Файл: Стресс и управление им в деятельности руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате проведенного корреляционного анализа по методу Пирсона был получен коэффициент корреляции со знаком «-», что означает, что между показателями стажа работы руководителей и показателями степени стрессоустойчивости по методике Холмса и Раге существует обратная зависимость. То есть, чем больше стаж работы, тем меньше сумма баллов показывающих стрессоустойчивость по методике Холмса и Раге (рисунок 2). А так как по методике Холмса и Раге чем меньше сумма баллов, тем выше степень стрессоустойчивости, значит можно сказать, исследование показало, что большему стажу работы соответствует более высокая степень стрессоустойчивости.

Рисунок 2. - Взаимосвязь стажа работы руководителей и степени стрессоустойчивости

Установлена прямая взаимосвязь между показателями стрессоустойчивости и стажем работы в управленческой деятельности руководителя:

У руководителей с небольшим стажем работы (до 5 лет) – самый низкий показатель стрессоустойчивости: по методике Р. Кеттелла равен 4,9, по методике Холмса и Раге – 280;

У руководителей со стажем работы от 6 до 9 лет – показатели стрессоустойчивости следующие: по методике Р. Кеттелла - 6,38, по методике Холмса и Раге – 232;

У руководителей со стажем работы более 10 лет – самый высокий показатель стрессоустойчивости: по методике Р. Кеттелла – 8,38, по методике Холмса и Раге – 191.

Для изучения ситуационного контекста копинг-поведения руководителей был использован опросник-интервью. Руководителей просили вспомнить и описать профессиональные стрессовые ситуации, которые были в их деятельности и которые они оценивают для себя как стрессовые или напряженные. Процесс данного исследования данную работу не вошел по причине ограниченного объема работы.

При проведении корреляционного анализа по критерию Пирсона были выявлены следующие корреляционные связи.

Интенсивность любознательности у сотрудников МЧС имеет обратную корреляцию с семейной виной (r=-0,437; p=0,05), семейной тревожностью (г=-0,866; p=0,01), семейной напряженностью (r=-0,786, p=0,01) и с общим уровнем семейной тревожности (r=-0,764; p=0,01). Показатель любознательности падает при наличии стрессирующих факторов, поэтому в данном случае можно предположить, что проблемы в семье являются для человека стрессом, и чем они сильнее, тем меньше человек проявляет себя в познавательной деятельности.

Интенсивность тревоги по тесту на стресс и депрессию имеет прямую связь со стажем в должности руководителя (r=0,709; p= 0,01).


Частота тревоги имеет обратную связь со стажем работы (r=-0, 514; p= 0,01), Шкала частоты тревоги показывает ее уровень в обычном состоянии, поэтому в данном случае можно предположить, что при накоплении тревоги в обычном состоянии, человек ищет в семье отдушину, место, где он может забыть о тревоге.

Выводы по главе 2

В данной работе были рассмотрены психологические особенности руководящего состава высшего и среднего звена. Деятельность руководителей зачастую связана с экстремальными условиями, для которых характерны сильные психологические воздействия на психику, что обуславливает повышенные требования к профессиональным качествам руководителя.

В эмпирической части работы было проведено исследование взаимосвязи профессионального стресса и стажа профессиональной деятельности в должности руководитля. С помощью корреляционного анализа, проведенного по критерию К. Пирсона, такая взаимосвязь была выявлена, что доказало гипотезу: существует взаимосвязь уровня профессионального стресса и стажем руководителей высшего и среднего звена.

Заключение

Современная бизнес - среда является сильным стрессогенным фактором. Для нее являются характерными такие особенности как высокая скорость изменений, неопределенность, высокая конкуренция. Условия, в которых ведется современный бизнес, существенно напрягают ресурсы человеческой психики и организма. Постоянный риск, конкурентность, необходимость принимать решения в условиях неполной информации, высокий уровень целей при ограничении временного ресурса, необходимость одновременно концентрироваться на нескольких задачах — все эти факторы могут привести к состоянию хронического стресса, с последствиями, о которых говорилось выше. Именно поэтому управление стрессом — одна из важнейших компетенций, необходимая современному менеджеру.

Руководитель несет ответственность за уровень стресса не только у себя, но и у своих сотрудников. Истощенный стрессом сотрудник не достигает высот производительности, работает только на том уровне энергии и старания, чтобы избежать увольнения. Средний показатель производительности российских организаций — 50 — 55% от возможного уровня. Отчасти это связано с хроническим стрессом, который переживает персонал. Кроме снижения результативности неуправляемый стресс определяет низкий уровень лояльности и приверженности сотрудников организации. Растет количество «внутренне уволившихся», возрастает текучка, страдает эмоциональный климат в коллективе.


Одни причины стрессового состояния могут быть нейтрализованы личными усилиями субъекта по преодолению трудностей, по совершенствованию им умений совладания со стрессом. Другие - требуют организационных решений: изменения организационной политики и организационной структуры, перехода на новый этап организационного развития, технологической модернизация предприятия, улучшения условий труда и т.д. Причины стрессовых состояний могут быть ослаблены при соответствующих изменениях в общественном сознании, при существенных изменениях во взглядах на профессию, а также профилактике стрессов на предприятии.

От конфликтных ситуаций можно и нужно защищаться. В настоящее время проблема психоэмоционального стресса стала не только медицинской, но и социальной. Развитие человеческого общества, к сожалению, часто приводит к созданию конфликтных социальных ситуаций. Они включают и военные, и экономические конфликты, и экологические катастрофы. Вопрос лишь один - как остаться здоровым в этих условиях?

К сожалению, в нашей стране совершенно не разработана система медицины здоровья. В действительности, каждый человек на своем рабочем месте должен получать постоянную информацию о состоянии своего здоровья.

Существует несколько путей управления стрессом. Можно удалить стрессовый фактор, или изменить психологическое окружение, в котором находится человек. В других случаях можно изменить стрессовые симптомы таким образом, что они не будут иметь долгосрочного эффекта. Выделяют организационные и индивидуальные методы управления стрессом. Организационные методы включают: оздоровительные программы для сотрудников; изменение рабочего окружения и т.д. К индивидуальным методам относят: психологический (изменение окружения, в котором существует стресс; изменение познавательной оценки окружения; изменение поведения для изменения окружения) и физиологический методы (улучшение физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом).

В целом можно выделить два основных понятия «стресс в труде»:

В более узкой трактовке стресс - это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т.е. перегрузка, сверх-стимуляция и т.п.

В более широкой трактовке стресс - это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек – среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция).


Список использованных источников

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии – СПб: Речь, 2014.

2. Агарсков В., Быховец Ю., Макарчук А., Химчян З. Психология посттравматического стресса. Часть 3. Теория и методы. / Под. ред. Тарабиной Н. - М.: Когито-Центр, 2014.

3. Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности – М: ПЕР СЭ, 2015.

4. Вендров Е.Е. Психилогические проблемы управления – М: ПЕР СЭ, 2014.

5. Вейсингер X., Дж. П. Полив-Фрай. Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности. - М.: Манн, 2016. - 336 с.

6. Воронов М., Гримблат С. Групповой портрет депрессии. - М.: Ника-Центр, 2014. - 380 с.

7. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие – Самара: БАХРАХ – М, 2014.

8. Гринберг Д. Управление Стрессом 9-е издание – СПб: Питер, 2014.

9. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов – М:Флинт, 2013.

10. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. - М: Когито-Центр, 2013, 512 с.

11. Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер., 2013.

12. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник – М: ИНФРА-М, 2014.

13. Купер К.Л., Картрайт С. Стресс на рабочем месте. - М.: Гуманитарный центр, 2013. - 236 с.

14. Лебедев В. И. Психология и управление – М: ПЕР СЭ, 2013.

15. Никифорова Г.С., Митриевой М.А. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. - СПб: Питер, 2014.

16. Печкарева А. Как успешно бороться со стрессом. - М.: Феникс, 2014. - 192 с.

17. Покровский В.И. Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам / Под ред. Академии РАМН. - М.: Медицина, 2004. - 400 с.

18. Самоукина Н.В. Экстремальная психология — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС.

19. Самыгин С.И. Психология управления. / Под. ред. Волковой Д. - М.: Феникс, 2016. - 189 с.

20. Сапольски Р. Психология стресса. /Пер. Николаева Е. - СПб.: Питер, 2015. - 480 с.

21. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М.: Медгиз, 1960. — 254с.

22. Сивил Дж. Стресс-менеджмент. / Пер. Сударенко А. - М.: Эксмо, 2014. - 240 с.

23. Третьяк Л., Ковпак Д. Депрессия. Современные подходы к диагностике и лечению. - М.: Наука и техника, 2014. - 384 с.

24. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. - М.: Медицинское информационное агентство, 2013. 812 с.


25. Чутко Л.С.,Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психихологические аспекты. - М.: МЕДпресс-информ, 2015. - 256 с.

Приложение А

Методика: «16 факторов личности» по Р. Кеттеллу

(сокращенный вариант)

1. Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями:

а) всегда б) обычно в) редко.

2. При виде диких животных мне становится несколько не по себе, даже если они надежно заперты в клетках:

а) да, это верно б) не уверен в) нет, это неверно.

3. Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов:

а) да б) иногда в) нет.

4. Я делаю людям резкие критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают:

а) обычно б) иногда в) никогда не делаю.

5.Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям:

а) верно б) не уверен в) неверно.

6. Если бы я увидел двух дерущихся соседских детей:

а) я бы предоставил им самим выяснить свои отношения,

б) не знаю, что предпринял бы,

в) я постарался бы разобраться в их ссоре.

7. Если человек обманывает, я почти всегда могу заметить это по выражению его лица:

а) да б) верно нечто среднее в) нет.

8. Я считаю, что самую скучную повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости:

а) согласен б) не уверен в) не согласен

9. Изредка я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не знаю от чего:

а) да б) верно нечто среднее в) нет.

10. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват:

а) никакого чувства вины у меня не возникает,

б) верно нечто среднее,

в) я все же чувствую себя немного виноватым.

11. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:

а) да б) затрудняюсь ответить в) нет.

12. Разговаривая, я склонен:

а) высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову,

б) верно нечто среднее,

в) прежде хорошенько собраться с мыслями.

13. Даже если я чем-нибудь сильно взбешен, я успокаиваюсь довольно быстро:

а) да б) верно нечто среднее в) нет.

14. “Лопата” так относится к “копать”, как “нож” к:

а) острый, б) резать, в) точить.

15. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть:

а) да, это верно б) не уверен в) нет, это неверно.

16. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:

а) да, это верно б) верно нечто среднее в) это неверно,

17. Устаревший закон должен быть изменен: