Файл: Антикризисное управление: цели и проблемы (на примере Кабардино-Балкарское отделение ОСБ №8631.).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
Название структурных подразделений |
Функции структурных подразделений |
1 |
2 |
Отдел контроля за вкладными операциями |
организует работу негосударственного пенсионного фонда СБ РФ организует перечисление средств населения во вклады и проводит безналичные расчеты за товары и услуги,. |
Отдел по работе с юридическими лицами |
исследует конъюнктуру рынка и среды обслуживания юридических лиц, организует привлечение денежных средств юридических лиц в рублях и инвалюте, контролирует денежное обращение предприятий - клиентов банка, организует расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц в рублях и инвалюте, обслуживает бюджеты и внебюджетные фонды, осуществляет связь со средствами массовой информации, поддерживает фирменный стиль банка. |
Отдел ценных бумаг |
организует работы по выпуску и размещению ценных бумаг банка, в т.ч. акций банка, размещает государственные ценные бумаги, осуществляет функции платежного агента, контролирует состояние инвестиций в ценные бумаги и эффективность портфеля акций и др. ценных бумаг, организует брокерское и депозитарное обслуживание клиентов на рынке ценных бумаг, проводит вексельные операции. |
Отдел кредитования |
осуществляет кредитование юридических и физических лиц, находящихся на обслуживаемой территории, анализирует структуру кредитного портфеля отделения и разрабатывает предложения по выбору направлений кредитования, контролирует формирование резерва на возможные потери по ссудам. |
Операционный отдел |
обеспечивает универсальное обслуживание физических и юридических лиц на основе предоставления всего комплекса банковских услуг. |
Отдел бухгалтерского учета и отчетности |
организует бухгалтерский учет и отчетность в отделении, контролирует рациональное использование финансовых ресурсов, формирует сводную и достоверную информацию о финансовых результатах деятельности отделения. |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
Экономический отдел |
изучает конъюнктуру регионального финансового рынка, анализирует финансовую деятельность отделения, составляет сводные финансовые планы, сметы расходов и затрат отделения, контролирует их выполнение, готовит предложения по совершенствованию процентной политики отделения с учетом региональных особенностей, осуществляет планирование и прогнозирование деятельности отделения, собирает и анализирует статистическую информацию о деятельности отделения. |
Главный инспектор по работе с персоналом |
осуществляет управление персоналом, ведает подбором и расстановкой персонала, отвечает за создание резерва и сборы кадров. |
Главный юрисконсульт |
обеспечивает соблюдение законности в деятельности отделения, осуществляет защиту прав и законных интересов отделения, обеспечивает правовыми методами имущественные интересы отделения. |
Отдел автоматизации |
осуществляет введение и эксплуатацию в отделении систем и средств автоматизации банковских операций, обеспечивает внедрение и эксплуатацию систем межбанковских телекоммуникаций, организует техническое обслуживание средств вычислительной и банковской техники, эксплуатируемых в отделении, обеспечивает сопровождение и администрирование программных комплексов. |
Отдел инкассации, охраны и экономической безопасности |
организует работу по инкассированию денег и ценностей, внедрению специального оборудования и спецтехники для обеспечения сохранности денег и ценностей, осуществляет сбор, обработку и анализ экономической информации о клиентах отделения, обеспечивает оперативный |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
Служба внутреннего контроля |
проводит ревизии и целевые проверки деятельности учреждений отделения, предупреждает и своевременно выявляет негативные явления в деятельности отделения. |
Общий отдел |
ведает решением вопросов социально-бытового обеспечения сотрудников отделения, организует работу по текущему ремонту и поддержанию зданий и сооружений отделения, а также оборудования и коммуникаций в надлежащем состоянии, организует делопроизводство в отделении. |
2.2 Анализ проблем в системе управления персоналом Кабардино-Балкарского ОСБ №8631
Одной из серьезных проблем, стоящих перед Кабардино-Балкарским ОСБ №8631, является существенный уровень текучки кадров, под которой обычно понимается процесс изменения кадрового состава, обусловленный увольнением одних сотрудников и приходом им на смену других.
Таблица 3. Штатное расписание Кабардино-Балкарского ОСБ №8631[22]
Структурное подразделение, наименование |
Должность (специальность, профессия) |
Количество штатных единиц |
Администрация |
Директор филиала банка Зам. филиала банка |
1 1 |
Бухгалтерия |
Главный бухгалтер Бухгалтера |
1 4 |
Отдел операционного управления |
Операционисты Контролеры-кассиры |
6 12 |
Отдел сейфинга |
Операционисты Контролеры-кассиры |
2 2 |
Кредитный отдел |
Операционисты |
4 |
Отдел депозитарного обслуживания |
Операционисты |
2 |
Отдел IT |
Системные администраторы |
2 |
Служба безопасности |
Охранники |
4 |
Итого |
41 |
Таблица 4. Показатели среднесписочной численности филиала[23]
Структурное подразделение |
2016 год (чел.) |
2017 год (чел.) |
Абс. откл. |
Отн. отк., % |
Администрация |
2 |
2 |
- |
- |
Бухгалтерия |
6 |
5 |
- 1 |
- 16,67 |
Отдел операционного управления |
20 |
18 |
- 2 |
- 10 |
Отдел сейфинга |
4 |
4 |
- |
- |
Кредитный отдел |
4 |
4 |
- |
- |
Отдел депозитарного обслуживания |
4 |
2 |
- 2 |
- 50 |
Отдел IT |
2 |
2 |
- |
- |
Служба безопасности |
4 |
4 |
- |
- |
Всего |
46 |
41 |
- 5 |
- 10,87 |
В Кабардино-Балкарском ОСБ №8631, как показал проведенный анализ, за рассматриваемый период по сравнению с предыдущим плановым периодом –наблюдается увеличение текучести кадрового состава. На 10,77 % в целом снизилось среднесписочное количество персонала, за счет снижения численности отделов депозитарного обслуживания, операционного управления и бухгалтерии соответственно на 49, 10 и 15,67 %.
Таблица 5. Анализ динамики текучести кадров Кабардино-Балкарского ОСБ №8631[24]
Показатели |
2016 год |
2017 год |
Изменение |
Коэффициент выбытия кадров Квк |
6,52 |
12,16 |
+ 5,64 |
Коэффициент приема кадров Кпк |
4,35 |
7,32 |
+ 2,97 |
Коэффициент стабильности кадров Кск |
89 |
80 |
- 9 |
Коэффициент текучести кадров Утк |
6,52 |
12,16 |
+ 5,64 |
В Кабардино-Балкарском ОСБ №8631, коэффициент стабильности кадров снизился на очень существенную величину за последние два года – на 11 %, а коэффициент текучести кадров увеличился на 7,29 % , что является весьма негативным и тревожным фактором.
Отсюда следует, что в Кабардино-Балкарском ОСБ №8631 присутствует скрытая текучесть кадров в течение года, например в 2016 году было принято на работу 2 человека, а уволилось 3, a в 2017 году уволилось 5 человек, из числа недавно пришедших в банк, но было принято 3 человека.
Уровень текучести 5 % при определенных допущениях означает, что через 20 лет персонал банка сменится полностью.[25] Представляется целесообразным проведение статистических исследований для получения более точной информации. Уровень, при котором она не оказывает значительного влияния на эффективность банка - допустимый уровень текучести. Таким образом, можно смело предположить, что существует корреляционная зависимость результатов деятельности банка от уровня текучести персонала.
Глава 3. Направления совершенствования антикризисной стратегии управления персоналом на примере Кабардино-Балкарского ОСБ №8631
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом Кабардино-Балкарский ОСБ №8631
Предлагаемая мной разработка компенсационного пакета для банковских служащих Кабардино-Балкарского ОСБ №8631 должна включать в себя несколько этапов:
- анализ рабочих мест;
- тарификация должностей;
- определение разрядных коэффициентов;
- установление базовых окладов, установление надбавок и доплат – формирование системы постоянной (базовой) заработной платы;
- определения механизмов переменной части денежного вознаграждения.
В таблице 6 показаны результаты балльной оценки должностей по обобщенному критерию внутрифирменной ценности должности в Кабардино-Балкарского ОСБ №8631 .
Таблица 6. Категории персонала и должностей банка[26]
Категория персонала |
Должности |
Интервал оценочных баллов |
Разряды |
Высшие руководители |
Директор филиала банка Зам. филиала банка |
1000 – 800 |
15 – 16 12 – 14 |
Специалисты |
Главный бухгалтер Бухгалтера Системные администраторы |
799 – 700 |
10 – 12 9 – 11 8 – 10 |
Основной персонал |
Операционисты Контролеры-кассиры |
699 – 500 |
7 – 8 6 – 7 |
Обслуживающий персонал |
Охранники |
499 – 300 |
3 – 4 |
Для каждого разряда устанавливается свой разрядный коэффициент- базовый оклад. Разрядный коэффициент необходим для определения базового оклада, который получается путем умножения тарифной ставки на разрядный коэффициент. В качестве базовой тарифной ставки можно выбрать разрядный коэффициент флагман-профессии в банке.
Основной профессией в Кабардино-Балкарском ОСБ №8631 являются операционисты и контролеры-кассиры. Данной категории можно присвоить 6-7-8 разряды, и определить седьмому разряду коэффициент равный единице. Далее определяем базовую тарифную ставку девятого разряда, например в 2000 рублей. Теперь базовый оклад по каждому разряду определяется путем умножения базовой тарифной ставки на разрядный коэффициент, как показано в таблице 7.
Таблица 7. Тарифная сетка с разрядными коэффициентами и расчетом базового оклада для каждого тарифного разряда[27]
Тарифный разряд |
Разрядный коэффициент |
Базовый оклад (в рублях) |
1 |
2 |
3 |
16 |
8 |
16000 |
15 |
7 |
14000 |
14 |
6,5 |
13000 |
13 |
6 |
12000 |
12 |
5 |
10000 |
11 |
4 |
8000 |
10 |
3 |
6000 |
9 |
2 |
4000 |
8 |
1,6 |
3200 |
7 |
1,3 |
2600 |
6 |
1 |
2000 |
5 |
0,9 |
1800 |
4 |
0,8 |
1600 |
3 |
0,7 |
1400 |
2 |
0,6 |
1200 |
1 |
0,25 |
500 |
Минимальный базовый оклад |
2000 |
В Кабардино-Балкарском ОСБ №8631 для учета индивидуальных особенностей работников и придания определенной гибкости и управляемости компенсационной системы нужно использовать надбавки к окладу, т.е. систему надбавок. Надбавки определяются в процентах к базовому окладу и должны начисляться за:
- стаж работы в банке – до 20 %;
- за руководство другими сотрудниками – до 30 %;
- за общую эффективность в работе – до 50 %.
Надбавки могут быть постоянными и временными (на 3 – 6 месяцев).
Таким образом, (базовый оклад) + (надбавки) составляют базовую заработную плату.
В Кабардино-Балкарском ОСБ №8631 переменная часть денежного вознаграждения должна зависеть от эффективности работы, эффективности работы отдела и результативности (вклада в корпоративную эффективность) сотрудника. Причем те сотрудники, которые по должности имеют большее влияние на конечный экономический эффект, сильнее зависят в свой зарплате от результативности деятельности всего банка. Например, переменная часть должна составлять не менее 60 % от всего денежного вознаграждения с учетом тарифного разряда операциониста.
Помимо прямого денежного вознаграждения существуют различные формы косвенных материальных компенсаций работникам, которые называются социальными льготами или социальным пакетом компании.
В качестве дополнительных видов социальных льгот к тем, что уже существуют, в филиале Сбербанка предлагаются следующие: