цель предупредить их возникновение, не допустить дальнейшего ухудшения показателей деятельности, тогда и данная методика является результативной на этапах раннего диагностирования кризисов

Рисунок 5. Диагностические методы антикризисного управления[17]

Проводимая в рамках системного подхода диагностика кризисов, дает возможность получить наиболее полное представление об исследуемом объекте. Часто используются в практике предприятий методы анализа, позволяющие с минимальными затратами сделать оценку рисков, финансового состояния, прогнозировать будущие тенденции развития.

Следующая группа методов антикризисного управления в организации – это методы преодоления кризиса в организации, особенность антикризисного управления организацией заключается в повышенной сложности управленческих процессов.

Совокупность методов, направленных с одной стороны, на уменьшение всех статей затрат, увеличение поступления денежных средств в организацию, необходимых для погашения долгов, а с другой – на рост объема продаж и получение соразмерной прибыли - управление организацией в ситуациях финансового кризиса и конечно же немаловажным является использование новых приемов управления, которые могут кардинально изменить существующую систему после реорганизации. К таким приемам относятся: использование ноу-хау, позиционирование торговой марки, оптимизация кадровой работы, борьба за качество, ценовая политика и т. д.

Наиболее важно сократить одни затраты и увеличить другие, которые могут сделать компанию прибыльной в ситуациях кризисного состояния. Необходим быстрый приток денежных средств в организацию. Не могут финансироваться только за счет внутренней экономии работы в выбранных стратегических направлениях. Возникает нужность привлечения заемных средств со стороны, что само по себе затруднительно, т. к. финансовый кризис предприятия зачастую означает его фактическое банкротство. Поэтому так важно определить оптимальное соотношение всех мер воздействия, необходимых для того, чтобы организация, сначала могло «удержаться на плаву», а затем начать новый более эффективный этап в своей деятельности.[18]


Основные методы преодоления финансового кризиса в организации включают:

-сокращение затрат;

-увеличение поступления денежных средств в организацию;

-проведение реструктуризации кредиторской задолженности;

-определение стратегии развития организации;

-проведение реорганизации или реструктуризации предприятия.

Так как организация является основным звеном экономики, то и кризисные явления в экономике проявляются наиболее ярко именно на субъектах хозяйствования важной является проблема управления в кризисной ситуации.

Система управления организациям, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предупреждение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы - антикризисное управление.

Работа с персоналом особенно важна для преодоления возникшего кризиса. Управление персоналом в ситуациях кризиса предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (планирование, отбор, подбор, расстановку и т. п.), но и совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера - демократический стиль управления, заботливое отношение к нуждам человека, учет его индивидуальных особенностей и пр.

Способность или неспособность организации преодолеть кризис зависит от желания и ориентированности работников на изменения.

В ситуациях кризиса на предприятии можно рекомендовать следующие принципы управления персоналом:

- приведение в соответствие профессионально-качественного уровня персонала инновационным процессам предприятия;

- управление продуктивностью труда персонала;

- внедрение инноваций, подразумевающих интенсивную реализацию качественно новых подходов к технологиям, производству, продукции, причем инновационные мероприятия следует рассматривать в аспекте его соответствия качественному уровню подготовленности персонала.


Глава 2. Анализ кадровой политики Кабардино-Балкарского отделения сбербанка России и антикризисных мер в управлении персоналом

2.1. Организационно-экономическая характеристика Кабардино-Балкарского регионального филиала ОСБ №8631

26 сентября 1996 года приказом Сберегательного банка РФ создан Кабардино-Балкарский ОСБ №8631 Сбербанка России. Данное отделение является его филиалом на территории Кабардино-Балкарской республики и входит в единую организационную структуру Сбербанка России. Кабардино-Балкарский ОСБ №8631 на основании Устава Сбербанка России, Положения об отделении и доверенности осуществляет свои функции и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, нормативными актами Банка России, Сбербанка РФ и внутренними инструкциями.[19] Банковские операции, осуществляемые отделением Кабардино-Балкарского регионального филиала ОСБ №8631 приведены в таблице 1.

Таблица 1. Банковские операции, осуществляемые отделением Кабардино-Балкарского регионального филиала ОСБ №8631[20]

Банковские операции, осуществляемые отделением Кабардино-Балкарского регионального филиала ОСБ №8631

привлекает и размещает денежные средства физических лиц, осуществляет расчёты по поручению клиентов;

инкассирует денежные средства, векселя, платёжные и расчётные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических лиц;

покупает и продаёт иностранную валюту в наличной и безналичной формах;

привлекает во вклады и размещает драгоценные монеты;

приём платежей от населения;

осуществление транзитных платежей;

кредитует физические лица на неотложные нужды, выдаёт «образовательные» кредиты, на строительство и приобретение жилья; и др.

продаёт и покупает ценные бумаги.

Функции структурных подразделений Кабардино-Балкарского ОСБ №8631 представлена в таблице 2.

Таблица 2. Функции структурных подразделений Кабардино-Балкарского ОСБ №8631 [21]