Файл: Система психофизиологического профотбора персонала по показателям реакций во фрустрационной ситуации).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Нынешний год объявлен годом предпринимательства. Проводимые реформы гражданского общества направлены на повышение уровня благосостояния народа, на повышения уровня сознания и социальной результативности. Молодежная политика, проводимая в нашей стране возлагает большие надежды на подрастающее поколение. В связи с чем приоритет отдается решению первостепенных задач воспитания и образования. Там где есть образование, высокий уровень культуры несомненно повысится и качество воспитания. Носимые знания о человеческой цивилизации передается от поколения к поколению. Какие выводы будут сделаны подрастающим поколением зависит не только от взрослых, но и от них самих. Уровень развития рефлексии, социальной результативности, показатель результативности молодежи становится предметом психологических исследований начиная с 1991 по нынешний год. Раскрыта связь между показателями уровня рефлексии и социализации лиц юношеского возраста (Сафаев Н.С., Дубовицкая Е.). Несмотря на широкий спектр исследований в данном направлении: личностная толерантность к фрустрации, уровень тревожности, самооценка, отклоняющаяся форма поведения, особенности характера и др. (Камилова Н.Г., Юсупова Л.И., Хайдаров Ф.И.) остается не решенным целый спектр практических задач, таких как: прогноз специфики поведения лиц юношеского возраста в социально значимых ситуациях, проведение профориентационной работы по подбору молодых кадров. Под социально значимыми ситуациями мы понимаем ситуации, в которых имеется либо отсутствует возможность удовлетворения ведущих возрастных потребностей, на базе которых формируются ведущие возрастные новообразования (Божович Л.И.). Юношеский возраст характеризуется как возраст бурного роста самосознания, формирования мировоззрения, системы ценностей, самоопределения. В данный возрастной период формируется индивидуальность личности лиц юношеского возраста. Самоопределение направлено на отстаивание своей социальной, личной позиции. Это период требующий тонкого, бережного отношения в сочетании с точной коррекцией образующихся «ложных» систем регулировки поведения (Русалов В.М.).
Актуальность выбранного нами исследования заключается в практической значимости и повышенном научном интересе со стороны специалистов осуществляющих реализацию процесса воспитания и обучения подрастающего поколения, с целью совершенствования системы профориентации. Организационный психолог сталкивается с проблемой подбора кадров с учетом психофизиологических характеристик личности
Цель исследования: выявить и изучить особенности изучения индивидуального стиля реагирования лиц юношеского возраста во фрустрационных ситуациях, как фактор учета при проведении профотбора.
Предмет исследования: Типы и направления реагирования лиц юношеского возраста; фрустрационные ситуации, социально значимые ситуации.
Объект исследования: личностные характеристики лиц юношеского возраста.
Нами выдвинута следующая рабочая гипотеза:
Мы предполагаем, что возможно, что индивидуальность оптанта определяется его индивидуальным стилем реагирования.
Задачи исследования:
- Теоретический анализ психологической литературы по проблеме учета индивидуальности в системе организации профориентации личности;
- Построение экспериментальной модели исследования, направленного на выявление индивидуального стиля реагирования в социально значимых ситуациях.
- Обработка результатов исследования и разработка методических рекомендаций по развитию системы ценностей и отношения лиц юношеского возраста к социально значимым ситуациям.
Методы исследования:
- наблюдение (за индивидуальным поведением испытуемых);
- беседа (с целью выявления социально значимых ситуаций, особенностей отношения к ним испытуемых; выявления системы ценностей).
- Эксперимент с использованием психологических методик: Розенцвейга (индивидуальный стиль реагирования во фрустрационной ситуации препятствия и обвинения).
Практическая значимость данной работы состоит в том, что анализ и обобщение литературы по проблеме формирования индивидуальности лиц юношеского возраста, а также разработка практических рекомендаций по коррекции и профилактике формирования деструктивных форм реагирования в социально значимых ситуациях, помогут специалистам работающим с лицами юношеского возраста адекватно выбирать воспитательные тактики, что будет способствовать решению практических задач эффективного и гармоничного развития подрастающего поколения. Система психофизиологического профотбора персонала по показателям реакций во фрустрационной ситуации.
Глава 1 Теоретический анализ психологических исследований по проблеме формирования индивидуальности в период юности
В Национальной программе по подготовки кадров основополагающим звеном всей системы образования становится сама Личность. Проблема Личности занимает центральное место в психологической науке (Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф.). Человек изучается и как носитель общественных отношений, и как главный продукт биологической эволюции. Комплексные исследования человека приобретают сейчас первостепенное значение. Особое место в этих исследованиях принадлежит психологии. Психология, синтезируя достижения общественных, естественных и технических наук, располагает в настоящее время наиболее полными сведениями о сущности, структуре и природе человека. Тем не менее не все аспекты проблемы человека в психологии являются одинаково разработанными. Так, фактически остается без разрешения или, во всяком случае без существенного продвижения вопрос о человеческой индивидуальности (Русалов В.М.). Отсюда вытекает настоятельная необходимость глубокого изучения механизмов становления человеческой индивидуальности.
Как бы не велика была роль социального способа существования человека, его бытие считает Б.Ф.Ломов, не исчерпывается деятельностью и общением, входе которых формируются социальные и социально-психологические качества. Не менее важным фактором становления психологических свойств является и биологическое развитие человека. « Единичный человек… как индивидуальность может быть понят,- писал Б.Г.Ананьев, - лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» Бессонет-Фавер. По определению Русалова В.М. под человеческой индивидуальностью понимается продукт конкретных социальных и биологических влияний. Кардинальное отличие между этими влияниями, согласно С.Л.Рубинштейну, Б.М. Теплову, К.К. Платонову и др., заключается в том, что социальные факторы обуславливают содержательный аспект психики ( интересы, убеждения, знания и т.д.).
Русалов предлагает типологию человеческой индивидуальности. В основу которой легли общие теоретические положения о соотношении биологического, социального.
Теоретический анализ проблем изучения индивидуальности раскрывает следующие общие положения о соотношении социального (направленность, убеждения, интересы личности) и биологического (динамические качества личности, скорость, интенсивность, темп деятельности и др. характеристики).
Основной упор на изучение проблем индивидуальности в психологических науках отводится системному подходу. «… наиболее характерной чертой системного подхода, - отмечал П.К.Анохин, - является то, что в исследовательской работе не может быть аналитического изучения какого-то частного объекта без точной идентификации этого частного в большей системе. Таким образом, со стратегической и практической точек зрения исследователь должен иметь прежде всего конкретную концепцию системы, которая должна удовлетворять основным требованиям самого понятия системы, и лишь после этого формулировать тот пункт системы, который подлежит конкретному исследованию» (Аминев Г.А.). Следовательно, системные понятия, с одной стороны, как бы насыщают частные научные теории диалектикой. Особенность системного подхода состоит в том, что система исследуется как единый организм с учетом внутренних связей между отдельными элементами и внешних связей с другими системами и объектами. Входящие в систему элементы- это части или компоненты системы, причем теоретически можно представить не ограниченное множество таких частей. Свойства, дающие возможность описывать систему количественно, - существенные характеристики элементы и свойства в системном процессе в целое. Предполагается, что связи существуют между всеми системными элементами, а также между всеми подсистемами.
Русалов В.М. рассматривает индивидуальность как систему: общество – человек- природа. Индивидуальность – это особая форма бытия человека в обществе, в рамках которой он живет и действует как автономная и неповторимая система сохраняя свою целостность и тождественность самому себе, в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Многие исследователи (Гак Г.М., Кон И.С., Тугаринов В.П. и др) в термин 2 человеческая индивидуальность» вкладывают понятие единичности, неповторимости, уникальности, специфичности человека при сопоставлении его с другими людьми. По мнению Резвицкого И.И. сведение человеческой индивидуальности только к факту неповторимости, уникальности значительно обедняет её научный анализ. Необходимо раскрыть её внутрению структуру., выяснить общие механизмы её функционирования и развития, определить её место в структуре общества. Единичное, считает он, есть лишь предпосылка индивидуальности, в то время как общее является её содержательной основой, её сущностью. По мнению Резвицкого И.И. индивидуальность – это такая форма бытия, в которой в специфическом виде выражается общая природа человека. Сущность человеческой индивидуальности находится в обществе.
Человеческая индивидуальность – это сложное многоструктурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое. В качестве основных признаков индивидуальности Резвицкий И.И. выделяет: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, самосознание, творческие способности. Человеческая индивидуальность по сравнению с биологической приобретает ряд принципиальных новых качеств, например самосознание и творческие способности исходя из основного назначения – развитие и сохранение духовного наследия общества. Социальное и биологическое в человеческой индивидуальности выступает как единое целое. Согласно Е.В.Шороховой, социальное действует на биологическое через психическое, при этом связующим звеном между социальной средой и биологическим организмом выступает личность. Личность с потребностями интересами и системой ценностей. Шпрангер Э. выделяет типологию индивидуальности основываясь на различия в ценностных ориентациях людей. Эти основные типы индивидуальности трактуются Шпрангером как универсальная человеческая природа, независимая от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий. Современные исследования индивидуальности базируются на изучении проблем содержательных и динамических характеристик индивидуальности.
Подход к решению проблемы формирования индивидуальности в юношеском возрасте должен начинаться с описания общей характеристики возраста.
Раняя юность это возраст от 15 до 18 лет. К этому возрасту достигается физическая зрелость, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточная для самостоятельной жизни, производственной деятельности после окончания академического лицея или колледжа и обучения в вузе. Он достигает также возраста гражданской зрелости.
Основными видами деятельности в ранней юности становятся труд и учение. Происходит характерное изменение в умственном и нравственном развитии юношей и девушек.
Проблемы изучения содержательных и динамических индивидуально-психологических характеристик человека упираются в понимание взаимосвязи между показателями и соотношениями личности и организма. Человеческая индивидуальность это система, целью которой является сохранение целостности и тождественности человека самому себе в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Естественно, для того чтобы индивидуальность была устойчивой она должна быть закрытой непроницаемой для внешних воздействий (Русалов В.М.). У описанной системы имеются две подсистемы: «жесткая»- обеспечивает самостоятельность и устойчивость и «гибкая» подсистема обеспечивает взаимодействие с внешним миром, социальной средой. Гибкая подсистема – личность; жесткая – организм (Русалов В.М.). Проведя анализ фундаментальных исследований личности, проведенных А.Н. Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, К.К.Платоновым,Э.В. Ильенковым, К.Г. Кованько, Я.Щепальского мы наблюдаем тенденцию к направленности понятия личность в ту или иную сторону. А именно перевес в социальное направление, либо объединение понятий личность и индивид, личность и индивидуальность.