Файл: Система психофизиологического профотбора персонала по показателям реакций во фрустрационной ситуации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К.К. Платонов описал несколько подсруктур, различные области и сферы личности:

Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков, а отражают индивидуально преломленное общественное сознание.

Вторая подсистема личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, как форм отражения, например восприятия и память.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента половые возрастные особенности личности и её изменения. Эти свойства в большей степени зависят от морфологических изменений мозга, чем от социальных влияний.

По теории К.К. Платонова уровне личности отличаются включением социального либо биологического компонента. В отечественной психологии проблема соотношения биологического и социального в личности отражена в исследованиях Газиева Э.Г., Югай Х.А., Суннатова Р.И., Кадирова Б.Р., Давлетшина М.Г. и др. Из исследований следует, что механизмы индивидуальных вариаций психологических свойств личности будут совершенными разными в зависимости от того к какому уровню принадлежит данное психологическое свойство. Следовательно концепции К.К. Платонова индивидуально-типологические различия могут быть четырех уровней. Объединив и систематизировав данные концепции Платонова, Русалов выделяет два основных уровня индивидуально типологических различий: первый уровень состоит из «содержательных» результативных индивидуальных различий, касающихся социально обусловленных свойств личности ( направленность, отношение, моральные установки, желания, мотивы, ценности, знания, умения, навыки и др.)

Второй уровень индивидуально типологических различий касается только динамических свойств и качеств личности ( психодинамические свойства личности)., которые обусловлены биологической организацией человека. Из предлагаемой Русаловым системы индивидуально- типологических различий следует, что проблема соотношения личности и организма в человеческой индивидуальности сводится прежде всего к вопросу о том, как соотносится психодинамические свойства человека с его биологической организацией.

Если представить систему свойств личности и систему свойств организма как два пересекающихся множества ( социальное и биологическое), то тогда психодинамические свойства человека будут занимать общий сегмент, образующийся в результате пересечения. «Личность (социальное) – психодинамические свойства – Индивид как организм ( биологическое)».


Таким образом, исходя из развиваемых представлений (К.К.Платонова, В.М.Русалова) о структуре индивидуально – типологических различий, очевидно, что только психодинамические особенности индивидуального поведения человека будут зависеть от его биологической организации. Вместе с тем выбор того или иного способа реагирования в различных ситуациях определяется его социальной структурой личности ( возрастными особенностями направленности, системы ценностей, потребностей и социальной ситуации развития». То, каким способом реагирует человек в ситуации фрустрации определяется биологической целесообразностью ( фиксация на удовлетворение потребности, на препятствии, на самозащите с экстро, интро, импунитивной направленностью), а то какую ситуацию он рассматривает как угрозу и считает социально значимой зависит от личности, то есть социальной подструктуры. Исходя из этого мы выдвигаемы предположение о том, что возможно индивидуальный стиль реагирования определяется сформированной системой ценности лиц юношеского возраста и типом их отношения к социально значимым ситуациям (в отношениях с ровесниками, взрослыми). В своем исследование мы делаем упор на значение влияния социальной и биологической подструктур на психодинамические характеристики отражающиеся на выборе типов реагирования во фрустрационной ситуации лиц юношеского возраста.

Личностные качества (психические, психофизиологические, социально-психологические), присущие только конкретному человеку, определяют его склонности, мотивы и особенности поведения в разных ситуациях. Недостаток одних качеств может быть до некоторой степени компенсирован другими. Основными качествами (элементами) личности считаются направленность, способности, психологический темперамент, характер. Эти качества находятся под влиянием следующих основных факторов.

Во-первых, индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интеллекта, взглядов, интересов).

Во-вторых, положения человека в окружении (статуса, социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, информированности, перспектив продвижения и т. п.). В-третьих, специфики отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами (в целом обстановку изменить всегда легче, чем личность).

Структура личности, определяющая ее индивидуальность, имеет несколько уровней. Глубинный уровень является психологическим (темперамент, психические состояния, характер), затем следует социальный уровень (опыт, знания, навыки), наконец, поверхностный уровень (направленность). Хорошее знание и понимание перечисленных выше моментов позволяет надежно предсказывать поведение людей, что способствует успешному управлению ими.


Мотивация достижения и избегания неудач напрямую связана с понятием способности. То как развиты, у человека, способности зависит вероятность достижения им успеха.

Способности рассматриваются как совокупность индивидуальных качеств человека и склонностей, необходимых для успешного выполнения того или иного вида деятельности. Они характеризуются скоростью восприятия и усвоения знаний и навыков. От уровня развития способностей зависит легкость обретения успеха. Исходя из этого, способности измеряются отношением:

На индивидуальном уровне способности определяются знаниями, умениями, мотивами, возможностями. На уровне группы здесь добавляются навыки совместной работы. Способности, во-первых, определяют, кого и на какое рабочее место необходимо поставить и, во-вторых, насколько эффективно данное лицо сможет там трудиться. В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, а один вид способностей - быть условием успеха в разных сферах деятельности. Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты. Разрыв в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения. Принято считать, что способности даются человеку от природы. В самом деле, от природы люди получают задатки, которые превращаются в способности под воздействием обучения, опыта и воспитания. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природного и приобретенного личностью в результате целенаправленного развития и саморазвития.

Выводы по главе 1

  1. При организации профотбора с молодежью необходимо учитывать специфику индивидуальности.
  2. Индивидуальность проявляется как в активности личности, так и в её психофизиологических реакциях в ситуациях фрустрации.
  3. Любая значимая для молодого человека ситуация может стать фрустрирующей, особенно если эта ситуация связана с удовлетворением насущной возрастной психологической потребностью. Например, потребностью в самореализации и самоопределении.
  4. Учет индивидуального стиля реагирования во фрустрационной ситуации при организации системы профотбора персонала позволит сделать прогноз о социально значимости той или иной ситуации, что можно будет использовать при назначении на должность.

Глава 2. Экспериментальное выявление и изучение особенностей реагирования лиц юношеского возраста в социально значимых ситуациях.

2.1. Описание экспериментальной модели исследования. Схема и план эксперимента.

Экспериментальное исследование индивидуального типа реагирования лиц юношеского возраста во фрустрационных ситуациях направлен на решение ряда исследовательских задач:

  1. Выявление особенностей социально значимых ситуаций. Возрастной аспект. Определение круга ситуаций, в которых бы юноша или девушка испытывали фрустрирующей состояние. С этой целью мы проводим три серии испытания при помощи методики Розенцвейга. 1-серия представленность детского варианта; 2 серия представленность взрослого варианта; 3 серия представленность модифицированного варианта с ситуациями актуально значимыми для лиц юношеского возраста. Анализ индивидуальных способов реагирования способствует сбору информации о ситуациях социально значимых, обвинение и препятствие в достижении желаемой возрастной потребности в которых может стать причиной фрустрации.
  2. Выявление сформированной системы ценности лиц юношеского возраста и типом их отношения к социально значимым ситуациям (в отношениях с ровесниками, взрослыми) при помощи методик Рокича, незаконченных предложения и методики Айзенка.
  3. Выявление особенностей психодинамических характеристик при помощи методики Конструктивность мотивации.
  4. Проведение сравнительного анализа данных с целью определения особенностей индивидуального стиля реагирования лиц раннего юношеского возраста.

В экспериментальном исследование приняло участие 32 учащихся академического лицея в возрасте 15-18 лет. Это оптанты участвующие в профотборе на должность менеджера по продажам. Эксперимент проводился в течении 2х месяцев по разработанной схеме. Понятие мотивация используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. В самом общем определении можно охарактеризовать мотивацию как тенденцию индивида быть активным, а именно выборочно, организованным образом. Если человек идет по улице, то его походка не мотивирована. Однако, она могла быть мотивирована, если он в игре, или в следствии навязчивой идеи избегает определенных плиток или камней мостовой. Если объяснить почему индивид делает то, что он делает, или не делает того, чего от него ожидают, то в анализе его деятельности подойдем к ряду понятий как потребность, желание, цель, импульс, инстинкт, побуждение. Ключевое положение при исследовании мотивации имеет потребность. Леонтьев А.Н. признает в качестве мотивов только потребности, которые получают предметное содержание, и что мотивы нельзя описать при помощи общих понятий субъективного характера, как желание и инстинкт. Нет так же низших и высших мотивов. Специфические человеческие потребности возникают из видоизмененной направленности индивида в течение всего развития. Рубинштейн С.Л. характеризует потребность с токи зрение 2х аспектов: с одной стороны, как переживание желательности чего-либо, что находится вне человека, с другой стороны, как исходные побуждения деятельности. Маслов разработал иерархию потребностей. Он предлагает 7 категорий человеческих потребностей:


1. физиологические потребности,

2 . потребности безопасности

3. потребность любви, проявляющаяся стремлением любить и быть любимым, а также потребностью принадлежать к определенной группе

4. потребность признания, уважения, компетенции

5 . потребность самореализации

6 . потребность познания

7. эстетические потребности

Мотивированное поведение удовлетворено при условии достижения цели, которой являются предметы, сами по себе, не имеющие мотивационной силы, они ее приобретают только отношением субъекта.

В содержании мотива можно выделить нечто специфическое, индивидуально-неповоторимое, определенное конкретной уникальной ситуацией, и нето устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем один из выдающихся форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую. По мнению Рубинштейна,"свойства характера - это в конечном счете и есть тенденция, побуждения, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях". В данном случае Рубинштейн имел в виду обобщенное предметное понятие мотива. Это же содержание имеется в виду, когда говорится о мотивах достижения, игры и т.п.

Таким образом, специфичность предметного содержания мотива является обобщенность. Мотивы с обобщением называют обобщенными мотивами, которые выступают в роли устойчивых атрибутов личности, однако они являются динамическими образованиями (реально действующие).

Актуализация мотива создает определенную тенденцию действия - разворачивается мотивационный процесс, направленный на реализацию определенного мотивационного отношения с окружающей действительностью. В процессе реализации этого мотивационного отношения человек преобразует актуальную ситуацию в желательную. Диагностика определенного мотива однозначно не определяет диагностику соответствующего ему вида мотивации. Например, степень выраженности патентного мотива достижения у врача может быть слабой. Это происходит из-за того, что рабочая ситуация не имеет для него личностного смысла, а это приводит к низкой эффективности профессиональной деятельности. Отличие мотива от мотивации заключается в том, что интенсивность актуальной мотивации складывается из интенсивности логичного мотива и интенсивности, ситуационных детерминант мотивации. Валидность диагностики мотива складывается из валидности методик, всей экспериментальной процедуры диагностики. Мотивы конкретизируются в мотивах и реализуются через них. Однако их нельзя отождествлять. Одна и та же потребность может реализовываться через разные мотивы, а один и тот же мотив может реализовывать разные потребности. Диагностика мотивов и потребностей нетождественна, хотя тесно взаимосвязана.