Файл: Право государственной и муниципальной собственности. Определение государственной и муниципальной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-залоговую цену земли,

-компенсационные платежи при изъятии земель,

-штраынфе платежи за экологический ущерб,

-налоговое обложение при гражданском земельном обороте[12].

Правовое регулирование земельной собственности представляет собой систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и муниципалитетов, их органов и должностных лиц на сферу земельных отношений с целью достижения наиболее эффективного использования земельных ресурсов.

2.2 Унитарные предприятия

Унитарное предприятие является особой организационно-правовой формой юридического лица. Возникновение этой формы обусловлено необходимостью, с одной стороны, сохранить государственную (муниципальную) собственность на средства производства, а с другой – обеспечить более эффективное управление ими как имуществом[13].

Эта задача была решена путём создания особых вещных прав – права оперативного управления и права хозяйственного ведения. Суть их состоит в том, что унитарное предприятие выступает в качестве «как бы собственника» закреплённого за ним имущества, но его правомочия по использованию и распоряжению этим имуществом ограничены действительным собственником – государством или муниципальным образованием.

Итак, дадим характеристику унитарному предприятию. Унитарное предприятие не является подразделением или органом государства или муниципального образования, несмотря на то, что учредитель сохраняет право собственности на имущество унитарного предприятия. Это самостоятельный субъект права, который может иметь (правоспособность) и своими действиями приобретать (дееспособность) собственные права и обязанности, то есть обладает гражданской правосубъектностью.

Основной целью деятельности унитарного предприятия является извлечение прибыли, поэтому такой хозяйствующий субъект относится к коммерческим организациям. Вместе с тем унитарному предприятию присущи специфические черты, которые заставляют отвести ему особое место среди коммерческих организаций.

Унитарное предприятие учреждается и реорганизуется по решению уполномоченного государственного органа или органа муниципального образования. Орган, учреждающий унитарное предприятие, утверждает его устав.

Уставный фонд унитарного предприятия формируется за счёт имущества, передаваемого учредителем. Причём уставный фонд унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть оплачен до его регистрации[14].


Унитарное предприятие имеет так называемую специальную правоспособность, то есть может заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его учредительных документах. Этим унитарное предприятие отличается от других коммерческих организаций – хозяйственных товариществ и обществ. Сделка, заключённая унитарным предприятием в противоречие с целями деятельности, указанными в его учредительных документах, может быть признана недействительной по иску от самого унитарного предприятия, от уполномоченного учредителем (государство или муниципальное образование) органа, от прокурора или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью унитарного предприятия (например, отраслевого ведомства, в ведении которого оно находится).

Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. У унитарного предприятия в отношении приобретённого им имущества возникает право хозяйственного ведения или право оперативного управления (в зависимости от вида унитарного предприятия), а у государства или муниципального образования – право собственности.

Исходя из вида вещного права, принадлежащего унитарному предприятию, различают два вида унитарных предприятий:

-унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

-унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия).

При этом в форме казённого предприятия могут создаваться только унитарные предприятия, имущество которых находится в федеральной собственности. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом являются вещными правами, производными от права собственности, принадлежащего владельцу этого имущества. Как было указано выше, право хозяйственного ведения и право оперативного управления максимально приближаются к праву собственности[15].

По общему правилу унитарное предприятие осуществляет в отношении принадлежащего ему имущества все правомочия собственника (владение, пользование, распоряжение), с ограничениями, установленными законом. Сделки по распоряжению имуществом унитарного предприятия в нарушение этих ограничений ничтожны, то есть недействительны, независимо от признания их таковым судом, и не порождают никаких правовых последствий. По степени ограничений права распоряжаться имуществом и различают право хозяйственного ведения и право оперативного управления.


Согласно пункту 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, в том числе денежными средствами, оно распоряжается самостоятельно.

Объём правомочий унитарного предприятия в отношении имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления, значительно уже. Самостоятельно унитарное предприятие (казённое предприятие) вправе распоряжаться лишь производимой им продукцией. Любым иным принадлежащим ему имуществом казённое предприятие может распорядиться лишь с согласия собственника этого имущества.

Ещё одним существенным отличием прав оперативного управления от права хозяйственного ведения является право собственника имущества, закреплённого за казённым предприятием, изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 164 «О государственных и муниципальных предприятиях» развивает, дополняет и детализирует основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации в отношениях унитарных предприятий. Закон предусматривает возможность создания федеральных, субфедеральных и муниципальных казённых предприятий[16].

Государство или муниципалитет, помимо указанных выше особенностей управления унитарным предприятием, вправе также распорядиться всем имуществом предприятия как имущественным комплексом. Например, Российская Федерация может передать имущественный комплекс федерального унитарного предприятия субъекту Федерации или муниципальному образованию. Субъект Федерации – другому субъекту Федерации или муниципалитету. При этом право хозяйственного ведения унитарного предприятия на имущество сохраняется. Поскольку унитарные предприятия являются только государственными или муниципальными, передать имущественный комплекс унитарного предприятия можно только Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию[17].

Для передачи унитарного предприятия в аренду, в доверительное управление предприятие должно утратить свой предыдущий правовой статус.


По общему правилу унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам, во-первых, само. Во-вторых, всем принадлежащим ему имуществом. Однако, с учётом ограниченного характера вещных прав унитарного предприятия на его имущество, специальной правоспособности унитарного предприятия и особого контроля над его деятельностью со стороны учредителя, законом установлены исключения из этого правила. Они состоят в возложении на учредителя унитарного предприятия так называемой субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность заключается в следующем: если имущество унитарного предприятия оказалось недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, они имеют право обратиться с иском к собственнику имущества, то есть к государству или органам местного самоуправления.

Применительно к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, субсидиарная ответственность предусмотрена пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учредителем, собственником имущества унитарного предприятия и лицом, которое имеет право давать обязательные для унитарного предприятия указания и возможность иным образом определять его действия, является государство или муниципалитет. Поэтому, если будет доказано, что несостоятельность унитарного предприятия вызвана учредившим его государственным или муниципальным органом власти, на последних будет возложена субсидиарная ответственность.

Заключение

В соответствии со статьей 8 Конституции в Российской Федерации «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Поэтому на современном этапе развития нашего государства становится очень важным дать правильную правовую оценку формам собственности, находящимся в управлении органов государственной власти и местного самоуправления.

За неполные сто лет в России было реализовано два кардинально противоположных по своей сути и мерам проекта перехода собственности из частных рук в государственные и обратно. Волна приватизации, затронувшая и крупные, и мелкие формы собственности, по-разному отразилась на их функционировании. Часть предприятий смогла обустроиться в рамках рыночной капиталистической экономики, другая часть оказалась разорена.

В связи с этим проблема правового урегулирования перехода из одной формы собственности в другую, даже в рамках отношений между государством и муниципалитетами, остаётся ключевой в рамках права собственности. Автор курсовой работы считает, что именно диспозитивное нормативное законодательство может позволить эффективно, без лишних юридических и экономических затрат, использовать материальные и нематериальные ресурсы, предназначенные для реализации поставленных перед государством и местным самоуправлением задач.


Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) URL: http://pravo.gov.ru/konstituciya (дата обращения: 23.07.2017)
  2. Федеральный закон от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 23.07.2017)
  3. Авакьян С.А. Муниципальное право России / М.: Проспект, 2015.-544 с.
  4. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления / М.: КноРус, 2015. - 280 с.
  5. Богданов М.С. Местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе / М.: Проблемы местного самоуправления № 55, 2014. - 30 с.
  6. Васильев В.И. Муниципальное право России. Образование / М.: Юстицинформ, 2015.- 680с.
  7. Голованов К.П. Имущественные права муниципальных образований / М.: Проблемы МСУ № 56, 2016. - 50 с.
  8. Ерёмин С.Г. Современные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью/ М.: Юстицинформ, 2016. - 200 с.
  9. Жилинский Е. С. Государственная собственность в Российской Федерации. Конституционно-правовая основа разграничения / М.: Норма, 2016. - 128 с.
  10. Заболотских Е.М. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления / М.: Проспект, 2014. - 230 с.
  11. Завьялов А.А. Земельные отношения в системе местного самоуправления / М.: Статут, 2015. - 256 с.
  12. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения / М.: Юстицинформ, 2014. - 260 с.
  13. Кутафин О. Е. Муниципальное право Российской Федерации / М.: Проспект , 2016.- 672 с.
  14. Лаврентьев А.Р. Содержание реформы местного самоуправления в современной России / М.: Право, 2015. - 140 с.
  15. Лексин В.Н. Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления [Текст] / М.: Ленанд, 2016. - 1024 с.
  16. Малько А.В.Муниципальное право России. Основы наук / М.: Юрайт, 2011. - 400 с.
  17. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления / М.: Юнити-Дана, 2015. - 688 с.
  18. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы / М.: Инфра-М, 2014. - 400 с.
  19. Наумов Д.С. Право государственной и муниципальной собственности/ М.: Право, 2014. - 200 с.
  20. Пешин Н.Л. Муниципальное право Российской Федерации. / М.: Юрайт, 2014.- 464с.
  21. Соловьёв М. М. Управление государственной собственностью. Методология, опыт, инновации / М.: Феникс, 2015. - 304 с.
  22. Хижняк А.К. Проблемы и тенденции правотворчества местной администрации городского округа / М.: Местное право - научно-практический журнал местного самоуправления и муниципального права № 6, 2015. – 112 с.