Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Теоретические аспекты предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1.1 Особенности понятия «предпринимательская деятельность»

Цели и интересы конкретного предпринимателя могут быть самыми разными (рис. 1.2).

Цели и интересы предпринимателя

Получение высоких и постоянных доходов

Работа в долгосрочном периоде

Завоевание рынка

Самореализация

Рис. 1.2 Цели и интересы предпринимателя

Дефиниции «малого и среднего предпринимательства» в специализированной литературе в широком диапазоне значений – от формально-логических, которые акцентируют внимание на атрибутивные параметры, до в большей степени детальных определений.

МСП – это предпринимательская деятельность, которая осуществляется участниками рыночной системы хозяйствования при конкретных условиях, определяющих сущность этого понятия. Эти критерии устанавливаются законами, госорганами и иными представительными организациями.

В научной литературе внимание заостряется на перечне признаков, которые отличают МСП от крупного бизнеса (одна из классификаций уже была представлена в табл. 1.1). С нашей точки зрения важнейшими выступают следующие два признака МСП (рис. 1.3).

Важнейшие признаки МСП

Небольшой рынок сбыта, не позволяющий предприятию оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара

Персонифицированное управление, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом, в процессе принятия всех решений и свободны о т контроля извне

Рис. 1.3 Основные признаки малого и среднего предпринимательства

Анализ опыта трактовки данной дефиниции дает возможность сделать вывод, что в преобладающем количестве ситуации используются критерии количественного характера для выделения малых предприятий, качественные же применяются куда как более редко. Совокупное число критериев, которые позволяют отнести организации к малому бизнесу, более чем 50. К самым часто используемым показателям относятся такие как размер активов, величина уставного капитала, количество занятых в организации, размер оборота, а также объем прибыли или выручки.

МСП – представляет деятельность коммерческого плана, характеризующуюся повышенным уровнем риска и нацеленную только на конкретный локальный рынок, который ограничен в территориальном плане. Субъект МСП зачастую имеет на данном рынке невысокий удельный вес. Для данного вида деятельности характерно применение незначительной величины факторов производства, особенных методов и путей организации производства, а также ведения бизнеса. Это проявляется в том, что владелец сам осуществляет управление своей фирмой, а может даже лично принимать участие в процесс производства.


Спорным и обсуждаемым является перечень показателей, которые дают возможность причислить организацию к той или иной конкретной группе субъектов малого и среднего предпринимательства. Хотя основные выделить можно: к ним относится доля дохода предприятия, количество персонала и т.д. Как кажется, налицо объективная необходимость составления конкретной четкой типологии со стороны государства. При этом следует учитывать основные направления деятельности организации, а также способы и возможности стимулирования их развития, как со стороны государственных органов, так и органов местного самоуправления [3, c. 26].

В следующем параграфе представленной работы приведем классификацию субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их деятельности и организационно-правовых форм.

1.2 Классификация субъектов предпринимательской деятельности, их деятельности и организационно-правовых форм

Сразу следует отметить, что имеются различные классификации субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от критерия сравнения.

Первым шагом в рамках данного параграфа представим классификацию субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), согласно которой они разносятся в три группы, отображенные на рисунке (рис. 1.4).

Субъекты МСП

Производственные предприятия, малые по численности, но современные по организации, технологии

Формы малого и среднего бизнеса, основанные на привлечении или без привлечения дополнительных работников (классическим примером такого рода являются фермерские семейные хозяйства)

Индивидуальная трудовая деятельность

Рис. 1.4 Типология субъектов МСП

Имеется возможность классифицировать малые предприятия на следующие группы по характеру коммерческой деятельности, которую они осуществляют [14, c. 42]:

1) организации традиционных направлений деятельности (питание, торговля, медицинские услуги и т.д.);

2) организации, которые нацелены на главные для государства виды деятельности (иными словами, организации стратегических видов деятельности, к которым можно отнести предприятия оборонной промышленности и т.п.).


Рассмотрим понятие организационно-правовой формы предприятия и их классификацию с выявлением особенностей каждой конкретной из них.

Организационно-правовая форма (ОПФ) юридического лица представляет комплекс определенных признаков, которые объективно можно выделить в совокупности общих признаков юридического лица, а также значительно отличающих конкретную группу юридических лиц от остальных [9, c. 381].

В соответствии с организационно-правовой формой каждый юридические лица дифференцируются на группы (рис. 1.5).

Юридические лица

Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственников; благотворительных фондов и других законодательно разрешенных формах

Рис. 1.5 Классификация юридических лиц в соответствии с их организационно-правовой формой

Произведем обзор принципов предпринимательского права.

В Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется согласно принципам, которые закреплены Конституцией РФ [1], а также первой статьей Гражданского кодекса РФ [2].

Однако предпринимательские отношения в правовом плане регулируются иными принципами (рис. 1.6).

Принципы правового регулирования предпринимательских отношений

Свобода предпринимательской деятельности

Юридическое равенство различных форм собственности

Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности

Законность предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Рис. 1.6 Принципы правового регулирования предпринимательских отношений

Уровень демократизации государства, а также открытость его экономике во многом зависят от степени развития малого бизнеса и предпринимательской активности. Государство с помощью поддержки сфера малого предпринимательства имеет возможность более эффективно решать проблемы повышения благосостояния и уровня жизни населения, а также роста удельного веса граждан, имеющих средний уровень дохода. Это актуально для российской действительности в силу того, что у нас наблюдается огромная дифференциация доходов населения, 10% которого живут за чертой бедности. Немаловажным фактором значимости поддержки малого бизнеса является и увеличение размера налоговых доходов государства [7, c. 249]


Предприниматель имеет право заниматься любыми видами деятельности, которые не подпадают по действие законодательного запрета.

Как уже было сказано выше, статус предпринимателя в качестве юридического лица он получает только после факта государственной регистрации организации. Деятельность предпринимателя позиционируется как индивидуальная (ИП), если он осуществляет её без использования труда наемных работников. Если же используется наемный труд, то регистрируется организация в какой-либо организационно-правовой форме.

Перечислим виды предпринимательства [16, c. 127] в зависимости от содержания деятельности (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Виды предпринимательства в зависимости от содержания деятельности

Вид

Содержание деятельности

1

Производственное

Деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработку и представление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям

2

Коммерческое

Суть составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг. Первой стадией технологии является выбор – что покупать, что перепродавать и где.

Вторую стадию технологии составляет маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров (услуг) и выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка

Окончание табл. 1.2

3

Финансовое

Является видом коммерческого предпринимательства, так как объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме

4

Страховое

Это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход

5

Посредническое

Проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход

Организационно-правовые формы (ОПФ) хозяйственной деятельности весьма разнообразны в процессе перехода к рыночной системе хозяйствования [6, c. 141].


Перечислим основные признаки, по которым классифицируется вся совокупность ОПФ предприятий (рис. 1.7).

Основные признаки классификации организационно-правовых форм предприятий

Статус собственника применяемого капитала

Способ распределения прибыли и убытков

Количество участников данного хозяйственного объединения

Форма управления

Источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта

Пределы имущественной ответственности

Рис. 1.7 Основные признаки классификации ОПФ предприятий

Как уже было обозначено ранее, предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица.

Под физическим лицом понимается гражданин, осуществляющий лично (без привлечения наемного труда) предпринимательскую деятельность, без принятия статуса юридического лица. Как было отмечено, право на осуществление данного вида деятельности он получает с момента госрегистрации.

Иная категория организационно-правовой формы хозяйствования именуется общим понятием «юридические лица». Основные признаки ЮЛ заключаются в том, что оно представляет, прежде всего, организацию. Под организацией понимается определенным образом объединение лиц, которое:

а) владеет обособленным имуществом;

б) несет ответственность эти имуществом по имеющимся обязательствам;

в) имеет право от своего имени приобретать и реализовать ряд имущественных и неимущественных прав;

г) имеет определенные обязанности;

д) может выступать истцом и ответчиком в ходе судебного процесса;

е) обладает своим балансом / сметой.

Перечисленные организации делятся на два коммерческие и некоммерческие (см. рис.1.5).

Именно коммерческие организации являются теми предпринимательскими структурами, которые занимают главное место в рыночной системе хозяйствования [4, c. 211]:

  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные общества;
  • производственные кооперативы;
  • государственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Следующий раздел представленной работы посвящается анализу деятельности и государственной поддержки такому субъекту малого и среднего предпринимательства как ООО «Сибирский Джинсовый центр»