Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (ООО «VARIA»).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационный стресс как социально-психологический феномен
1.1 Сущность рассматриваемого понятия «организационный стресс»
1.2 Особенности организационного стресса в условиях введения инноваций
2. Особенности работы с организационным стрессом в ООО «VARIA»
2.1 Краткая характеристика ООО «VARIA»
2.2 Анализ организационного стресса сотрудников ООО «VARIA»
ВВЕДЕНИЕ
Изменчивость современного мира в сфере экономики, политики, внедрение инноваций становятся факторами, способствующими возникновению разных стрессов. Одним из главных ресурсов внедрения инноваций и обеспечение их эффективности выступают сотрудники организации. Именно к сотрудникам в период преобразований предъявляются повышенные требования, как по проведению перемен в организации, так и по адаптации к иным условиям проведения трудовой деятельности. Существенные сложности при адаптации работников к изменяющемуся содержанию их работы и обновленным условиям понимаются как основные причины развития, и обострения стресса сотрудников в ситуации инноваций.
Инновации раскрывают личностные проблемы психологического характера, связанные со спецификой отношений к инновационной деятельности, сопротивлением при проведении изменений и инноваций, взаимодействия сотрудника и групп при ее выполнении. Понятно, что вопросы организационного стресса имеют огромную актуальность по причине постоянного повышения требований, предъявляемых к персоналу в области организационной деятельности.
Организационный стресс стал многомерным феноменом, детерминированный внутриорганизационными обстоятельствами разных уровней и не организационными обстоятельствами стресс факторами, зависимыми от личностных характеристик сотрудников. Организационный стресс проявляется в физиологических и психологических реакциях на некоторую организационную ситуацию.
Внимание к вопросам организационного стресса обусловлено еще и тем, что экономический ущерб от организационного стресса может представлять реальную опасность для организации, так как сильное напряжение оказывает влияние на физическое и психическое здоровье сотрудников, и более того на выполнение их профессиональных обязанностей. Организационный стресс так же может иметь отношение к понижению качества и количества продукции, несчастным случаям, прогулам, увеличению затрат на здравоохранение. Все вышеизложенное говорит об актуальности курсовой работы.
Методологической базой исследования стали теория деятельности Иванова (Климов Е. А., Леонтьев А. Н.); структурно-интегративный подход к оценке и регуляции функциональных состояний работающих людей (Леонова А. Б., Кузнецова А. С.); положения теории адаптации к изменяющимся условиям деятельности и концептуальные парадигмы стресса (Бодров В. А., Дикая Л. Г., Китаев-Смык Л. А).
Цель работы - исследование организационного стресса работников организации в ходе внедрения инноваций в их деятельность и выявление путей его преодоления.
Задачи курсовой работы:
- изучить литературу по теме курсовой;
- изучить особенности организационного стресса у работников организаций и причины, обуславливающие его появления;
- рассмотреть методы, выявляющие наличие организационного стресса и помогающие справиться с ним;
Объект нашей работы – организационный стресс.
Предметом является организационный стресс в условиях внедрения инноваций.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
1. Организационный стресс как социально-психологический феномен
1.1 Сущность рассматриваемого понятия «организационный стресс»
Работа личности в организации, выполнение разного рода заданий, деятельности, освоение нововведений часто начинает сопровождаться появлением стрессовых состояний человека.
Понятие «стресс» пришло из технического словаря, где оно означает способность разных тел и конструкций противостоять определенной нагрузке. Все конструкции имеют предел напряженности, завышение которого приводит к ее разрушению.
Изначально понятие «стресс» означало состояние человека, появляющегося как ответная реакция на многообразные экстремальные воздействия окружающей среды. Это понятие появилось в физиологии для обозначения реакции организма на различные неблагоприятные воздействия. Канадский биолог Ганс Селье (1907-1982 годы) создает учение о стрессе, опираясь на понятие адаптационного синдрома.[1] Согласно с этой теорией стресс понимался как набор реакций организма человека, который обеспечивал адаптацию всех его ресурсов к изменяющимся условиям существования.
Перенесенное в область психологии, понятие «стресс» включает в себя целый ряд состояний человека, обусловленных большим количеством событий: от провалов или побед до творческих исканий и сомнений. Важно уточнить, что все непонятные воздействия могут вывести из состояния равновесия и физиологические, и психологические функции.
Воздействие стресса соединяется с потребностями человека, невозможностью реализовать некую значимую для него потребность, поэтому и происходит усиление физиологических возможностей и включаются механизмы защиты.
Следовательно, стресс у человека – это состояние общего напряжения организма, которое возникает как результат разных причин. Физиологический механизм появления стресса заключается в следующем. При признаке опасности сигналы из мозга вводят тело в состояние необходимости действовать. Надпочечные железы вырабатывают адреналин, норадреналин и кортикоиды. Данные химические элементы вводят организм в состояние усиленной активности на непродолжительный промежуток времени, но если железы вырабатывают эти элементы в течение продолжительного времени, могут проявиться негативные последствия. Кровь уходит от кожи к мозгу (усиливая его активность), а также к мышцам, готовя их к действиям. Эта реакция разворачивается почти молниеносно, и если она включается как ответ на экстремальную ситуацию, то не приводит к пагубным последствиям. При многократном повторении в перспективе она может привести к негативным последствиям.
Люди в состоянии стресса способны на невероятные (в сравнении со спокойным состоянием) поступки, собираются воедино все резервы организма и возможности сильно возрастают, однако на некоторый интервал времени.
Продолжительность такого интервала и последствия для организма у людей разные. Выявлено, что физическая нагрузка помогает нейтрализовать действия «гормона стресса»: чем сложнее условия жизни, тем активнее мобилизуются резервы организма, только при условии, что индивид настроен на выживание.[2]
Как писал директор Института нормальной физиологии К. Судаков, если стресс распространяется на многие месяцы и становится пусковым моментом некого заболевания, вернуть нормальные физиологические функции организма в норму фактически невозможно.
В общем, стресс – явление довольно обычное и встречаемое. Незначительные стрессы возникают всегда и они безвредны, однако чрезмерный стресс проблематичен как для людей, так и для организации при реализации поставленных задач. Психологи полагают, что люди больше и чаще страдает от оскорблений, чувства незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне.
Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, рассмотрим некоторые из них.
Хронический стресс - предполагает существование длительное время существенной нагрузки на индивида, в результате которого его психологическое или физиологическое состояние прибывает в напряжении (например, в период длительного поиска работы, постоянной спешки, постоянного выяснения отношений).
Острый стресс – это состояние человека после события или явления, после которого у него нарушается «психологическое» равновесие (конфликт с руководством, ссоры с близкими людьми).
Физиологический стресс появляется при физической перегрузке организма (например, при слишком высокой или низкой температуре в рабочем помещении, яркие запахи, плохая освещенность, высокий уровень шума).
Психологический стресс становится результатом нарушения психологической устойчивости человека по целой совокупности причин: униженное самолюбие, оскорбление, неподходящая по квалификации работа. Более того, стресс может явиться следствием психологической перегрузки человека: выполнение не огромного объема работ, ответственность за сложную и продолжительную работу.[3]
Вариантом психологического стресса выступает эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях опасности, обиды.
Информационный стресс проявляется в ситуациях больших информационных перегрузок или информационного дефицита.
Для определения способов воздействия на людей в состоянии стрессовой ситуации важно иметь представление о динамике развития данного состояния напряжения.
Как правило, выделяют три стадии развития стресса:
1) рост напряжения или мобилизация;
2) адаптация;
3) истощение, угасание внутренней активности до фонового уровня, а порой и ниже, или дезорганизация.[4]
Стадия мобилизации - она характеризуется возрастанием интенсивности реакций, повышением уровня четкости познавательных процессов, ускорением их, способностью быстро вспомнить нужную информацию. На данной стадии организм работает с высоким напряжением, тем не менее, он справляется с нагрузкой посредством поверхностной или функциональной мобилизации, без структурных перестроек. К примеру, выполнение срочной работы к определенному сроку, подготовка учащихся к экзаменам.
Стадия адаптации идет за стадией мобилизации, когда стресс продолжается долгий период времени. Оптимальный уровень – стресс воспринимается как положительное явление, как вызов со стороны, однако контроль над ситуацией остается за человеком. Это положение помогает добиваться высокого уровня производительности. На данной стадии наблюдается сбалансированность расхода адаптационных резервов организма. Параметры, которые были выведены из равновесия на первой стадии, закрепляются на данном уровне. Но если эта стадия стресса затянулась, то идет переход к третьей стадии.
Стадия дезорганизации появляется при сохранении стрессовой нагрузки. На данной стадии может быть нарушена внутренняя регуляция поведения человека, происходит утрата контроля над ситуацией.
Продолжительный стресс даже при сохранении внешнего состояния человека без изменения может вести к внутренним заболеваниям. Граница между оптимальным и высоким уровнем стресса, за пределами которого начинается третья стадия, невелика и индивидуальна для каждого индивида. Она зависит от характеристик человека, его способностей преодолевать давление ситуации. Некоторые исследователи отмечают наличие связи между типом темперамента руководителей, их занимаемой должности и стрессовыми состояниями.
1.2 Особенности организационного стресса в условиях введения инноваций
Нововведения есть в жизни всех людей, и нередко ставят их в затруднительное положение, рождая стрессовые состояния. Хотя без этого немыслим рост профессиональной компетенции. На сегодняшний день сложилась целая сфера знаний – инноватика. Инноватика считается А.И. Пригожиным «новой областью знаний, необходимых для более эффективных решений, задач интенсификации и ускорения – наука о нововведениях, которая стала формироваться в ответ на требования практики».[5] Нахождение психологических закономерностей освоения инноваций находится в фокусе вопросов отношения человека к новому. Однако все еще многие аспекты данной проблемы остаются не достаточно изученными.
Долгое время ведущим направлением социально-психологических исследований нововведений было рассмотрение феномена психологических барьеров перед нововведениями.
В теоретическом плане учеными были предложены разъясняющие модели сущности данного феномена. А.И. Пригожин писал, что одна из составляющих психологического барьера перед новшествами проявляется как «сила привычки, нежелание менять устоявшийся стандарт поведения, боязнь неопределенности». Как раз барьеры влияют непосредственно на возникновение страхов перед новым, и они же становятся источниками стрессов на рабочем месте.
Некоторые исследователи понимают под психологическим барьером личностное переживание сложностей в деятельности человека. Другие объединяют психологические барьеры с препятствиями, которые мешают нормальному прохождению человеком процесса адаптации. Названные характеристики не дают возможности выделить особенности психологического барьера перед новым в сравнении с другими видами барьеров, к примеру, информационным или коммуникативным.