Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические основы проявления профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.[28]

7. Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.[29]

8. Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.[30]

  • Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:[31]
    1. отсутствия работы или длительного ее поиска;

2. конкуренции на рынке труда;

3. кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

  • Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием:[32]
  1. состояния здоровья;
  2. семейных проблем;
  3. эмоциональной неустойчивости;
  4. заниженной или завышенной самооценки.

К профессиональным стрессам тесно примыкает явление, которое в раз­личных источниках обозначается как «феномен профессионального выгорания», «явление психического выгорания», «синдром эмоцио­нального выгорания» и т. д. Под этим явлением понимают «состоя­ние физического, эмоционального и умственного истощения, проявля­ющееся в профессиях социальной сферы». Помимо представи­телей данной группы профессий (педагогов, психологов, врачей и социальных работников), этот синдром отмечается также у биржевых маклеров, продавцов, работающих в системе сетевого маркетинга, и представителей ряда других профессий, испытывающих длительные эмоциональные перегрузки.[33]

 Показано, что степень интенсивности профессионального выгора­ния зависит от жизненных стратегий, применяемых тем или иным работником. Высокий уровень выгорания отмечается при наличии у людей пассивных тактик сопротивления стрессу, а личности, зани­мающие активную жизненную позицию по отношению стресс-фак­торов, демонстрируют низкие показатели выгорания.[34] Иссле­дователями также отмечается, что профессиональному выгоранию способствует экстернальный локус контроля индивидуума, т. е. пере­несение ответственности за свою жизнь на внешние факторы.[35]


Источником «профессионального» стресса у бизнесмена (как вла­дельца небольшой фирмы, так и управляющего крупной кампанией) может стать любой фактор: 

  • некомпетентные подчиненные;
  • недобросовестные партнеры;
  • жесткие конкуренты;
  • непредсказуемые политики;
  • жадные чиновники;
  • требовательные клиенты и т. д.

Известный польский ученый А. Кемпински так описывает стресс руково­дителя: «Типичным примером гиперстенической формы может служить так называемый "директорский невроз", появляющийся у людей, зани­мающих руководящие посты, которые не могут справиться со своими обя­занностями и живут в постоянном напряжении. Они все время что-то оформляют, неоднократно держат сразу несколько телефонных трубок, на простые вопросы реагируют вспыльчивостью и часто дают противоречи­вые распоряжения. Своим поведением они раздражают окружающих, все вертятся как белки в колесе, что в результате приводит к всеобщему раз­дражению».[36]

Стресс медицинских работников вызван рядом специфических осо­бенностей их профессии.[37]

Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжким грузом ложится на их плечи.

Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмо­ций — страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал.

В-третьих — это неравномерный режим работы с ночными и су­точными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные способности организма.

В-четвертых (что характерно для постсоветского пространства), заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы. Однако следует заметить, что четвертая причина стрессов (зарплата) не является определяющей, о чем свиде­тельствуют данные по западным медикам.

Педагогический стресс связан с повышенной моральной ответственностью, которая составляет основу профессиональной квалификации. Любой педагог испытывает колоссальное психоэмоциональное и физическое напряжение на протяжении всего рабочего дня. Стресс педагогов – это не медицинский термин, это скорее состояние души, помогающее адаптироваться к предложенным обстоятельствам и любить свое дело, несмотря на существующие риски.[38]


Психологи, как и врачи, часто характеризуются высокой степенью альтруизма, соучастия, самоотверженности. Казалось бы, психолог должен быть экстравертом, но интровертированный психолог - это вполне нормально, ведь многие идут в психологический вуз, чтобы «разобраться в себе», и достоверно неизвестно, кого больше среди психологов - экстра- или интровертов. Так или иначе, профессиональные качества психолога, к сожалению, держат его в «зоне риска» выгорания.[39]

Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще.[40]

1.2. Особенности гендерного проявления профессионального стресса

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».[41]

В нашей стране проблема гендера в психологии приобретает все большую популярность. Заинтересованность к гендерным вопросам стимулирует научные исследования, как на теоретическом, так и на практическом уровне. В трудах отечественных ученых-психологов анализируется небольшая область проблем, затрагивающих гендерные проблемы, а именно: становление и развитие исследований гендера в психологии, особенности организации и протекания гендерных исследований, содержательные черты стереотипов гендера. Работы, представляющие классифицированное и объединяющее гендерное знание в каком-либо аспекте психологии, а также издания обобщающего характера, почти отсутствуют.

Различие между мужчиной и женщиной выражается уже с детства. Мальчики стремятся к самостоятельности: они утверждают свою индивидуальность, пытаясь изолироваться от наставника, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они получают личную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более свойственна групповое занятие. Игры девочек проходят в меньших по величине группах. В этих играх меньше враждебности, больше взаимности, здесь чаще копируют взаимоотношения взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и тесные.[42]


Во взрослых связях эти гендерные различия становятся глубже. В разговорах мужчины чаще сосредоточиваются на задачах, женщины - на взаимоотношениях между людьми. Групповые разговоры мужчин чаще информативны; женщинам значимо поделиться с подругами, получить помощь или оказать поддержку. В профессиях, которые связаны с опекой и заботой, большую часть составляют женщины. Женщины более склонны к филантропии.[43]

Характерный для мужчин стиль общения подкрепляет авторитет их в окружении. Выступая в роли лидеров в условиях, в которых не имеется жесткого распределения ролей, мужчины склоняются к авторитарности, тогда как женщины - к демократичности. Мужчинам гораздо дается легче проблемно-ориентированный руководящий стиль руководства, тогда как женщинам - стиль социального лидера, который образовывает дух команды. Мужчины на большем уровне, чем женщины, придают смысл удачам, превосходству и преобладанию над другими. Если в предприятии принят демократический стиль руководства, женщины в качестве лидеров ценятся столь же высоко, как и мужчины. При авторитарном стиле оценка женщин-лидеров ниже.[44]

Мужская манера общения выдает попечение о самостоятельности, а женский - о взаимной подчиненности. Мужчины более склонны к поступкам, свойственным властным людям- они говорят с напором, прерывают собеседника, прикасаются руками, решительнее смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же (особенно в разнополых группах) выбирают менее прямые способы влияния на собеседника, отвечающие женскому осознанию связей между людьми, - они меньше перебивают, более корректны и учтивы, менее самоуверенны.[45]

В современном обществе сложилось представление, что определенные профессии являются либо мужскими, либо женскими. Например, считается, что в сфере обслуживания в основном заняты женщины. Но данная сфера профессиональной деятельности не является только женской. Ведь во многих современных ресторанах шеф-поварами являются мужчины. В парикмахерских успешно работают как женщины, так и мужчины. Женщины водят автомобили, трудятся на заводах, справляясь с тяжелой физической работой, мужчины занимаются пошивом одежды, работают продавцами в магазинах, кондитерами, секретарями на фирмах. Таким образом, разделение труда по половому признаку в наши дни, как правило, отсутствует.[46]

Женщины неохотно осваивают те сферы деятельности, в которых преобладают мужчины, работая, в основном, в непроизводственной сфере, где труд связан с выполнением обслуживающих функций, считается малопрестижным и малооплачиваемым. Многие из них не хотят осваивать «мужские» профессии, так как лучше чувствуют себя на «женской» работе, которая им знакома на бытовом уровне, к которой они лучше подготовлены.


Меньшая занятость женщин в традиционно мужских профессиях обусловлена и тем обстоятельством, что их не принимают на работу, считая менее ценными работниками по сравнению с мужчинами. Но в то же время, дискриминации по половому признаку при приеме на работу подвергаются и мужчины, если они устраиваются на «женские» должности.[47]

В современных условиях экономического кризиса мужчины и женщины находятся в одинаково сложной, травмирующей обстановке. Однако, женщины, в отличие от мужчин, переносят стресс тяжелее. [48]

Рассмотрим в таблице реакцию на стресс у мужчин и женщин:

Реакция на стресс у мужчин

Реакция на стресс у женщин

приобретение психических расстройств

нервная анорексия

ограничения двигательной активности

булимия

потеря слуха и зрения, памяти

головные боли или приступы парализующего страха

сексуальные расстройства

у женщин существует специфические физиологические женские стрессы, связанные с важными жизненными циклами

формируются механизмы ложной адаптации

головные боли

защитная психологическая реакция отрицания и неприятие боли, что приводит к более поздней диагностике и лечению патологических нарушений

Стресс может даже стать причиной бесплодия и серьезных проблем с сексуальной жизнью

Алкогольная зависимость

депрессия и волнение

Учитывая преобладания в раннем возрасте правого полушария, мальчик вырабатывает немедленную и непосредственную реакцию на стресс. Тестостерон провоцирует высокую активность, самоуверенность, повышает способность концентрации на ситуации и выхода из нее через действие

Женский организм иначе реагирует на стресс, чем мужской. Он выбрасывает в кровь больше гормонов стресса и с трудом прекращает их производство, когда причина стресса уже устранена. 

Таким образом, можно сказать, что реакции мужчин и женщин на стресс во многом разняться не из-за личностных и биологических особенностей, но из-за воспитания, определенных норм общества, которые их с рождения приучают соблюдать. Хотя значения физиологии преуменьшать не следует, в стрессовых ситуациях мужчинам свойственно замыкаться в себе, чтобы в одиночку "переварить" проблему и связанные с ней переживания, тогда как женщин прямо-таки захлестывают эмоции. В такие минуты, чтобы взять себя в руки, мужчинам и женщинам требуются совершенно разные вещи. Мужчине становится легче, когда он принимается за решение проблемы, а женщине - когда она говорит о ней.[49]