Файл: Право государственной и муниципальной собственности. Определение государственной и муниципальной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Процесс становления эффективной систему хозяйствования в России протекает сложно и противоречиво. Реализация политики приватизации не дала ожидаемых положительных экономических результатов. Практика осуществления трансформации собственности требует корректировки курса структурных преобразований отношений собственности. В связи с этим встаёт вопрос о путях дальнейшего реформирования отношений государственной и муниципальной собственности с целью повышения экономической и социальной эффективности общественного производства. Для реализации этой цели предлагаются различные меры – от проведения дальнейшего радикального приватизационного процесса до национализации предприятий.

В сложившейся ситуации государственная политика регулирования отношений собственности приобретает особое значение. От неё зависит будущая модель ведения хозяйства, в которой структура формы собственности, объём государственного и муниципального сектора, решение социальных вопросов, экономические функции государства и механизмы их осуществления должны способствовать прогрессивному развитию общественной системы.

Цель курсовой работы – определение положения государственной и муниципальной собственности как вида права собственности.

Задачи курсовой работы: определение понятий государственной и муниципальной собственности, выявление существенных правовых отличий между государственной и муниципальной собственностью, рассмотрение отдельных видов собственности на примере земельных ресурсов и унитарных предприятий.

Проведение в России кардинальных реформ собственности столкнулось с рядом проблем, связанных с разработкой законодательства, способного урегулировать существующие общественные отношения. В середине 1980-х годов начавшиеся процессы преобразования отношений собственности оказали серьёзное влияние на развитие представлений о собственности, как объекте правового регулирования. Актуальными стали вопросы, затрагивающие существование объективной основы многообразия форм собственности, её многосубъектовости. В новых экономических условиях возникает необходимость переосмысления сложившегося положения в сфере государственного и муниципального секторов.

Институт собственности представляет собой важнейший инструмент формирования богатства, хозяйственного использования ресурсов и обеспечения социального благополучия.


Проведение реструктуризации государственной (муниципальной) собственности в переходный период экономического развития обнаруживает целый ряд проблем. Во-первых, возникла необходимость в определении степени и характера государственного вмешательства в экономику, путей становления новой модели регулирования многообразных отношений присвоения, специфики управления государственной (муниципальной) собственностью в новых условиях хозяйствования. Во-вторых, в связи с проблемой реализации многообразных форм собственности особенно остро встаёт вопрос повышения их экономической эффективности. В-третьих, в ходе преобразования отношений собственности обострились проблемы, связанные с социальной эффективностью реализации государственной (муниципальной) и частной форм присвоения.

Глава 1 Общая характеристика государственной и муниципальной собственности

1.1 Определение государственной и муниципальной собственности

Государственная и муниципальная собственность возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления, денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и прав пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца – народа, составляет суть государственной и муниципальной собственности[1]. Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами. Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам, с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.

Для понимания сути государственной и муниципальной форм собственности важно определить, что вкладывается в образ собственника, субъекта государственной и муниципальной формы собственности, в чьём лице он представлен. Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население регионов, территориально-административные образования (города, районы, сельские поселения). Реальными же распорядителями от лица государства, субъекта Федерации, иной административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.


Государственная и муниципальная собственность делится официально на три группы:

-государственная федеральная собственность (собственность Федерации);

-государственная собственность субъектов Федерации (субфедеральная собственность);

-муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

Исторически формы государственной собственности были порождены самой необходимостью создания государства как особого аппарата, стоящего над обществом и выполняющего специфические функции защиты существующего социально-экономического строя. Для того, чтобы выполнять такого рода функции, государство должно было располагать имуществом и доходами, которые требовались для материального содержания органов государственной власти, полиции, армии, судов. Это была государственная собственность в её простом и чистом виде, главное место в которой занимало денежное содержание казны и государственного бюджета.

Сегодня государство располагает не только денежными средствами и имуществом, но и, в лице государственного сектора экономики, разного рода предприятиями, производящими те или иные товары и услуги[2]. Следовательно, государство представляет собой одновременно и политическую систему, и субъект экономической деятельности.

В первом смысле слова государство проявляет себя в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Как аппарат власти оно ничего материального не создаёт.

Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы. По своей сути это такой же участник хозяйственной жизни, как и предприятия других секторов народного хозяйства.

Специфика государственной, а так же муниципальной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают различные структуры управления.

Установление рационального соотношения масштабов государственной федеральной, государственной субфедеральной, муниципальной, частной групповой, частной индивидуальной форм собственности, с учётом возможностей их совмещения и преобразования из одной формы в другую – важнейшая часть социально-экономической политики государства[3].

В российском законодательстве государство традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности, то есть публичным собственником. Отличительные черты правового положения субъектов публичной собственности:


-наличие у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

-реализация этого права в публичных, общественных интересах.

В соответствии с отечественным законодательством публичная собственность имеет две разновидности – государственную и муниципальную.

Как следует из предыдущего рассмотрения, разные формы собственности не разделены непроницаемым барьером. На стыке их возникают иные формы, которые, в силу их своеобразия, специфики субъектов собственности, трудно отнести к одной из базисных форм. В пределах некоторых сформировавшихся в рыночных условиях форм собственности, например акционерной, сочетаются индивидуальная и групповая частная собственность, а при наличии государственных пакетов акций (или долей в других хозяйственных обществах) происходит совмещение разных форм собственности в пределах одного объекта.

Их этого следует, что не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности. Неизбежно образование смешанных форм собственности, в том числе переходных от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – групповой, на землю – государственной и все эти факторы производства объединены на одном предприятии, то собственность предприятия как комплекса – смешанная.

Соответственно, есть все основания признать наличие и объективное действие принципа взаимопроникновения и общего существования разных форм собственности в пределах одного объекта и даже субъекта. Одни и те же факторы производства могут быть одновременно в определённом ракурсе объектами разных форм собственности. Представление о формах собственности, их взаимодействии и преобразовании не является застывшим. По мере развития экономической и юридической наук оно углубляется и совершенствуется.

1.2 Разграничение государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом «г» статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[4]. При этом в пункте «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации определено, что в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею. Это означает, что именно Федерация устанавливает, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности и как управлять этой собственностью[5].


Порядок отнесения государственного имущества к разным уровням Федерации определяет постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербург и муниципальную собственность».

Согласно указанному постановлению к федеральной собственности отнесены пять видов объектов (перечень 1):

1.Объекты, составляющие основу национального богатства страны. Это ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, объекты историко-природного, культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. К ним относятся: государственная казна Российской Федерации, имущество Вооружённых сил, специальных войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений, финансируемых из государственного бюджета.

Объекты Российской академии наук, отраслевых академий Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

Предприятия и объекты служб: геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической, контроля за состоянием и охраны природной среды и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологической и ветеринарной, стандартизации и метрологии. Машиностроительные станции и полигоны. Государственные запасы, мобилизационные резервы и предприятия, обеспечивающие их сохранение.

3. Объекты оборонного производства.

4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.

К этой категории относятся предприятия и объекты: добывающей промышленности (за исключением добычи местного сырья), топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, транспорта (за исключением автомобильного), речного и морского флота, газификации (за исключением муниципальной), федеральных автомобильных дорого общего пользования, предприятия связи, теле-радио передающие станции, серпентарии, предприятия по производству ценных и анодромных рыб.