Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (ООО «VARIA»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

« Синдром эмоционального выгорания» можно рассматриваться как барьер на пути осуществления специалистом инновационной деятельности.

2. Особенности работы с организационным стрессом в ООО «VARIA»

2.1 Краткая характеристика ООО «VARIA»

ООО «VARIA» это проектная организация, созданная в 2006 году, которая занимается созданием строительных проектов для различных организаций и частных лиц. Эта организация, занимается разработкой основной части проектных работ, отвечает за комплексность выполнения проекта (за соединение между собой всех разделов проекта) согласно договору (контракту), заключенному с ней заказчиком.

Иногда для разработки отдельных частей большого проекта организация привлекает другие специализированные проектные организации – субподрядные организации. Тем не менее, она несет ответственность за экономичность и безопасность проектированных объектов, соблюдение нормативных документов по проектированию.

Директор и главный инженер несут основную ответственность за соблюдение показателей, за качество проектов, определение сметной стоимости, комплектность разработки и выдачи документации по проекту.

Структура ООО «VARIA» комплексная, когда в одном отделе проектируют все или многие части проекта. Руководитель проекта (главный архитектор проекта или главный инженер проекта) ответственный за разработку проекта. Он как руководитель проекта организует сбор данных и изучение архивных материалов, участвует в выборе участка под строительство проектируемого объекта, подготавливает задание на изыскания, участвует в подготовке технико-экономических обоснований проектных решений.

Задание на проектирование, которое предлагается заказчиком при участии организации содержит все необходимые для проектирования объекта данные: основание; назначение, различные показатели продукции и проектируемого объекта; источники сырья, рабочей силы; сроки строительства объектов и освоения мощностей; план участка под строительство, результаты изысканий.

На основании полученных от заказчика материалов главный инженер проекта (главный архитектор) составляет задания на разработку частей проекта специализированным подразделениям организации или если необходимо может привлекать субподрядные организации.


Стадии проектирования устанавливаются в расчете на сложность зданий и сооружений, продолжительности и сметной стоимости строительства. Проектирование осуществляется в одну или две стадии. Стадийность определяется заказчиком. На каждой стадии с учетом материалов изысканий, техника экономического обоснования и вариантных проработок выполняется комплекс проектных работ.

2.2 Анализ организационного стресса сотрудников ООО «VARIA»

Так как данная организация занимается проектной деятельностью, то есть находит заказчика, выполняет проекты, сотрудники организации сталкиваются со стрессовыми ситуациями в их профессиональной деятельности. Рассмотрим организационные факторы, которые вызывают стресс, и определяются позицией работника в организации.

Трудовая деятельность индивида – нехватка времени, вызываемая режимом, внедряемые организационные изменения, новые проекты и технологии, которые приходится использовать в работе.

Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с заказчиками, начальством, коллегами, подчиненными. Данная причина является одной из стрессовых для сотрудников.

Недостаточная нагрузка или наоборот усиленная нагрузка на сотрудника, при которой с одной стороны работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере или, наоборот, от него требуют в сжатые сроки подготовить сложные и ответственные проекты.

Необходимость одновременного выполнения разных заданий, не связанных между собой и достаточно срочных.

Неучастие сотрудников в управлении организацией, принятии решений по развитию ее деятельности, в периоды изменения направлений работы.

Такое положение было характерно для отечественных предприятий, где была не налажена система управления персоналом и работники были оторваны от процесса принятия решений.

В данной организации есть программы вовлечения персонала в дела компании и разработки решений, особенно при необходимости улучшения качества создаваемых проектов.

Карьерное продвижениедостижение сотрудников карьерного потолка или же быстрое карьерное продвижение.

Физические условия труда – высокая или низкая температура в помещении, запахи, плохая освещенность, уровень шума.


Личностные факторы, которые вызывают стрессовые состояния, формирующиеся под воздействием состояния здоровья, личностных проблем.

В результате действия выше перечисленных причин наблюдаются следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия - возникновение у работника чувства беспокойства, повышенной утомляемости.

При проявлениях стресса у работников могут усиливаться отрицательные поведенческие последствия в форме прогулов, неудовлетворенности работой, межличностные противоречия.

Физиологические последствия - повышение артериального давления, разные заболевания, нарушение сна и апатия.[10]

В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для многих работающих людей, особенно в процессе введения инноваций. Знание факторов стресса в деятельности сотрудников и руководителей важный аспект эффективности работы организации и эффективности введения инноваций. Методики данного класса разбиваются на несколько групп:

Методики определения уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;

тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;

опросник «Причины деятельностного стресса»;

тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;

тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова.[11]

Так же получила широкое распространение «Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой». Данная методика предназначена для диагностики профессионального стресса, получение оценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса мер, подходящих под специфику каждого случая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

В данной организации диагностикой и коррекцией профессионального стресса сотрудников ведется менеджером по кадрам. Психологическая информация, которая получается путем анонимного анкетного опроса персонала, является кон­фиденциальной. Она применяется так, чтобы не скомпрометировать ни испытуемого.

Психологическая информация, которая выявляется путем анализа психологических особенностей конкретного со­трудника (тестирование, беседа), суммируется, и по итогам изучения выводится заключение, которое доводится до сведения руководства только при условии письменного со­гласия на это обследуемого сотрудника.


Все сведения психологического характера об ис­пытуемом не подлежат открытому об­суждению, передаче или доведению до кого-либо вне форм и целей.

Консультирование сотрудников, может проводить­ся как по их запросу, так и в виде плановой беседы по результатам первичной психодиагностики. А консультирование руководителей среднего звена, проводится по проблемам эффективного управления вооб­ще и по поводу задач взаимодействия конкретных сотрудников в отделе.

Коррекция может проводиться индивидуально и в группе с использованием разных тренингов. Так тренинги, направленные на управление стрессом, относят к области стресс-менеджмента. Исследователи отмечают, что стресс-менеджмент это раздел менеджмента, занимающийся практикой управления стрессами в организации; профилактикой профессионального стресса и повышения стрессоустойчивости персонала.

Основная цель таких тренингов состоит в повышении стрессоустойчивости, другими словами способности противостоять стрессовым воздействиям, активно преобразовывая их или приспосабливаться к ним. Для реализации целей на тренинге, обычно, проводится анализ и трансформация неэффективных стратегий поведения в напряженных профессиональных и личностно важных ситуациях.

Антистрессовый тренинг - это сфера практической психологии, нацеленная на использование интерактивных, активных, коррекционных методов, для развития внешних и внутренних ресурсов стрессоустойчивости сотрудников организации.

Антистрессовые тренинги могут выступать в роли самостоятельного направления в обучении сотрудников организации. Опыт демонстрирует, что в данном случае организации проводят однодневные или двухдневные тренинги, цель которых - обучить персонал навыкам самостоятельной регуляции и релаксации. Более того, антистрессовые тренинги организации часто проводят в случаях, когда у персонала уже видны признаки синдрома эмоционального выгорания. В таком случае краткосрочное обучение не будет достаточно эффективным.

К. Маслач и М. П. Лейтер подчеркивают, что выгорание - это не просто проблема отдельно взятого работника; а это скорее проблема его социального окружения, в котором он трудится. Практика показывает, что руководство часто не хочет принимать никаких мер для предупреждения выгорания, воспринимая данное состояние проблемой сотрудника, а не работодателя или организации. Приходится сталкиваться с организациями, персонал которых говорит на тренинге, что причинами увольнения даже квалифицированного сотрудника может быть звонок недовольного заказчика. В таких компаниях сотрудники работают в состоянии хронического напряжения, и проведение тренинга не изменит качественно состояние работников.[12]


Поэтому сделать вывод, что тренинги по стресс-менеджменту эффективны тогда, когда они становятся частью постоянно действующей в организации профилактической программы. Профилактическая программа опирается на результаты диагностики стресса, и поддерживаться своевременным мониторингом стресса в организации.

Отдельные части программы по антистрессу можно включать в сценарии тренингов продаж, переговоров, разрешение конфликтов, делового общения. Включение блоков антистрессовой программы повышает результативность любых обучающих программ для сотрудников, деятельность которых связана с многочисленными стрессорами.

Тренинги по управлению стрессами могут использоваться не просто в области организационного поведения, выявлено, что данный вид тренингов с успехом применяется и в сфере обучения, воспитания, спорта.

Элементы тренинга стрессоустойчивости также неплохо вписываются в разные тренинги, которые имеют более выраженную личностную направленность (тренинги личностного роста, телесно-ориентированные, развития способностей).

Несомненно, при проведении подобных тренингов существуют определенные требования к личности тренера, связаны со спецификой тренингов по стресс-менеджменту. Участники тренинга стрессоустойчивости, как и других видов тренингов, - это люди, стремящиеся получить некоторые знания, умения и навыки, которые помогут им решать производственные и личностные задачи.

Любой вид тренинга имеет свои психотерапевтические эффекты. Тем не менее, в тренинге стрессоустойчивости психотерапии больше, потому, что участники решают не просто организационные и методические вопросы, но и свои личностные проблемы. Бывают конечно случаи, когда участники не могут полноценно включиться в работу группы, пока в ходе тренинга они не найдут возможные выходы из стрессовых ситуаций.

И если тренер не имеет достаточно сил, не располагает достаточным набором умений для предоставления психологической помощи в такой ситуации, не нужно включать в программу «усиленные» упражнения, которые могут спровоцировать сильный эмоциональный взрыв.

Иногда даже нейтральные упражнения могут привести к взрыву сильных эмоции у некоторых участников (эмоциональных или невротизированных), и ведущий тренинга должен быть подготовленным и к этому.

Один из вариантов решения подобных проблем - проведение тренинга двумя специалистами. Это даст возможность одному из них вести упражнение, информировать участников, а второму ведущему отслеживать реакции участников и своевременно реагировать на них.