Файл: Система психофизиологического профотбора персонала по показателям реакций во фрустрационной ситуации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психодиагностика мотивов необходима для диагностики потребностей, но недостаточна. Каждому мотиву соответствует свой "мотивационный вес", характеризующий степень вклада,который данный мотив вносит в реализацию той или иной потребности. С другой стороны, мотивы связанные с определенной потребностью, это на просто сумма мотивов,а иерархическая система,в которой имеются определенные уровни доминирования мотивов. Выявление уровня доминирования мотивов дает возможность уточнить конкретную специфику предметного содержания потребностей.

Не случайно Д.Маклелланд и Х.Хекхаузен, анализируя особенность экспериментальной процедуры измерения мотивов, указывают на необходимость превращения ситуации диагностики в контролируемый фактор. Если ситуация стандартизирована и является относительно одинаковой для всех испытуемых, то индивидуальные различия в уровне мотивации в нейтральной ситуации принимаются за индекс силы латентного мотива.

Одна из наиболее тщательно разработанных теорий мотивации является мотивация достижения, в структуру которой входят: мотив достижения (мотив добиться успеха) и мотив избежания неудачи. Выход книги Д.Макклелланда, Дж.Аткинсона, в которой изложена разработка проективной методики мотива достижения, послужил своеобразной вехой в исследовании мотивации поведения человека. Метод измерения мотивации достижения основывается на 2-х идеях. Во-первых, используется идея З.Фрейда о функции сновидений и механизме проекции. Исходя из этого особенности мотивации определяются на основе анализа продуктов воображения, фантазии. Во-вторых, принимается идея о том,что мотивы могут быть экспериментально активированы и их интенсивность можно контролировать через манипуляцию ситуацией стимуляции. Влияние ситуационных детерминант на интенсивность мотивации было показано в работе ( Me Clelland Д., Atkinson J. et.al,1953), где авторы, кроме того, приводят данные о валидности и другие психометрические характеристики методики измерения мотивации достижения.

Экспериментальная процедура была построена так, что создавалось б различных ситуаций для активизации различных уровней в интенсивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуации испытуемые принимали участие в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ).Они составляли рассказы на основе 4-х

картинок. Использовались различные картинки: некоторые из них были взяты из ТАТ Г.Мюррея,а другие были оригинальными. Картинки предъявлялись в течении 20 секунд, затем испытуемые по ним составляли рассказы, руководствуясь следующими вопросами: 1.Что здесь происходит? Кто эти люди?


2.Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим? 3.0 чем думают эти люди? Чего они желают? 4.Что произойдет дальше?

На составление рассказа отпускались 4 минуты, по 1 мин. на каждый вопрос. Был разработан специальный конкретный анализ для измерения мотива достижения. При подсчете баллов вначале определялось, носит ли рассказ характер ориентации на достижение. В данном случае подсчитывается категория "Образа достижения" и выделяются др.категории: потребность в достижении (N),инструментальная активность (I), позитивное предвосхищение цели (Ga +),негативное предвосхищение цели (Ga - ),внутреннее препятствие (Вр),внешнее препятствие (Вш), положительное эмоциональное состояние (Тп). Балл, полученный при использование этой процедуры обозначается -(n Ach). Максимальный балл в одном рассказе превышает + 11. Индекс (n Ach) получается суммированием баллов, приписанным всем рассказом.

В этих исследованиях было получено, что в разных ситуациях частота категорий (n Ach) различается.Так,индекс (n Ach) в ситуации ориентированной на достижение, и ситуации релаксации был различен - в первой ситуации уровень мотивации достижения был намного сильнее, чем во второй. Было обнаружено, таким образом, что уровень мотивации достижения зависит от уровня стимуляции в предшествующих ситуациях. Обнаружилось также что у мужчин индекс (n Ach) сильнее зависит от условий активации, чем у женщин. Этой группой исследователей были разработаны и другие проективные

процедуры, аналогичные (п Ach) TAT. Элизабет Френч создала "тест на инсайт" (FTI) (Atkinson J. 58 г.)

Х.Хекхаузен разработал 2 новых ключа: надежда на успех и страх неудачи. Для мотива стремления к успеху Ms (NS), выделяя следующие категории контент-анализа:

- потребность в достижении успеха

- инструментальные действия для успеха

- ожидание успеха

- похвала

- положительное эмоциональное состояние

- тема успеха

Категории для мотива избегания неудачи:

- потребность избегания неудачи

- инструментальные действия для избегания неудачи

- ожидание неудачи

- порицание

- негативное эмоциональное состояние

- неуспех

- тема неуспеха

Люди, ориентированные на избегание неудач предпочитают браться либо за очень легкие задачи, либо за очень трудные так как выбор легких задач гарантирует ему успех, а выбор очень трудных задач не вызывает у него больших огорчений. Потому что неудача в этой ситуации не дает ему повода для стыда и чувства унижения.

Люди, ориентированные на достижение успеха предпочитают выбирать задачи средней сложности, или немного выше средней сложности их привлекает ситуации достижения. Они уверены в успешном исходе. Им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, готовность принять ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, они получают повышенное удовольствие от интересных задач, сверхсложные или простые задачи не вызывают у них энтузиазма. В ситуациях соревнования они не теряются. Характеризуются стремлением к разумному риску. У них средний или высокий реалистический (адекватный) уровень притязания. Они повышают свой уровень притязания после успеха, и понижают после неудач. Они показывают большое упорство при столкновении с препятствием.


2.2. Выявление особенностей реагирования во фрустрационных ситуациях лиц юношеского возраста. Определение социально значимых фрустрационных ситуаций.

Выявление особенностей реагирования во фрустрационных ситуациях лиц юношеского возраста проводилось с помощью экспериментально –психологической методики изучения фрустрациолнных реакций. Настоящая методика впервые описана в 1944 году С.Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации». Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа в фрустрационной ситуации. В данном исследовании мы будем использовать методики модифицированные для детей и взрослых. Модификация НИИ В.М.Бехтерева. Также на основании положения данной методики мы разработаем некоторый вариант для лиц юношеского возраста. Методика будет направлена и на определение социально значимых ситуаций для лиц юношеского возраста. Описание методики, стимульный материал представлен в Приложении.

Описание 1 серии эксперимента: «Детский вариант».

На данном этапе исследования мы предоставили испытуемым детский вариант методики. Цель: выявить отношение лиц юношеского возраста в социально нейтральных ситуациях. А именно изначально ясно, что главный персонаж действий младше самого испытуемого. Инструкция по методики дается в модифицированном Суннатовой Р.И.(1999) варианте. А именно задается вопрос: Что бы на твой взгляд ответил персонаж? Что подумал? А что почувствовал. Такой вариант позволит скрыть внутренний конфликт и определить значимость ситуации для испытуемого. На работу дается 30 минут. Предоставляются набор из 15 ти карточек. Анализ полученных результатов, бланк ответов представлен в таблице Приложении.

Сводные данные отражены в таблице№1. «Данные 1 серии эксперимента».


Таблица 1. «тип и направление реакции во фрустрационных ситуациях детства. Внешний пласт: что бы сказал?

Таблица 1.

Тип и направление реакции

Количество выборов в %

1.

ЕД. Е

37%

2.

ЕД. I.

16%

3.

ЕД. М.

40%

4.

NP.I.

7%

В большинстве случаев была выявлена направленность на фиксацию на самозащите с эмпунитивной направленностью. Отвечая на детский вариант испытуемые, как бы вспоминали не свое детство, а то как должен бы реагировать ребенок в этой ситуации. Среди испытуемых были и те, которые ассоциировали себя с героем картинок, тогда ответы были направлены в экстропунитивном направлении. Лишь в одном случае была выявлена фиксация на удовлетворении потребности. Несмотря на то, что речь шла о нейтральных детских ситуациях нами выявлена наличие фрустрированности в ситуациях обвинения и препятствия.

В таблице №2. отражен количественный анализ данных ответов испытуемых на вопрос, а что бы ты подумал в этой ситуации.

Таблица 2. «тип и направление реакции во фрустрационных ситуациях детства. Внутренний пласт: что бы подумал?

Таблица 2.

Тип и направление реакции

Количество выборов в %

1.

ЕД. Е

90%

4.

NP.Е.

10%

В большинстве случаев была выявлена экстропунитивная направленность реакции с фиксацией на самозащите. Суждения были выражены в форме строгих ограничений и порицаний в свой адрес. Подключение внутреннего контролера. Испытуемые отвечали как бы за воспитателя. По типу как это должно быть в идеале: «Я не должен бы так делать…». При этом большинство испытывали обиду, вину и стыд, реже злость.

Анализ индивидуальных реакций на ситуации детства позволяет констатировать тот факт, что ситуации препятствия и обвинения рассматриваются испытуемыми как фрустрирующие. При этом большинство испытуемых имеют низкую личностную толерантность к фрустрации. Несмотря на абстрагирование испытуемых от ситуации, имеется тенденция к жесткости контроля за своим поведением. Поведение резко осуждается в виде выговора. Испытуемые переживают чувство стыда и вины. Несмотря на то, что ответы нейтральные. Испытуемые соглашаются с ситуацией, выполняют социально значимые задачи, но при этом, испытывают вину за проступок или неловкое положение и строго себя за это наказывают. Злятся не на ситуацию, а на самих себя, не выражая чувства во вне испытывают их внутри. Выявленная особенность позволяет констатировать факт наличия непонимания со стороны окружающих взрослых всей сложности данного феномена. Реакция взрослых на внешнее поведение ребенка, а не на его чувства, усугубляет переживание фрустрации. (данные будут проверены нами при использовании методики Незаконченных предложений).


Описание 2 серии эксперимента: «Взрослый вариант».

На данном этапе исследования мы предоставили испытуемым взрослый вариант методики. Цель: выявить отношение лиц юношеского возраста в социально значимых ситуациях. А именно изначально ясно, что главный персонаж действий старше самого испытуемого. Инструкция по методики дается в модифицированном Суннатовой Р.И.(1999) варианте. А именно задается вопрос: Что бы на твой взгляд ответил персонаж? Что подумал? А что почувствовал. Такой вариант позволит скрыть внутренний конфликт и определить значимость ситуации для испытуемого. На работу дается 30 минут. Предоставляются набор из 24-х карточек. Анализ полученных результатов, бланк ответов представлен в таблице Приложении.

Сводные данные отражены в таблице№3. «Данные 2 серии эксперимента».

Таблица 3. «тип и направление реакции во фрустрационных ситуациях из жизни взрослых». Внешний пласт: что бы сказал?

Таблица 3.

Тип и направление реакции

Количество выборов в %

1.

ЕД. Е

77%

2.

ЕД. М.

17%

3.

ЕД. I..

3%

4.

NP.I.

3%

В большинстве случаев была выявлена направленность на фиксацию на самозащите с экстропунитивной направленностью. Отвечая на взрослый вариант испытуемые, как бы вживались в роль. Они отвечали за персонаж явно взрослее себя. Отвечая за взрослых испытуемые проявляли в ответах больше агрессии, осуждения, сарказма и даже нецензурной лексики. Среди испытуемых были и те, которые ассоциировали себя с героем картинок, и бытались нейтрализовать ситуацию своим лояльным к ней отношением. Лишь в одном случае была выявлена фиксация на удовлетворении потребности с интропунитивной направленностью. Несмотря на то, что речь шла о нейтральных взрослых ситуациях нами выявлена наличие фрустрированности в ситуациях обвинения и препятствия.

В таблице №2. отражен количественный анализ данных ответов испытуемых на вопрос, а что бы ты подумал в этой ситуации.

Таблица 2. «тип и направление реакции во фрустрационных ситуациях детства. Внутренний пласт: что бы подумал?.

Тип и направление реакции

Количество выборов в %

1.

ЕД. Е

93%

4.

ЕД.М.

7%

В большинстве случаев была выявлена экстропунитивная направленность реакции с фиксацией на самозащите. Суждения были выражены в форме нецензурной брани, сарказма в адрес окружающих и тех от кого зависела сама ситуация. Мы не наблюдали внутреннею позицию контролера, напротив мы видим даже в случаях ответов девушек свободное изъявление нецензурного, саркастического осуждающего поведения. По типу : «Я и только Я прав в этой ситуации». Разногласие между внешними и внутренними ответами заключались лишь в том, что во внешнем плане мы наблюдаем социально приемлемое выражение агрессии, а во внутреннем плане мы видим асоциальные формы в виде ненармотивной лексике. При этом большинство испытывали неуважение, огорчение, злость, раздражение, реже обиду, вину и стыд.