Файл: ПОНЯТИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА (Понятие и правовые основы опеки и попечительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из форм социальной заботы о гражданах, особо нуждающихся в ней, является установление опеки или попечительства. Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также других неблагополучных лиц, исторически привлекали внимание государства и общественности.

Рассматривая вопросы опеки в гражданском праве в настоящей работе, невозможно обойти вниманием сопутствующее опеке понятие попечительства, поэтому речь будет идти об институте опеки и попечительства в целом.

С принятием части 1 ГК РФ институт опеки и попечительства перестал быть институтом семейного права, как это было на протяжении ряда десятилетий, и трансформировался в институт гражданского права. В то же время отношения по опеке и попечительству продолжали регулироваться в основном региональным законодательством, а органы опеки и попечительства функционировали до последних лет как органы местного самоуправления. Все это породило ряд практически неразрешимых проблем, существовавших подспудно и не находивших решения в законодательстве.

За долгие годы регулирования опеки и попечительства только нормами Гражданского кодекса РФ данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой стали разработка и принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка или лица, ограниченного или лишенного дееспособности, в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой – представляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан.

Потребность в регулярном рассмотрении вопросов об опеке и попечительства была обусловлена необходимостью не только введения новых правил правовой регламентации соответствующих отношений, но и унификации в этой части законодательных актов субъектов РФ. Внедрение на уровне субъектов иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, породило противоречия в правовом регулировании схожих форм воспитания детей либо наоборот, формальное дублирование законов.

Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией норм об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних или лиц, лишенных или ограниченных в дееспособности.

Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, регулирующие институт опеки и попечительства, научные публикации ведущих ученых-юристов, материалы правоприменительной практики.


Целью настоящей работы стало всестороннее и комплексное исследование института опеки и попечительства в РФ.

Указанная цель предопределила следующие задачи:

- проанализировать понятие и правовые основы опеки и попечительства;

- рассмотреть статус органов опеки и попечительства и их полномочия;

- изучить содержание правоотношений по опеке и попечительству;

- рассмотреть правовой статус опекуна и попечителя;

- изучить особенности прав опекуна или попечителя на распоряжение имуществом подопечного.

Нормативную базу исследования составили положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ; Семейного кодекса РФ; Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и ряда других нормативных актов.

При подготовке работы были использованы общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция) и частноправовые (сравнительно-правовой, формально-юридический).

По структуре работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

1.1. Понятие и правовые основы опеки и попечительства

Опека и попечительство является сложным комплексным явлением: вопрос о правовой природе опеки и попечительства периодически подвергается исследованию в науке гражданского и семейного права. При этом объектами внимания выступают различные аспекты правовой регламентации соответствующих отношений: правовое положение опекуна (попечителя) и подопечных; обеспечение имущественных прав и интересов лиц, находящихся под опекой (попечительством); порядок установления и прекращения правоотношений по опеке (попечительству).

Дискуссионным остается вопрос непосредственно о правовой природе названного института, а именно: это гражданско-правовой, семейно-правовой либо комплексный институт. Реформирование системы опеки и попечительства, повлекшее за собой внесение изменений и в гражданское, и в семейное законодательство, обусловило множество новых вопросов и только усилило актуальность предпринятого исследования[1].

Исследование правовой природы опеки и попечительства на современном этапе развития законодательства дает основание для выводов об изменении вектора в развитии данного правового института. Длительное время опека и попечительство как институт занимали самостоятельное место и в гражданском, и в семейном законодательстве.


На наш взгляд, опека и попечительство в большей степени основаны на семейно-правовых связях, обусловливающих заботу о недееспособном или несовершеннолетнем члене семьи. Однако сейчас приоритет получили гражданско-правовые признаки данного института: в ст. 3 Закона «Об опеке и попечительстве» указано, что отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. В той же статье отмечено, что особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации. Таким образом, общие положения определяются гражданским законодательством, а особенности – семейным.

Следует отметить, что законодателем впервые определены понятия опеки и попечительства, введены в оборот новые институты – предварительная опека (попечительство), договор об осуществлении опеки попечительства) и другие, которые, соответственно, нуждаются в научном осмыслении и обосновании их правовой природы.

Рассматривая понятийный аппарат темы, отметим, что статья 31 ГК РФ не дает определения опеки и попечительства, поэтому обратимся к нормам ФЗ «Об опеке и попечительстве»[2]:

- опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

- попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.


Согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ[3], опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Отдельные авторы полагают неверным определение в законе понятий «опека» и «попечительство» как унифицированных применительно к отношениям с участием малолетних и несовершеннолетних лиц и к отношениям, участниками которых являются недееспособные и ограниченно дееспособные лица. Над малолетними и несовершеннолетними детьми опека (попечительство) устанавливается прежде всего с целью их воспитания. И уже в процессе воспитания детей решаются вопросы обеспечения их личных и имущественных прав и интересов. Над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами опека и попечительство устанавливаются с целью восполнения дееспособности названных лиц, в связи с этим они выступают формой устройства последних[4].

Отдельно не останавливаясь на историческом формировании норм об опеке и попечительстве отметим, что развитие правоотношений по опеке и попечительству было нами изучено на основе работ Е.В Федосовой, Т.А. Набиева, О.Ю. Косовой[5], что позволяет сделать ряд выводов.

В процессе эволюции правоотношений по опеке изменилось понимание объекта опеки и произошла его трансформация в институты опеки и попечительства.

Российское правотворчество в XVIII и XIX вв. использовало позитивный опыт римского права, применительно к российским условиям и традициям. Это касается введения возрастных критериев совершеннолетия, ориентации на сословные статусы в контексте национальных и этнических традиций народов, входящих в состав Российской империи.

Изначально опека осуществляется семьей, общиной, родом под воздействием норм обычного права. В дальнейшем, в связи с необходимостью установления контроля со стороны государства за лицами, осуществляющими опеку, появляются правовые нормы, регламентирующие отношения опеки.

Представляется, что в определенный исторический период потребность развернутого правового регулирования отношений, связанных с опекой, породила существование целого института опеки и попечительства, содержащего как общие положения, так и правила об отдельных видах опеки.

Мировое сообщество уже в течение многих веков применяет надежно апробированные юридические конструкции – опеку и попечительство. Россия в этом смысле не является исключением. Более того, в современной России, возможно, в гораздо большей мере, чем в странах с более развитыми экономикой и гражданским обществом, действует целый ряд негативных факторов, ведущих к росту числа детей и взрослых граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве.


Численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в разрезе по возрастам на начало 2017 года можно представит в следующем виде:

ВСЕГО

из них

от 0 до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 10 лет

старше 10 лет

Численность детей

71 156

3 716

2 650

9 977

54 813

из них число детей, имеющих инвалидность

20 950

889

1 239

4 563

14 259

На семейные формы устройства в 2015 году в семьи российских граждан было передано 59 355 детей, из них 6 649 детей – на усыновление, 52 706 детей - под опеку (попечительство), в том числе 20 707 – на возмездную форму опеки (попечительства). Под предварительную опеку в течение 2015 года было передано 21 427 детей; на конец 2015 года под предварительной опекой находилось 6 609 детей. Другие более подробные данные представлены в Интернет-проекте Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей) «Усыновление в России»[6].

В статистику не попали показатели нуждающихся в опеке и попечительстве граждан совершеннолетнего возраста. Защите прав недееспособных и ограниченно дееспособных совершеннолетних граждан в нашей стране долгое время уделялось недостаточно внимания - лишь несколько норм ГК РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ посвящены опеке и попечительству в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных совершеннолетних граждан. Новое законодательное регулирование, введенное в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2012 г. № 15-П, внесшее изменения в механизм защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, лишь в незначительной степени предусматривает дифференциацию способов защиты таких граждан, включая в круг опекаемых лиц, злоупотребляющих азартными играми и страдающих психическими расстройствами, и позволяя последним распоряжаться частью своих доходов на период времени, установленный попечителем, и совершать мелкие бытовые сделки (п. 2 ст. 30, подп. 1 и 4 п. 2 ст. 26, п. 2 ст. 28 ГК РФ).

Таким образом, в России существует необходимость правового регулирования опеки и попечительства в отношении не только несовершеннолетних граждан, но и граждан дееспособного возраста, которые ограничены или лишены дееспособности судом.