Файл: Право государственной и муниципальной собственности. Определение государственной и муниципальной собственности.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
5. прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.
Виды собственности на землю и её недра, водные ресурсы, лесные фонды, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вторую группу объектов государственной собственности (перечень 2) составляют относящиеся к федеральной собственности предприятия, отдельные объекты из состава которых могут передаваться в государственную собственность административно-территориальных образований и административное управление которыми до момента их приватизации осуществляет правительство Российской Федерации.
К ним относятся предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на российском или местных рынках товаров, работ и услуг, крупнейшие предприятия со среднегодовой стоимостью основных фондов более миллиона рублей или численностью занятых более 10 тысяч человек, предприятия атомного и энергетического машиностроения, рыбопромысловой промышленности.
В составе таких объектов названы не являющиеся имуществом предприятий государственные санаторно-курортные учреждения (находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации), объекты гостиничного хозяйства, учреждения здравоохранения и образования, культуры, спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, научно-производственные объединения.
К данному списку также относятся предприятия: автомобильного транспорта, строительства и эксплуатации водных сооружений, телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия и издательства, информационные и телеграфные агентства, предприятия по производству строительных материалов и конструкций. Элеваторные хозяйства, оптово-складские помещения и предприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций также включены в перечень таких объектов.
К муниципальной собственности органов местного самоуправления, в отнесены объекты, находящиеся в собственности муниципальных образований – городских и сельских поселений[6]. В число таких объектов входят: жилой и нежилой фонд, обслуживающие их жилищно-эксплуатационные и ремонтные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства и обслуживающие их предприятия.
К муниципальной собственности отнесены и такие объекты, как предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объёмов услуг указанных предприятий. В состав муниципальной собственности включены объекты здравоохранения, кроме областных больниц и диспансеров, дошкольного, начального и полного среднего образования.
Закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определили состав имущества, которое может быть в муниципальной собственности, исходя из компетенции муниципальных образований.
Компетенция муниципальных образований складывается из вопросов местного значения, отнесённых к таковым федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и отдельных государственных полномочий, осуществление которых возложено на органы местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[7].
Формулировка вопросов местного значения предусматривает различные способы их решения органами местного самоуправления. В одних случаях органы местного самоуправления обеспечивают предоставление услуг населению посредством создания необходимых для этого муниципальных предприятий и учреждений. В других случаях – занимаются предоставлением указанных услуг как через организации, находящиеся в муниципальной собственности, так и через другие хозяйствующие субъекты. В ряде случаев органам местного самоуправления предписывается создание условий для предоставления определённых услуг населению, то есть их деятельность должна быть направлена на развитие необходимой инфраструктуры, относящейся к иным формам собственности. В зависимости от этого решается вопрос о принадлежности тех или иных объектов имущества к муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления вправе решать иные, кроме прямо указанных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы, если они не отнесены к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключены из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[8]. Для этого могут потребоваться объекты имущества.
Органы местного самоуправления поселений муниципальных районов имеют право на основе соглашений передать часть своих полномочий, в результате чего может произойти перераспределение объектов собственности.
Таким образом, в муниципальной собственности могут находиться:
- имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;
- имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- имущество поселения, муниципального района, городского округа, необходимое для решения вопросов местного значения.
Органам местного самоуправления предстоит перераспределение объектов, находящихся в муниципальной собственности, а так же перепрофилирование и отчуждение ряда объектов.
Основные принципы разграничения государственной собственности:
-территориальный (на территории какого субъекта Российской Федерации расположен тот или иной имущественный объект);
-экономическая целесообразность (сфера деятельности предприятия, финансовое положение);
-сочетание федеральных и региональных интересов;
-адекватность финансовых вложений в объект;
-делегирование управленческих полномочий в отношении объектов государственной собственности между федеральными и региональными органами.
Глава 2 Отдельные объекты государственной и муниципальной собственности
2.1 Земельные ресурсы
Все объекты государственной и муниципальной собственности можно разделить на материальные и нематериальные объекты или на движимое и недвижимое имущество. Основную массу собственности государства составляют земля, природные объекты[9]. Среди природных объектов земля занимает особое положение, так как любая деятельность человека неразрывно связана с ней. Она является важнейшим видом и составной частью недвижимости. Земля, как и другие объекты недвижимости, характеризуется следующими свойствами:
-пространственной ограниченностью,
-невозможностью перемещение и передвижения без существенного нарушения характеристик,
-производительная способность,
-возможность улучшения при рациональном использовании.
Уникальное свойство земли – её способность с помощью природных сил производить в массовом порядке сырьевую продукцию. Земля как объект недвижимости проявляется только в том случае, если определён конкретный земельный участок. Земельный участок, находящийся в пользовании физического или юридического лица и имеющий границы. Этими понятиями определяется объём правомочий на землю (собственность, владение и пользование), процесс использования. Важнейшие характеристики земельного участка – его размер и местоположение.
Правовое содержание землепользования преобразуется в экономические параметры. В зависимости от объёма прав на земельный участок – собственность, пользование, аренда – существенно различаются его ценность, стоимость размещённых на участке сооружений.
В соответствии с Земельный кодексом участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Они могут выступать в качестве:
-собственников земельных участков,
-землепользователей,
-землевладельцев,
-арендаторов земельных участков,
-обладателей сервитутов.
Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц[10]. При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом. Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды.
Собственность федерального значения – земли, принадлежащие государству РФ на праве собственности. К таким землям относятся: земельные участки, признанные таковыми на основании федерального закона (п. 1 ст. З ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»); земельные участки, право собственности государства РФ на которые возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю; земельные участки, которые были приобретены государством РФ на основании пунктов Гражданского кодекса РФ.
Собственность субъектов РФ – земли, принадлежащие субъектам государства РФ на праве государственной собственности (республики, края, области, автономные округа и области). К таким землям относятся: земельные участки, признанные собственностью субъектов РФ на основании федерального законодательства; земельные участки, право собственности на которые возникло в процессе разграничения государственной собственности на землю; земельные участки, которые были приобретены субъектами РФ на основании гражданского законодательства.
При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством[11]. Объекты права государственной собственности на землю – земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость. Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается землях, принадлежащих государству. Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования. По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а так же иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использовании и охраны земель.
Земля для муниципальных органов представляет собой особый вид собственности, поскольку выступает как:
-среда проживания населения,
-база для размещения всех видов деятельности, связанной с функционированием территории,
-источник формирования доходной части бюджета,
-объект налогообложения и взимания платежей за её использование.
Земля как вид государственной и муниципальной собственности является надёжным инструментом пополнения бюджета. На сегодняшний день система правовых и экономических регуляторов земельных отношений включает:
-арендную плату за землю,
-рыночную цену земли,