Файл: ПОНЯТИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА (Понятие и правовые основы опеки и попечительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К системе правового регулирования указанного вопроса следует отнести:

- Конституцию РФ, ст. 2 которой предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

- Гражданский кодекс РФ (часть 1) – в нем содержатся базовые нормы об опеке и попечительстве, статусе опекунов, их правах, в том числе в отношении имущества подопечного, и другие вопросы;

- Семейный кодекс РФ – в главе 20 устанавливает общие правила опеки и попечительства над детьми;

- Федеральный закон «об опеке и попечительстве»[7], детально регламентирующий основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству; статус органов опеки и попечительств, их задачи и полномочия; правовой статус опекунов и попечителей; правовой режим имущества подопечных; ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства и другие вопросы;

- Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», носящее фундаментальный характер, поскольку в нем раскрыты правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан; правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями; правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина; правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан; правила ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан[8].


- Приказы Минобрнауки России: «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства»[9], «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[10] и другие;

- ведомственные акты межотраслевой принадлежности, например, Письмо ФНП «О порядке оформления доверенностей с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетних детей»[11]

1.2. Органы опеки и попечительства и их полномочия

Рассматривая вопрос о деятельности органов опеки и попечительства, остановимся на задачах государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, отметив среди них: обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий; обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Исходя из таких положений, деятельность органов опеки и попечительства должна реализовывать основные задачи государственного регулирования.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями[12].


Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации.

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К полномочиям органов опеки и попечительства ФЗ «Об опеке и попечительстве относит: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; выдачу в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных и прочие полномочия, указанные в ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве»[13].

В РФ как в социальном государстве деятельность по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, недееспособными и иными неполностью дееспособными гражданами является одной из важнейших внутренних функций государства, что должно быть закреплено в преамбуле ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве». По мнению Г.А. Магдесян, ст. 8 данного закона должны быть закреплены полномочия по оказанию медико-социальной, психолого-педагогической, методической и правовой помощи опекунам и попечителям; в противном случае они превращаются в сугубо административный орган, деятельность которого лишена социально-реабилитационной компоненты, что противоречит сущность и цели деятельности этих органов[14]


Органы опеки и попечительства РФ – это гарант защиты прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без призрения родителей, а также недееспособных или частично дееспособных взрослых. Требования к профессиональным навыкам сотрудников органов опеки и попечительства, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. Структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами РФ (или муниципальными образованиями в исключительных случаях). Отдел опеки и попечительства может входить в какой-либо департамент или же функционировать отдельно. А в его составе обычно служат инспекторы, консультанты и специалисты разной квалификации.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

По всем вопросам, возникающим в ходе выполнения задач органов опеки и попечительства, а именно по вопросам установления, реализации и прекращением опеки и попечительства, должны быть составлены соответствующие акты, которые могут быть оспорены через суд любым заинтересованным в этом лицом в порядке административного судопроизводства.

Органы опеки и попечительства должны нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. В соответствии с Административным регламентом[15] контроль над выполнением обязанностей осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами.

В данном документе указывается, что проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).

Весьма интересно мнение Г.А. Магдесян о том, что поскольку в правовом регулировании отношений по опеке и попечительству в РФ преобладающая роль принадлежит федеральному законодательству, целесообразно создать федеральную службу опеки, попечительства и патроната и ее региональные подразделения для координации деятельности всех органов опеки и попечительства, для обеспечения ее единообразия, для осуществления надзора и контроля за деятельностью органов опеки и попечительства на всей территории РФ[16]. Нами поддерживается это мнение, поскольку на практике многие вопросы, входящие в компетенцию органов опеки и попечительства, не находят должного долгосрочного контроля. Автор настоящей работы столкнулся со следующим: при приобретении недвижимости на средства материнского (семейного) капитала с использованием ипотечного кредитования родители составляют нотариальное обязательство о том, что в будущем после прекращения ипотеки они оформят на ребенка долю в указанной недвижимости, как предписано законом. На практике выяснилось, что никто не отслеживает исполнение данного обязательства: родители гасят ипотеку на указанную недвижимость и продают ее, а приобретая новую, не выделяют детям доли. В данной ситуации предлагаемый Г.А. Магдесян контрольный орган мог бы взять функции по контролю за судьбой доли несовершеннолетнего в недвижимом имуществе, приобретенном за счет средств материнского капитала.


Таким образом, подводя итог настоящей главе отметим, что:

- создание системы правового регулирования опеки и попечительства происходило на протяжении долгого времени: данные вопросы волновали общество со времен Древней Руси;

- в настоящее время помимо ГК РФ, предусматривающего основы опеки и попечительства, действует ФЗ «Об опеке и попечительстве», который детально регулирует частные вопросы;

- для целей защиты прав и законных интересов опекаемых, надзора за деятельностью опекунов и попечителей, а также контроля за сохранностью имущества подопечного созданы и функционируют органы, наделенные полномочиями в указанной сфере.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

2.1. Правовой статус опекуна и попечителя

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители несовершеннолетних граждан и граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.