Файл: Система психофизиологического профотбора персонала по показателям реакций во фрустрационной ситуации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ индивидуальных реакций на ситуации из взрослой жизни позволяет констатировать тот факт, что ситуации препятствия и обвинения рассматриваются испытуемыми как фрустрирующие. При этом большинство испытуемых имеют низкую личностную толерантность к фрустрации. Несмотря на абстрагирование испытуемых от ситуации, имеется тенденция к ослаблению внутреннего локуса контроля за своим поведением. Поведение резко агрессивное. Испытуемые переживают злость, раздражительность и отсутствие уважения. Испытуемые не соглашаются с ситуацией, и не выполняют социально значимые задачи, и при этом, испытывают злость за проступок или неловкое положение и строго за это наказывают окружающих. Злятся, не на самих себя, а на ситуацию. Испытуемые не выражают негативные чувства во вне, а стараются снимать эмоциональное напряжение за счет внутреннего осуждения. Выявленная особенность позволяет констатировать факт наличия внутреннего психического (чаще эмоционального» напряжения в ситуациях фрустрации. Реакция взрослых в данном случае на внешнее поведение испытуемых, а не на его чувства, усугубляют переживание фрустрации. Были выявлены ситуации ощущения одиночества и отверженности.(данные будут проверены нами при использовании методики Незаконченных предложений).

Проведенное исследование дает возможность констатировать следующее:

  1. Анализ индивидуальных реакций по двум сериям позволяет констатировать тот факт, что ситуации препятствия и обвинения рассматриваются испытуемыми как фрустрирующие: ЕД.Е.
  2. Большинство испытуемых имеют низкую личностную толерантность к фрустрации (95%).
  3. При рассмотрении фрустрационных ситуаций детства было выявлено следующее, что несмотря на абстрагирование испытуемых от ситуации, имеется тенденция к жесткости контроля за своим поведением. Поведение резко осуждается в виде выговора. Испытуемые переживают чувство стыда и вины. Несмотря на то, что ответы нейтральные. Испытуемые соглашаются с ситуацией, выполняют социально значимые задачи, но при этом, испытывают вину за проступок или неловкое положение и строго себя за это наказывают. Злятся не на ситуацию, а на самих себя, не выражая чувства во вне испытывают их внутри. Выявленная особенность позволяет констатировать факт наличия непонимания со стороны окружающих взрослых всей сложности данного феномена. Реакция взрослых на внешнее поведение ребенка, а не на его чувства, усугубляет переживание фрустрации.
  4. При рассмотрении взрослого варианта теста было выявлено следующее различие, что несмотря на абстрагирование испытуемых от ситуации, имеется тенденция к ослаблению внутреннего локуса контроля за своим поведением. Поведение резко агрессивное. Испытуемые переживают злость, раздражительность и отсутствие уважения. Испытуемые не соглашаются с ситуацией, и не выполняют социально значимые задачи, и при этом, испытывают злость за проступок или неловкое положение и строго за это наказывают окружающих. Злятся, не на самих себя, а на ситуацию. Испытуемые не выражают негативные чувства во вне, а стараются снимать эмоциональное напряжение за счет внутреннего осуждения.
  5. Выявленная особенность позволяет констатировать факт наличия внутреннего психического (чаще эмоционального» напряжения в ситуациях фрустрации. Реакция взрослых в данном случае на внешнее поведение испытуемых, а не на его чувства, усугубляют переживание фрустрации. Были выявлены ситуации ощущения одиночества и отверженности.
  6. Исследование позволило выявить два различных типа реагирования в различных фрустрационных ситуациях. Не смотря на преобладание одного и того же типа реагирования ЕД.Е. мы можем наблюдать индивидуальные различия в причинах возникновения данного варианта и в последствиях его проявления.
  7. Реагирование во фрустрационной ситуации остается спонтанно импульсивной и направлено на снятие эмоционального, психического напряжения.
  8. В дальнейшем исследовании мы определим наличие степени фрустрации и характерологические особенности личности испытуемых.

Выявление уровня фрустрации испытуемых определялся при помощи анализа степени удовлетворенности: полностью удовлетворен, скорее удовлетворен, скорее не удовлетворен, полностью неудовлетворен. При этом охвачена вся сфера социальных отношений, личной жизни, личных и общественных достижений. Все данные количественно обработаны и отражены в сводной таблице. В параграфе мы представляем сводную таблицу данных в % соотношении исходя из общего числа испытуемых – 30 испытуемых.

Таблица 4

высокий

средний

Низкий

фрустрированность

33

60

7

Социальная

фрустрированность

33

67

-

По данным количественной обработки эмпирического материала нами было выявлено 10 испытуемых с высокими показателями фрустрированности по следующим показателям: неудовлетворенность своим положением, наличие депрессивности, конфликтности с окружающими. Большинство испытуемых фрустрируют достижения в личной жизни и учебе, недовольство в отношениях с родителями (недоверие, непонимание). Возможно это связано и с выявленной нами проблемой реакции родителей на поведение молодых людей, а не на их чувства, а отсюда трудности во взаимопонимании и понимании собственного поведения.

Выводы:

  1. Высокий уровень неудовлетворенности выявлен у 33%. У этих испытуемых выявлено наличие неудовлетворенностью своими достижениями, отношениями с окружающими: близкими, друзьями, одноклассниками. Высокий уровень депрессивности.
  2. По данным средних показателей выявленных у 67% испытуемых можно судить о том, что в той или иной степени чувство неудовлетворенности присуще большинству испытуемых. Отсюда и реагирование с экстропунитивной направленностью как возможность снятия эмоционального напряжения.
  3. Необходимо дальнейшее изучение причин повышения фрустрированности.

Выводы по главе 2.

  1. Индивидуальный стиль реагирования определяется сформированным типом отношения лиц юношеского возраста к социально значимым ситуациям в отношениях с близкими (в отношениях с ровесниками, взрослыми). В системе ценностей особых расхождений не было обнаружено.
  2. У испытуемых с негативным отношением выраженный показатель фрустрированности. У испытуемых имеются некоторые особенности характера: низкие знания о себе, стремление к лидерству, ориентация на карьеру, стремление к власти, желание иметь подчиненных в сочетание с отсутствием точных целей и удовлетворенности от занимаемой позиции. Сложности в общении. Страхи социального взаимодействия на фоне повышенной потребности во взаимопонимании. Отсутствует признание авторитета либо чьего мнения. Ориентирован на свое личное мнение. Скрытен. Упрям.
  3. Ииндивидуальный стиль в большинстве случаев затрудняет взаимодействие. Реакция на ситуацию в большинстве случаев неадекватна, а именно имеется расхождение и повышенность внутреннего контроля за реагированием.
  4. Испытуемые с негативным отношение к окружающим нуждаются в поддержки принятии и оказании своевременной психологической поддержки.
  5. Развитие системы ценностей и отношения лиц юношеского возраста к социально значимым ситуациям проводится путем подключения рефлексивных процессов, ориентация на цели и лидерские качества личности.
  6. Данные можно использовать при организации системы профотбора с персоналом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена её востребованностью. Ресторанный бизнес все больше занимает место в обществе. Одним из успешных менеджментных проектов в работе с молодежью, это трудоустройство. Рынок труда предлагает молодым людям работу официанта. Это профессия одна из сложных и одна из востребованных, сезонных работ. Уровень современного официанта за последние десятилетие намного возрос. Профессия предъявляет повышенные требования к интеллекту, эмоциональной сфере, уровню образования личности. Сама профессия развивает рефлексивные процессы личности, что является хорошей стартовой возможностью для её профессионального, личностного и карьерного роста.

Рынок труда насыщен предложениями, однако руководители и директора крупных компаний, перспективных фирм должны серьезно отнестись к подбору персонала и расстановки кадров. Персонал - член команды. От него напрямую зависит уровень организации. Система психофизиологического профотбора персонала на должность должна опираться на анализ должностных обязанностей и соответствие требованиям профессии. Гипотезой исследования стало предположение о том, что система организации профотбора на может опираться на анализ требований должностных обязанностей и учет индивидуального стиля реагирования на значимые ситуации. В курсовом проекте мы проанализировали данные относительно требований к профессии официанта, разработали таблицу предложили систему диагностики и ведения профотбора. На основании данных было сделано заключение и форма оформления рекомендательного письма. Эта система делает процесс профотбора более открытым и оптимальным как для оптанта, так и для работодателя.

Таким образом верно выстроенная система профотбора становится основой повышения качества работы организационного психолога при найме на работу молодежи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров В.И. Основы психофизиологии. М.МГУ, 2014.
  2. Бернштейн Н. Современные искания в физиологии нервного процесса. М., 2003
  3. Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
  4. Гримак Л.П., Понамаренко В.А. Психические состояния и надежность деятельности оператора.- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  5. Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982, с. 84 – 96
  6. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Саакян Э.Д. исследование изменений структуры деятельности оператора в состоянии монотонии. С.93 - 109// Психические состояния и эффективность деятельности. ., 1982,
  7. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.1981.
  8. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.1966.
  9. Мировой опыт в управлении персоналом. Журавлев А.В. М. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  10. Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
  11. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления.// Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
  12. Опросник САН. Большая энциклопедия психологических тестов. М.2009 С.36-40
  13. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
  14. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. М., 1981.
  15. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  16. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  17. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
  18. Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1982,
  19. Суннатова Р.И. и др. Самосознание субъекта жизнедеятельности. Т.Фан.,с. 246
  20. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. //Методы и критерии оценки функционального комфорта. М., 1978
  21. Управление человеческими ресурсами
    Грэхем X.T., Беннетт Р. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  22. Управление персоналом Аксенова Е.А. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  23. Психология bookap
  24. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  25. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  26. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl60.shtm

Приложение

Диагностическая работа в рамках профотбора должна заканчиваться рекомендацией характеристикой, написанной на имя руководителя. Так нами составлена характеристика на основе разработанной в теоретической главе, таблицы. Мы представляем характеристику рекомендацию. Для остальных участников подробно описываются блоки, которые не соответствуют требованиям должностных обязанностей. Описание проходит по пунктам.

Пример характеристики - рекомендация для оптанта №1.

Оптант №1.

Данные __О.З___пол женвозраст ____19лет

Стаж работы 2 года

Рекомендация: соответствие должности менеджера

Обязанности администратора гостиницы и необходимые психофизиологические характеристики

Познавательные процессы

Психофизиологические характеристики

Личностные характеристики

1

оформлять и принимать необходимые документы

Мышление память внимание. Развито.

Работоспособность высокая темп высокий имеет возможность выполнять несколько действий одновременно. Пластичность высокая гибкость.- эмоциональность в норме. Устойчивая.

Необходимые навыки устанавливать контакт и направленность на дело сформированы. Высокие показатели

2

регистрировать и поселять в номера клиентов,

Мышление (креативность), память внимание, интеллект эмоциональный интеллект. Способствует решению проблемы.

Особенности темперамента. Сангвинистический.

Мотивационные и информационные структуры способствуют решению сложных проблемных ситуаций.

Экстровертированность сила нервный процессов, эмоциональность, активность.

Необходимые навыки устанавливать контакт и направленность на дело, на общение. Умение решать ситуации. Высокие показатели общих способностей.

3

взимать оплату за проживание, телефонные разговоры, информировать об основных услугах, предоставляемых в гостинице

Внимание, Мышление (прогноз)

Память, работоспособность. Развиты

Мотивационные и информационные структуры способствуют решению задач.

Экстровертированность сила нервный процессов, эмоциональность, активность, эргичность

Необходимые навыки устанавливать контакт и направленность на дело, на общение. Навыки разрешения конфликтов

4

контролировать своевременную и правильную оплату за проживание

Внимание, память. Сосредоточенность

Мотивационные и информационные структуры. Экстровертированность сила нервных процессов, эмоциональность, активность, эргичность

Коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтных ситуаций.

5

пользоваться и следить за исправностью техники, имеющейся в распоряжении службы размещения

Внимание к деталям, быстрота видения проблем и вариантов её разрешения.

сила нервных процессов, контроль за эмоциональностью, активность, эргичность

Навыки разрешения ситуаций. Алгоритм действий. Организационные навыки, Лидерские качества. Делегирование обязанностей

6

обеспечивать достоверность вводимой в компьютер информации в соответствии с заданной программой

Внимание, распределение, сосредоточение. Память, распределение обязанностей. Сосредоточенность на деталях. Аналитические способности.

Работоспособность темп,

Пластичность эмоциональность

Необходимые навыки устанавливать контакт и направленность на дело

7

вести учет заявок на бронирование номеров и контролировать их исполнение

Внимание, распределение, сосредоточение. Память, распределение обязанностей. Сосредоточенность на деталях. Аналитические способности.

Работоспособность темп,

Пластичность эмоциональность

Необходимые навыки устанавливать контакт и направленность на дело, на общение.